Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый и средний бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; привлечение личных средств населения на развитие производства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
1. Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике …….5
1.1 Сущность и динамика малого и среднего предпринимательства ……8
1.2 Функции и факторы развития малого и среднего
предпринимательства……………………………………………………………10
2. Опыт Развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах …………………………………………………………………………..13
2.1 В ЕС ……………………………………………………………………. 14
2.2 В Соединенных Штатах Америки ……………………………………..16
2.3 В Китае …………………………………………………………………..18
2.4 В России ………………………………………………………………….
3 Особенности становления и развития малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………20
3.1 Анализ состояния ……………………………………………………….23
3.2 Перспективы развитие малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………………………………….25
Заключение …………………………………………………………………….34
Список используемой литературы …………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 503.22 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………3

1.  Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике …….5

1.1 Сущность и динамика малого и среднего предпринимательства ……8

1.2 Функции и факторы развития малого и среднего

предпринимательства……………………………………………………………10         

2. Опыт Развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах …………………………………………………………………………..13

2.1 В ЕС …………………………………………………………………….  14

2.2 В Соединенных Штатах Америки ……………………………………..16

2.3 В Китае …………………………………………………………………..18

2.4 В России ………………………………………………………………….

3 Особенности становления и развития малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………20

3.1 Анализ состояния ……………………………………………………….23

3.2 Перспективы развитие малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………………………………….25

Заключение …………………………………………………………………….34

Список используемой литературы …………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для Республики Беларусь, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого и среднего предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое и среднее предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Анализ экономической  литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых и средних предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых и средних предприятий относительно низкая. При росте численности малых и средних предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое и среднее предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

  1. формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
  2. расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг.

Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый и средний бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых и средних предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных; создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов; вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся); формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей; активизация научно-технического прогресса; освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств; содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств; освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие, экономические  и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики Беларуси.

Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы.

 

1 МАЛОЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

 

Малое и средние предпринимательство  – важнейшие элементы рыночной экономики, без которых не может гармонично развиваться государство. Малое и средние предпринимательство во многом определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, малые и средние предприятия формируют здоровую рыночную конкурентную среду, средний класс, являющийся опорой общественной системы, быстро и эффективно решают многие социальные проблемы государства.

Под предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство  употребляется английский аналог – бизнес) в котором понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство).

Малое предприятие – это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого и среднего  предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства является численность работающих.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. №685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:

    1. в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
  1. в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере – до 60 человек;
    1. в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
  1. в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек;
    1. в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

Особое значение малое и средние предпринимательство имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в переходный период. Малое и среднее предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость.

Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, малый и средний бизнес имеет  ряд достоинств:

  1. сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
  2. массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
  3. ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
  4. мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
  5. быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
  6. способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
  7. коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
  8. быструю адаптацию на внешнем рынке;
  9. углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
  10. значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.

Наряду с достоинствами  малому и среднему  бизнесу присущи  и некоторые недостатки. Это:

  1. более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  2. высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
  3. сосредоточенность малого бизнеса в крупных городах (Практически невозможно создать и развивать малый бизнес в небольшом населенном пункте или городе, где работает только одно крупное предприятие. Если мастерская по ремонту обуви, одежды или бытовой техники в крупном населенном пункте может приносить заметную прибыль, то в небольшом городе, вероятнее всего, подобный бизнес будет рентабельным, но не слишком прибыльным);

4. повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

5. трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

6. неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Некоторые недостатки малого бизнеса могут иногда становиться  его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который, с одной стороны, не позволяет  решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации.

Следует отметить, что Малый  бизнес в рыночной экономике - ведущий  сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого и среднего бизнеса.

 

1.1 Сущность и динамика малого и среднего предпринимательства

 

 

Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его  трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической  категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать  на потенциальный источник выгоды.

Предпринимательство – это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

По своей экономической  природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и  является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в  процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное  звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих  субъектов.

Товарное производство исторически  и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен  же, во-первых, стимулирует поиск  новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы.

В-третьих, сталкиваясь в  процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную.

В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Информация о работе Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике