Экономические и финансовые основы деятельности индивидуального предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:43, дипломная работа

Краткое описание

ЭЦелью дипломной является изучение проблем финансовой деятельности индивидуальных предпринимателей и рассмотрение путей их решения на современном этапе развития экономики России.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
изучить понятие индивидуального предпринимателя, экономические основы его деятельности;
рассмотреть специфику финансовой деятельности индивидуального предпринимателя;
провести анализ и изучить методику формирования доходов индивидуального предпринимателя от торговой деятельности;
рассмотреть использование доходов индивидуального предпринимателя на финансовые затраты и развитие;
изучить взаимоотношение индивидуального предпринимателя с налоговыми органами.

Оглавление

Введение 3
1 Экономические и финансовые основы деятельности индивидуального предпринимателя 6
1.1 Понятие индивидуального предпринимателя, экономические основы его деятельности 6
1.2 Специфика финансовой деятельности индивидуального предпринимателя 17
2 Анализ формирования и использования доходов индивидуального предпринимателя (на примере ИП Ладыго) 35
2.1 Анализ и методика формирования доходов индивидуального предпринимателя 35
2.2 Использование доходов индивидуального предпринимателя на финансирование затрат и развития 45
2.3 Взаимоотношение индивидуального предпринимателя с налоговыми органами 53
3 Проблемы финансирования деятельности индивидуального предпринимателя и пути их решения на современном этапе развития экономики России 60
Заключение 75
Список использованных источников 79

Файлы: 1 файл

Диплом 2.doc

— 643.50 Кб (Скачать)

Одним из способов контроля налоговых органов за деятельностью индивидуального предпринимателя являются так называемые выездные налоговые проверки. Они проводятся с целью контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Последней проверкой ИП Ладыго был выездной контроль. Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года ИП Ладыго, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (ч. 1 ст. 87 НК РФ, п. «в» ч. 2 приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 8 октября 1999 г. «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок»),

Также были учтены все требования по выездной проверке, а именно:

Выездная налоговая проверка может  проводиться в отношении одного налогоплательщика по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Не допускается назначение выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя по тем видам налогов, вопросы правильности исчисления, уплаты, удержания и (или) перечисления которых были охвачены предыдущей выездной налоговой проверкой, со дня окончания которой прошло менее одного года. При этом днем окончания предыдущей налоговой проверки считается дата подписания акта указанной проверки лицами, ее проводившими.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий  налоговый орган может увеличить  продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого индивидуального предпринимателя. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением предпринимателю требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. На ИП Ладыго налоговая проверка длилась всего три дня.

В течении последней налоговой  проверки в ИП Ладыго нарушений выявлено не было.

3 ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

 

Для эффективного функционирования предприятий  малого бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими аконотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.

Основные направления государственной поддержки, позволяющей реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства:

  1. формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;
  2. расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
  3. системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.

Задачи повышения роли государственной  поддержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры обусловливают  необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Это серьезная  проблема, решение которой имеет  большое практическое значение.

Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства должна носить комплексный характер и включать:

  1. выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих развитие малых предприятий и эффективность их деятельности;
  2. оценку вклада (доли) государственной поддержки в получение социально-экономического эффекта на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и др.);
  3. определение экономии на трансакционных издержках;
  4. оценку социальных эффектов от поддержки малого бизнеса.

Обобщение результатов оценки эффективности  по названным направлениям позволит дать ответы на вопросы: в какой степени  государственная поддержка является помощью для саморазвития малых  предприятий, и в какой степени  она выступает формой патернализма, рассчитанного на краткосрочный эффект и не обеспечивающего в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности малого бизнеса.

В настоящее время наиболее значимыми  эффектами функционирования малых  предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджет, позволяющие решать комплекс социальных задач. Поэтому социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне можно оценивать следующей системой показателей: снижение уровня безработицы; рост доходов; увеличение поступлений в бюджет за счет субъектов малого бизнеса. Достижение этих важнейших целей, которые преследует государство, поддерживая малое предпринимательство, в определенной степени можно принять за основной социальный результат государственной поддержки. Вместе с тем административное насаждение в малом предпринимательстве социально значимых видов деятельности неправомерно и неэффективно.

Общая динамика развития субъектов  малого предпринимательства в Российской Федерации имеет положительный характер. Количество занятых в малом предпринимательстве превысило 30 млн. чел. Вклад в валовой внутренний продукт России от деятельности малых предприятий составляет около 12 %. Немаловажную роль в обеспечении этого роста играют принимаемые на различных уровнях государственной власти меры по развитию малого предпринимательства.

В декабре 2001 г. Государственный Совет  Российской Федерации одобрил Концепцию  государственной политики поддержки  малого предпринимательства в Российской Федерации. Подтверждением неизменности курса государства на поддержку этого сектора экономики как стратегического направления развития страны стало ежегодное Послание Президента Российской Федерации, направленное в 2002 году Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором большое внимание уделено этому вопросу.

Вступление в действие Федерального закона от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть  вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные  акты Российской Федерации», принятие в июле 2002 г. Федерального закона № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», предусматривающего введение новых глав Налогового кодекса Российской Федерации («Упрощенная система налогообложения» и «Система налогообложения в виде единого социального налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности»), разработка МАП России проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», разработка проекта Федерального закона «О кредитной кооперации» и проекта Федерального закона «О взаимном страховании», а также приведение в соответствие с федеральным законодательством нормативных актов субъектов Российской Федерации – все эти меры по совершенствованию правового обеспечения малого предпринимательства, безусловно, имеют немалое значение для его развития.

В то же время участники IV Ассамблеи  российских деловых кругов вынуждены  констатировать, что нередко часть  принимаемых на федеральном уровне решений и нормативных правовых актов отрицательно отражается на состоянии малого предпринимательства в стране и в значительной степени сокращает стимулы к занятию предпринимательской деятельностью у активной части населения. Наиболее яркими примерами таких действий федеральных властей могут служить: поправки к Налоговому кодексу, которые практически не снизили налоговую нагрузку на малый бизнес; новая система регистрации юридических лиц, не позволившая в полной мере реализовать принцип «одного окна» и сократить финансовые и временные затраты на регистрацию; принятие Административного кодекса, увеличившего количество контролирующих органов и узаконившего огромный разброс штрафных санкций.

По-прежнему сохраняется напряженная  ситуация по всем основным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства:

  1. в области нормативного правового обеспечения деятельности малых и средних предприятий до сих пор не разработаны объективные критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым, что в значительной степени сдерживает разработку специальных законодательных актов. Отсутствуют специальные законодательные акты, направленные на обеспечение финансовой и имущественной поддержки малого предпринимательства. На федеральном уровне дебатируется вопрос отмены Федерального закона № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» без адекватной замены его другим, более совершенным законодательным актом;
  2. давление налогового «пресса» на малый бизнес возрастает, а нестабильность налогового законодательства приводит к тому, что предприниматели не могут уверенно планировать развитие своего бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Анализ практики применения Федерального закона и законодательных актов субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения, прежде всего по единому налогу на вмененный доход, свидетельствует о наличии серьезных несоответствий и нечеткости понятийного аппарата;
  3. средства, выделенные на реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2008 г., меньше бюджетов многих региональных программ, что не позволяет говорить о реализации серьезных мероприятий на федеральном уровне;
  4. на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не создана действенная система защиты интересов предпринимателей. Это направление не является приоритетным в деятельности структур администраций, занимающихся проблемами малого предпринимательства. Действия контролирующих органов на местах, как правило, не скоординированы. Меры, предусмотренные пакетом законов по дебюрократизации экономики («О государственной регистрации юридических лиц», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности»), не дали ожидаемого результата. Напротив, предприниматели столкнулись с дополнительными административными барьерами.

В дальнейшем рост числа новых малых  и средних предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями будет зависеть от следующих условий.

Устранение административных ограничений  для развития среднего и малого бизнеса, негативно влияющих на предпринимательский  климат. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной Думой ФС РФ законов «о дебюрократизации». Иными словами, ограничение административного вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса необходимо установить на законодательном уровне.

В этой связи особую важность приобретает  потребность в масштабной ревизии  полномочий регулирующих органов, в  упорядочении разрешительных, контрольных  и надзорных функций государства  по отношению к хозяйствующим  субъектам. В организации такой ревизии могла бы принять участие и Российская Академия Бизнеса и Предпринимательства.

Представляется целесообразным сократить  и четко регламентировать проверки предприятий, проводимые различными ведомствами. Применение государственных регулирующих механизмов нужно ограничить только задачами обеспечения безопасности производимой продукции, защиты интересов социально уязвимых групп населения, пресечения практики введения в заблуждение потребителей.

В целях повышения эффективности  действия Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» необходимо:

  1. провести на федеральном уровне и закрепить в законодательном порядке инвентаризацию функций органов государственного контроля с целью устранения необоснованного их дублирования, а также излишнего административного регулирования в области предпринимательской деятельности; резко сократить количество органов, осуществляющих по отношению к субъектам малого предпринимательства контролирующие, проверяющие, разрешительные и согласующие функции;
  2. внести изменения и дополнения в закон РФ «О милиции» и иные законодательные акты, отдельные положения которых не соответствуют положениям закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
  3. ввести в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации единой формы «Книги инспекторских проверок» субъектов малого бизнеса; обязать все контролирующие органы, включая органы внутренних дел, вручать руководителям предприятий ордер или иной документ, дающий право на осуществление контрольной функции, подписанный руководителем контролирующего органа, а также знакомить предпринимателей с результатами проверки и делать соответствующую запись в «Книге инспекторских проверок».

Информация о работе Экономические и финансовые основы деятельности индивидуального предпринимателя