Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый и средний бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; привлечение личных средств населения на развитие производства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
1. Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике …….5
1.1 Сущность и динамика малого и среднего предпринимательства ……8
1.2 Функции и факторы развития малого и среднего
предпринимательства……………………………………………………………10
2. Опыт Развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах …………………………………………………………………………..13
2.1 В ЕС ……………………………………………………………………. 14
2.2 В Соединенных Штатах Америки ……………………………………..16
2.3 В Китае …………………………………………………………………..18
2.4 В России ………………………………………………………………….
3 Особенности становления и развития малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………20
3.1 Анализ состояния ……………………………………………………….23
3.2 Перспективы развитие малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………………………………….25
Заключение …………………………………………………………………….34
Список используемой литературы …………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 503.22 Кб (Скачать)

Развиваясь в этих условиях, негосударственный сектор экономики  Республики Беларусь, к настоящему времени представляет собой достаточно ёмкий сектор общественного производства, ощутимую экономическую силу. Удельный вес его в объёме валового внутреннего продукта в 2006 году достиг 45,7% (в 1994 году этот показатель равнялся 39,6%). Однако очевидны достаточно скромные темпы прироста вклада продукции негосударственных предприятий в ВВП страны.

В негосударственном секторе  функционирует более тысячи акционерных обществ и более 24 тысяч малых предприятий. Темпы прироста выпуска продукции негосударственными предприятиями в 2006 году по сравнению с предыдущим годом составили 17,8%, в то время как государственными – 6,1%. Капиталоёмкость продукции в негосударственном секторе экономики на 20% ниже по сравнению с государственным. Вместе с тем с началом экономических реформ рост негосударственного сектора экономики Республики Беларусь происходи в основном за счет разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности.

На сегодня, в основном, исчерпаны прежние возможности  первоначального накопления и формирования стартового капитала за счет спекулятивного торгового оборота. В тоже время  благоприятная рыночная среда для  более интенсивного роста негосударственного сектора экономики и получения  от него высокой отдачи пока не создана [6, с. 104].

Это обусловлено, прежде всего, утяжеленной системой налогообложения  и регистрации хозяйственной  деятельности, неразвитостью фондового  рынка, непривлекательностью предложения  долгосрочного кредита, недостаточными объёмами привлечения сбережений населения  и иностранных инвестиций. При  этом очевидно ослабление рычагов государственного управления, в то время, как механизм корпоративного управления, заключающийся в действенном акционерном контроле, не работает в полной мере. Не создана также финансовая база для проведения глубокой технологической реструктуризации и интенсивного экономического роста, - следствии слабой привлекательности финансовых инвестиций для частных и иностранных инвесторов, а также утечки финансового капитала в зарубежные страны. Это предопределяет угрозу технологического отставания, снижение конкурентоспособности и вытеснение отечественных производителей с внешнего и внутреннего рынка зарубежными конкурентами.

С учетом указанных факторов, СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПЛАНОМ развития негосударственного сектора экономики представляется необходимым обеспечить рост главным  образом за счет инвестиционных вливаний и перемещения рабочей силы на технологически обновленные рабочие  места. К 2010 году планируется увеличение доли продукции негосударственного сектора в общем объёме промышленного  производства, по крайней мере, до 65%. При этом объектом пристального внимания должно стать существенное повышение  уровня эффективности производства и качества продукции [2, с. 152].

Особое место в негосударственном  секторе занимает малый и средний  бизнес, формирующий рыночную экономику  с более высоким темпами динамики экономического роста и эффективности, чем в государственном секторе  экономики. По итогам 2006 года, число  малых предприятий в Республике Беларусь достигло более 32% от общего числа  предприятий негосударственной  формы собственности. За 2006 год в  малом предпринимательстве республики введено более 64000 дополнительных рабочих мест.

В структуре предприятий  и организаций малого бизнеса  по результатам последних лет  наибольший удельный вес имеют субъекты хозяйствования, занятые в следующих  отраслях экономики:

1.торговля и общественное питание – 51,0%;

2.промышленность–17,0%;

3.строительство–11,4%;

4.транспорт–3,9%;

5. непроизводственные виды  бытового обслуживания населения – 0,8%.

Организации и предприятия  малого предпринимательства негосударственной  формы собственности в преобладающем  большинстве представляют собой  субъектов с коллективной формой собственности (около 79), из них 76,6% составляют хозяйственные товарищества. Доля частных предприятий в общей структуре сравнительно невелика (20,4%), при этом в ней работает около 19% от общего числа занятых в малом предпринимательстве республики.

Уровень рентабельности в  сфере малого предпринимательства  году составил 16,5%, в то время, как по народному хозяйству - 11%. Наиболее высок этот показатель для малых предприятий и организаций, занятых в сфере торговли и общественного питания (23,9%) и в сельском хозяйстве (21,9%). Уровень рентабельности предприятий и организаций малого предпринимательства частной формы собственности в году составил 20% (в 2005 году – 14,7%, 2006 году – 17,9%).

Общеизвестно, что стратегическое значение развития малого и среднего предпринимательства (МСП) обусловлено  тем, что малые и средние предприятия:

  1. в большей степени, чем крупные предприятия, содействуют росту занятости, и их доля в общем числе рабочих мест может быть весьма значительной (в государствах ЕС малые и средние предприятия обеспечивают 55% рабочих мест в экономике);
  2. могут помочь реорганизации крупных государственных предприятий, позволяя поглотить и не задействовать основные фонды, и излишнюю численность работников;
  3. дают экономике дополнительную гибкость в оказании услуг в производстве разнообразных потребительских товаров;
  4. способствуют усилению конкуренции на рынке и ограничению монополизма крупных предприятий;
  5. могут служить «Инкубатором» предпринимательских (рыночных навыков и инноваций).

Прирост численности работающих на малых предприятиях обеспечивает занятость высвобождающихся работников государственного сектора (среднегодовые  темпы прироста за последние 5 лет  составили 13,2%). Это представляется особенно важным в условиях переходной экономики, т. к. снижает социальную напряженность в обществе.

Однако предпринимательство  пока не набрало «критической массы» в новом качестве, преобразующем  экономику на рыночных началах. Развитие малого и среднего бизнеса происходит при органической поддержке со стороны  государства, особенно в деле привлечения  инвестиций частных и иностранных инвесторов.

В этих условиях главной  целью развития предпринимательства  на период до 2010 года является обеспечения  развития бизнеса на усовершенствовании организационно – правовой, финансово  – инвестиционной, научно – инновационной  и управленческой основе, превращение  его в ядро интенсивно развивающегося сектора экономики, в основной источник пополнения бюджета и увеличения числа новых рабочих мест.

Для достижения указанной  цели представляется необходимым комплексно решать следующие основные задачи

  1. улучшить предпринимательский климат, создать благоприятную рыночную среду для ускорения развития субъектов малого и среднего бизнеса;
  2. устранить причины, обуславливающие отток предпринимательского и научно – технического потенциала, а также финансового капитала в зарубежные страны. Создать условия для его реинвестирования в отечественную экономику;
  3. упростить систему регистрации, учета и отчетности, а также облегчить налоговое бремя. Упорядочить лицензируемые виды деятельности и упростить порядок выдачи лицензий и других видов государственного регулирования с учетом опыта стран с переходной экономикой;
  4. формировать устойчивую финансовую базу развития малого и среднего бизнеса, его самофинансирования. Развивать рынок ценных бумаг, залоговых форм привлечения частных и иностранных инвестиций и других форм инвестирования отечественного бизнеса, обеспечить доступность банковского кредита, повысить привлекательность долгосрочного кредитования, надежно гарантировать возврат используемых инвестиционных ресурсов;
  5. совершенствовать систему государственной поддержки развития предпринимательства и государственного регулирования деятельности предпринимательских структур, повысить всех форм финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;
  6. совершенствовать отношения собственности и внедрять корпоративное управление производством.

Для выхода на новый уровень  государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса и его  государственного регулирования представляется необходимым, в свою очередь, обеспечить следующие мероприятия:

  1. совершенствование нормативно – правовой базы поддержки развития малого предпринимательства, в том числе и с учетом необходимости её унификации с законодательством РБ. Ожидается, что к 2005 году создание и деятельность субъектов предпринимательства будет регламентироваться предпринимательским кодексом;
  2. установление ряда налоговых льгот и льготирование долгосрочного кредитования, расширение системы микрокредитования и увеличения объёмов финансового лизинга, в том числе и международного;
  3. внедрение залоговых и других нетрадиционных форм привлечения финансовых инвестиций;
  4. совершенствование и развитие инфраструктуры и поддержки предпринимательства (центры поддержки, «инкубаторы» малого бизнеса, инновационные центры, технопарки, венчурные фонды, общества взаимного кредитования и страхования, а также другие – инвестиционные структуры);
  5. формирование разветвлённой системы подготовки переподготовки кадров для предпринимательских структур, использования для этих целей потенциала высших и средних специальных учебных заведений страны.

Предпосылки к росту производственной активности малых и средних предприятий  могут быть реализованы при скорейшем  переходе на нетрадиционные формы привлечения  инвестиций, обеспечивающие перелив  капитала, накопленного в сфере услуг  и торговли. При этом должна быть обеспечена ориентация, прежде всего, на освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий, а также на создание благоприятных условий технологического и организационного обновления производства.

В республике должно предусматриваться  дальнейшее совершенствование системы  налоговых льгот и льгот по бюджетным и банковским кредитам и других мер по формированию стартового капитала вновь создаваемых предпринимательских  структур, а также по увеличению накоплений для самофинансирования инвестиционных решения на действующих  предприятиях, в том числе и  в сфере бытовых услуг населению.

Все эти меры могут значительно  усилить общественный интерес к  предпринимательской деятельности в целом, а также к таким  её отраслям, как бытовые услуги для населения [6, с. 121].

По прогнозным оценкам, в  ближайшей перспективе повысится  удельный вес занятых в сфере предпринимательства в 1,5 раза. К 2010 году вклад в ВВП республики малого и среднего предпринимательства достигнет 20-25%.

В этих условиях ожидается  значительное расширение круга эффективно работающих малых предприятий, где  темпы роста реализованной продукции  на 1-2 пункта будут превышать её рост в негосударственном секторе  в целом, а рентабельность производства в 1,5-1,7 раза. Указанная тенденция  обуславливается спецификой малых  организационных форм управления производством, с также развертыванием инфраструктуры их поддержки в приоритетных для государства направлениях.

По экспертным оценкам, ожидается  повышение удельного веса малого бизнеса в негосударственном  секторе экономики с 21% до 30% в 2010 году, что значительно улучшит  конкурентную среду на отечественном  рынке товаров и услуг. При этом экономическое развитие отечественных производителей будет происходить в жесткой конкурентной борьбе с зарубежными производителями на внутреннем и внешних рынках.

Начиная с 2001 года ежегодно выполняются и принимаются программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь.

Главной целью финансовой политики государства в отношении  малого бизнеса должно быть устранение неблагоприятного положения малых  предприятий на рынке кредитных  ресурсов в силу их недостаточной  финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование высоко эффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понимание экономического процесса и места в нем предпринимательства имеет долгую и неоднозначную историю. История предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает немногим более 20 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.

На современном этапе  малый бизнес является важнейшим  компонентом экономики. Развитие малого предпринимательства в РБ способствует решению таких задач, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды, насыщение рынка конкурентоспособной продукцией, занятость населения и создание новых рабочих мест, экономический рост и увеличение налоговых поступлений, формирование стабилизирующего общества среднего класса, реализации ряда конкретных мер стратегического и оперативного характера в области ресурсного обеспечения.

Однако развитию сектора  малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь препятствует ряд проблем. Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование бизнеса:

Информация о работе Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике