Экономические и финансовые основы деятельности индивидуального предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:43, дипломная работа

Краткое описание

ЭЦелью дипломной является изучение проблем финансовой деятельности индивидуальных предпринимателей и рассмотрение путей их решения на современном этапе развития экономики России.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
изучить понятие индивидуального предпринимателя, экономические основы его деятельности;
рассмотреть специфику финансовой деятельности индивидуального предпринимателя;
провести анализ и изучить методику формирования доходов индивидуального предпринимателя от торговой деятельности;
рассмотреть использование доходов индивидуального предпринимателя на финансовые затраты и развитие;
изучить взаимоотношение индивидуального предпринимателя с налоговыми органами.

Оглавление

Введение 3
1 Экономические и финансовые основы деятельности индивидуального предпринимателя 6
1.1 Понятие индивидуального предпринимателя, экономические основы его деятельности 6
1.2 Специфика финансовой деятельности индивидуального предпринимателя 17
2 Анализ формирования и использования доходов индивидуального предпринимателя (на примере ИП Ладыго) 35
2.1 Анализ и методика формирования доходов индивидуального предпринимателя 35
2.2 Использование доходов индивидуального предпринимателя на финансирование затрат и развития 45
2.3 Взаимоотношение индивидуального предпринимателя с налоговыми органами 53
3 Проблемы финансирования деятельности индивидуального предпринимателя и пути их решения на современном этапе развития экономики России 60
Заключение 75
Список использованных источников 79

Файлы: 1 файл

Диплом 2.doc

— 643.50 Кб (Скачать)

Следует существенно упростить  регистрацию предприятий, сократить  количество лицензируемых видов  деятельности. Необходимо обеспечить на практике принцип «одного окна»  при регистрации субъектов  предпринимательской деятельности. Все это поможет резко ослабить коррупционный «пресс», снизить потери средств предпринимателей, вынужденных создавать «резервы» от части объема продукции и доходов для «отступных». В результате у субъектов малого предпринимательства появятся дополнительные финансовые и материальные ресурсы, выведенные из «тени». Должна будет возрасти величина вклада малых предприятий в ВВП, увеличится объем их инвестиций в основные фонды, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

Представляется целесообразным законодательно предусмотреть значительное упрощение системы бухгалтерского учета малых предприятий. Имеет смысл исключить возможность изменения форм отчетности в текущем отчетном периоде подзаконными актами.

Для государственных организаций при осуществлении ими контролирующих, разрешительных и согласующих функций нужно ввести запрет на требование от субъектов малого предпринимательства каких-либо документов, которые могут быть получены из других государственных организаций.

Одной из актуальных проблем в развитии малого и среднего бизнеса является проблема неналоговых платежей, взимаемых многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при обращении предпринимателей за получением разрешений и справок, необходимость получения которых установлена нормативными актами. Примерами таких услуг могут служить многочисленные платежи при выделении земельных участков, получении разрешений на торговлю и строительство, присвоение статистических кодов и т.д. Необходимо рассмотреть возможность законодательного ограничения оказания органами власти, бюджетными учреждениями платных услуг субъектам малого предпринимательства, связанных с выполнением возложенных на них функций.

Следует дифференцировать размеры  штрафов для крупных и малых  предприятий в сторону их уменьшения для последних и отменить практику установления «вилок» штрафов.

Необходимость скорейшего и резкого  уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры – вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства – медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п.

Необходимо ввести мораторий на внесение изменений в налоговое  законодательство, ухудшающих положение  малого и среднего бизнеса, до разработки новой системы налогообложения.

Целесообразны дальнейшие упрощение  системы налогообложения для  малых предприятий и разработка для предпринимателей и юридических  лиц, относящихся к категории  малого бизнеса, упрощенных форм налоговых  деклараций. Имеет смысл отменить требование обосновывать необходимые расходы при расчете налогооблагаемой базы, поскольку для этого надо содержать немалый штат бухгалтеров.

Весьма важно, если малым предприятиям будет предоставлена возможность  включать единый социальный налог (ЕСН) и платежи в Пенсионный фонд в сумму уплачиваемого ими единого налога с оборота. Итоговая ставка единого социального налога не должна превышать для малых предприятий 10–15 %.

Возможно также установление минимального порога регистрации по налогу на добавленную стоимость (НДС). Малые предприятия с оборотом, не превышающим определенный уровень (например, 50 тыс. долл. в год), могут не являться плательщиками НДС. Это изменение налогового законодательства будет хорошим стимулирующим фактором для малого бизнеса, в особенности для предприятий сферы услуг.

Представляется целесообразным освободить от налогообложения средства, направляемые субъектами малого предпринимательства  на развитие собственного производства.

Устанавливая такую систему  налогообложения, как уменьшение суммы налогового платежа на некоторую долю процента за каждого заявленного наемного работника при условии, что его заработная плата находится на уровне средней по России, можно не только установить льготы малому бизнесу, но и решить проблемы занятости и обеспечения соответствующего уровня заработной платы наемным работникам.

Особого внимания заслуживают малые  и средние предприятия в сельском хозяйстве. В этой связи необходимо:

  1. внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, определяющие правовой статус крестьянских фермерских хозяйств как особую форму частной семейной собственности;
  2. принять закон «О фермерском хозяйстве» и пересмотреть действующий механизм оборота сельскохозяйственных земель. Запретить местной администрации устанавливать минимальный размер участка, необходимый для выкупа при организации фермерского хозяйства. Дать возможность людям среднего достатка организовать семейные хозяйства;
  3. внести в Государственную Думу ФС РФ предложение об изменении земельного налога. Установить максимальную ставку платы за землю 0,2 % от стоимости земли. Налоговым периодом определить год.

Налоги с малого бизнеса должны полностью поступать в региональные и местные бюджеты. Тем самым  регионы будут заинтересованы в  сборе таких платежей и, следовательно, в развитии малого бизнеса. В то же время предельные ставки налогов на малые предприятия должны быть зафиксированы на федеральном уровне. В этом случае малый бизнес будет защищен от излишнего давления в регионах.

Концентрация финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и вне бюджетных источников по таким приоритетным направлениям, как:

  1. создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;
  2. увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что может значительно расширить сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
  3. эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса; передача государственных финансовых ресурсов на особо льготных условиях специализированным лизинговым компаниям для реализации лизинговых проектов для субъектов малого предпринимательства;
  4. формирование, при активном участии государства, венчурных фондов для финансирования проектов малого инновационного бизнеса;
  5. создание с использованием государственного имущества современных элементов инфраструктуры – бизнес-инкубаторов малого бизнеса, научных и инновационных парков («долины», анклавы в российских наукоградах – Арзамасе, Обнинске, Дубне, Пущине и т.д.);
  6. оказание поддержки малым предприятиям в решении финансово-имущественных проблем, связанных с арендой недвижимости. В частности, установить обязательное резервирование производственных площадей и земельных участков с сетевыми коммуникациями, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания производственно-технологических зон малого предпринимательства. Запретить одностороннее расторжение договоров аренды земельных участков с субъектами малого бизнеса по инициативе административных органов без компенсации производственных затрат и без предоставления нового аналогичного участка. Ввести в практику механизм заключения договоров аренды нежилых помещений с субъектами малого предпринимательства на срок не менее 15 лет (при желании арендатора) с предоставлением им права выкупа данных помещений в рассрочку в течение действия договоров аренды.

Активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего (из-за бедности значительной части населения) консервативного типа потребительского поведения. Это условие имеет особое значение. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле. Торговля и сфера услуг медленно увеличивают объемы заказов оптовикам и отечественным производителям. Последние нередко сужают ассортимент многих продуктов питания (молочных, мясных, кондитерских и т.п.), крайне вяло наращивают выпуск новой продукции. Это приводит к тому, что они практически не имеют средств для инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий.

Систематизация информации о потребностях малых предприятий в квалифицированных  кадрах и реализация программы подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов, маркетинга и менеджмента и знакомых со спецификой малого предпринимательства.

Предложения по развитию кредитно-финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства.

За последнее десятилетие в  Российской Федерации так и не сложилось более-менее стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы поддержки малого предпринимательства. Хотя большинство малых и средних региональных банков кредитует сейчас в основном малое и среднее предпринимательство, инвестиционно-кредитное сотрудничество региональных банков и предприятий малого бизнеса не является в должной мере эффективным и прочным. Этому мешают общая экономическая ситуация в стране, нечетко обозначенная государственная политика в развитии малого предпринимательства, низкий уровень капитализации самих банков. Сдерживающим фактором расширения кредитования малого бизнеса остаются высокие риски, отсутствие правовых гарантий эффективного возврата кредита, слабость информационной базы по кредитным историям заемщиков. Вместе с тем даже в таких условиях региональные банки стремятся обеспечить финансирование малого предпринимательства на более полный производственный цикл.

Для преодоления ограничений кредитования малого бизнеса необходимо прежде всего  создать систему гарантирования кредитно-финансовых рисков, которая бы включала ответственность государства, банка и заемщика.

С этой целью федеральный центр  и местные органы власти должны сформировать целевой гарантийный фонд за счет средств бюджета развития для  обеспечения вложения банков с лимитом гарантий на один бизнес-проект. Такой фонд потребует отвлечения денежных средств из бюджета только в случае невозврата ссудной задолженности банку. Это позволит:

  1. в отсутствие законодательной базы, защищающей финансовые интересы банков, распределить доли ответственности между банком, государством (в лице органов управления федерального, регионального и муниципального уровней) и субъектом малого бизнеса;
  2. обеспечить увеличение ресурсной базы банков, так как наличие дополнительных гарантий и поручительства привлечет вкладчиков и инвесторов;
  3. активизировать инвестиционную деятельность в регионе;
  4. стимулировать развитие малых предприятий как субъектов кредитного и инвестиционного процессов.

Сформировать координационный  центр, необходимый для осуществления данной задачи, можно на базе представительств Ассоциации региональных банков России и банков – членов Ассоциации.

Нужно также принять во внимание, что существующая в России система  предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, что для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступным. В то же время поручительство, не являющееся формой обеспечения, дает более широкие возможности для погашения долга, чем залог, так как поручитель отвечает перед банком всем своим имуществом, а не только заложенным.

При решении проблем финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства следует также учесть, что большая часть предприятий малого бизнеса применяет упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения, в результате чего невозможно полностью проанализировать финансово-хозяйственную деятельность и стоимость имеющегося имущества. В этой связи необходимо скорейшее принятие закона, регламентирующего создание кредитных бюро и их деятельность по формированию информационной базы кредитных историй заемщиков как на федеральном, так и на межрегиональном и региональном уровнях.

С проблематикой кредитования малого бизнеса тесно связаны вопросы совершенствования финансовых механизмов ипотечного кредитования. В этом смысле необходимо добиться обеспечения прав кредиторов на возврат кредитов, обеспеченных залогом жилья, при одновременной защите прав граждан на жилье.

Следующей важной задачей является создание условий удешевления кредитов для малых предприятий. Путями решения этой проблемы могли бы стать:

  1. совершенствование нормативных требований Банка России, направленных на удешевление банковского бизнеса, что позволит снизить ставки по кредитам. При этом надо учесть, что рентабельность кредитования малых предприятий, как правило, заметно ниже рентабельности кредитования средних и крупных предприятий (для работы с большим количеством клиентов банк должен сформировать серьезный штат специалистов кредитных, юридических, операционных отделов, обеспечить их рабочими местами, средствами связи и т.д., что повышает себестоимость кредитования малого бизнеса);
  2. изменение порядка формирования банками обязательных резервов, а именно: переход от конфискационного принципа к принципу лимитирования средств на корреспондентском счете в Банке России для бесперебойного осуществления расчетов;
  3. рефинансирование под максимально низкие процентные ставки региональных банков со стороны ЦБ РФ под поручительство и казначейские гарантии финансовых органов субъектов Федерации и муниципальных властей, осуществляющих программы поддержки малого бизнеса;
  4. законодательное разрешение банкам создавать собственные фонды кредитования малых предприятий по ставкам ниже рыночных;
  5. законодательное оформление как на федеральном, так и на региональном уровнях целевого субсидирования части коммерческой процентной ставки по банковским кредитам, предоставляемым предприятиям малого бизнеса. Такой опыт уже существует в ряде регионов;
  6. разработка системы компенсации государством процентов по кредитам, привлекаемым малыми предприятиями, в течение первых лет их деятельности. Для того чтобы местные власти были заинтересованы в осуществлении подобных программ, статьи расходов могут быть урегулированы, например, соотношением местных и федеральных бюджетов.

Информация о работе Экономические и финансовые основы деятельности индивидуального предпринимателя