Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:13, курсовая работа
Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый и средний бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; привлечение личных средств населения на развитие производства.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике …….5
1.1 Сущность и динамика малого и среднего предпринимательства ……8
1.2 Функции и факторы развития малого и среднего
предпринимательства……………………………………………………………10
2. Опыт Развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах …………………………………………………………………………..13
2.1 В ЕС ……………………………………………………………………. 14
2.2 В Соединенных Штатах Америки ……………………………………..16
2.3 В Китае …………………………………………………………………..18
2.4 В России ………………………………………………………………….
3 Особенности становления и развития малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………20
3.1 Анализ состояния ……………………………………………………….23
3.2 Перспективы развитие малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………………………………….25
Заключение …………………………………………………………………….34
Список используемой литературы …………………………………………..36
Развиваясь в этих условиях, негосударственный сектор экономики Республики Беларусь, к настоящему времени представляет собой достаточно ёмкий сектор общественного производства, ощутимую экономическую силу. Удельный вес его в объёме валового внутреннего продукта в 2006 году достиг 45,7% (в 1994 году этот показатель равнялся 39,6%). Однако очевидны достаточно скромные темпы прироста вклада продукции негосударственных предприятий в ВВП страны.
В негосударственном секторе функционирует более тысячи акционерных обществ и более 24 тысяч малых предприятий. Темпы прироста выпуска продукции негосударственными предприятиями в 2006 году по сравнению с предыдущим годом составили 17,8%, в то время как государственными – 6,1%. Капиталоёмкость продукции в негосударственном секторе экономики на 20% ниже по сравнению с государственным. Вместе с тем с началом экономических реформ рост негосударственного сектора экономики Республики Беларусь происходи в основном за счет разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности.
На сегодня, в основном, исчерпаны прежние возможности первоначального накопления и формирования стартового капитала за счет спекулятивного торгового оборота. В тоже время благоприятная рыночная среда для более интенсивного роста негосударственного сектора экономики и получения от него высокой отдачи пока не создана [6, с. 104].
Это обусловлено, прежде всего, утяжеленной системой налогообложения и регистрации хозяйственной деятельности, неразвитостью фондового рынка, непривлекательностью предложения долгосрочного кредита, недостаточными объёмами привлечения сбережений населения и иностранных инвестиций. При этом очевидно ослабление рычагов государственного управления, в то время, как механизм корпоративного управления, заключающийся в действенном акционерном контроле, не работает в полной мере. Не создана также финансовая база для проведения глубокой технологической реструктуризации и интенсивного экономического роста, - следствии слабой привлекательности финансовых инвестиций для частных и иностранных инвесторов, а также утечки финансового капитала в зарубежные страны. Это предопределяет угрозу технологического отставания, снижение конкурентоспособности и вытеснение отечественных производителей с внешнего и внутреннего рынка зарубежными конкурентами.
С учетом указанных факторов,
СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПЛАНОМ развития негосударственного
сектора экономики
Особое место в
В структуре предприятий и организаций малого бизнеса по результатам последних лет наибольший удельный вес имеют субъекты хозяйствования, занятые в следующих отраслях экономики:
1.торговля и общественное питание – 51,0%;
2.промышленность–17,0%;
3.строительство–11,4%;
4.транспорт–3,9%;
5. непроизводственные виды бытового обслуживания населения – 0,8%.
Организации и предприятия
малого предпринимательства
Уровень рентабельности в сфере малого предпринимательства году составил 16,5%, в то время, как по народному хозяйству - 11%. Наиболее высок этот показатель для малых предприятий и организаций, занятых в сфере торговли и общественного питания (23,9%) и в сельском хозяйстве (21,9%). Уровень рентабельности предприятий и организаций малого предпринимательства частной формы собственности в году составил 20% (в 2005 году – 14,7%, 2006 году – 17,9%).
Общеизвестно, что стратегическое значение развития малого и среднего предпринимательства (МСП) обусловлено тем, что малые и средние предприятия:
Прирост численности работающих на малых предприятиях обеспечивает занятость высвобождающихся работников государственного сектора (среднегодовые темпы прироста за последние 5 лет составили 13,2%). Это представляется особенно важным в условиях переходной экономики, т. к. снижает социальную напряженность в обществе.
Однако предпринимательство пока не набрало «критической массы» в новом качестве, преобразующем экономику на рыночных началах. Развитие малого и среднего бизнеса происходит при органической поддержке со стороны государства, особенно в деле привлечения инвестиций частных и иностранных инвесторов.
В этих условиях главной целью развития предпринимательства на период до 2010 года является обеспечения развития бизнеса на усовершенствовании организационно – правовой, финансово – инвестиционной, научно – инновационной и управленческой основе, превращение его в ядро интенсивно развивающегося сектора экономики, в основной источник пополнения бюджета и увеличения числа новых рабочих мест.
Для достижения указанной цели представляется необходимым комплексно решать следующие основные задачи
Для выхода на новый уровень
государственной поддержки
Предпосылки к росту производственной
активности малых и средних предприятий
могут быть реализованы при скорейшем
переходе на нетрадиционные формы привлечения
инвестиций, обеспечивающие перелив
капитала, накопленного в сфере услуг
и торговли. При этом должна быть
обеспечена ориентация, прежде всего,
на освоение ресурсосберегающих и наукоемких
технологий, а также на создание
благоприятных условий
В республике должно предусматриваться
дальнейшее совершенствование системы
налоговых льгот и льгот по
бюджетным и банковским кредитам
и других мер по формированию стартового
капитала вновь создаваемых
Все эти меры могут значительно
усилить общественный интерес к
предпринимательской
По прогнозным оценкам, в
ближайшей перспективе
В этих условиях ожидается
значительное расширение круга эффективно
работающих малых предприятий, где
темпы роста реализованной
По экспертным оценкам, ожидается повышение удельного веса малого бизнеса в негосударственном секторе экономики с 21% до 30% в 2010 году, что значительно улучшит конкурентную среду на отечественном рынке товаров и услуг. При этом экономическое развитие отечественных производителей будет происходить в жесткой конкурентной борьбе с зарубежными производителями на внутреннем и внешних рынках.
Начиная с 2001 года ежегодно выполняются и принимаются программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса должно быть устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование высоко эффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понимание экономического процесса и места в нем предпринимательства имеет долгую и неоднозначную историю. История предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает немногим более 20 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.
На современном этапе малый бизнес является важнейшим компонентом экономики. Развитие малого предпринимательства в РБ способствует решению таких задач, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды, насыщение рынка конкурентоспособной продукцией, занятость населения и создание новых рабочих мест, экономический рост и увеличение налоговых поступлений, формирование стабилизирующего общества среднего класса, реализации ряда конкретных мер стратегического и оперативного характера в области ресурсного обеспечения.
Однако развитию сектора малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь препятствует ряд проблем. Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование бизнеса:
Информация о работе Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике