Экономические и финансовые основы деятельности индивидуального предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:43, дипломная работа

Краткое описание

ЭЦелью дипломной является изучение проблем финансовой деятельности индивидуальных предпринимателей и рассмотрение путей их решения на современном этапе развития экономики России.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
изучить понятие индивидуального предпринимателя, экономические основы его деятельности;
рассмотреть специфику финансовой деятельности индивидуального предпринимателя;
провести анализ и изучить методику формирования доходов индивидуального предпринимателя от торговой деятельности;
рассмотреть использование доходов индивидуального предпринимателя на финансовые затраты и развитие;
изучить взаимоотношение индивидуального предпринимателя с налоговыми органами.

Оглавление

Введение 3
1 Экономические и финансовые основы деятельности индивидуального предпринимателя 6
1.1 Понятие индивидуального предпринимателя, экономические основы его деятельности 6
1.2 Специфика финансовой деятельности индивидуального предпринимателя 17
2 Анализ формирования и использования доходов индивидуального предпринимателя (на примере ИП Ладыго) 35
2.1 Анализ и методика формирования доходов индивидуального предпринимателя 35
2.2 Использование доходов индивидуального предпринимателя на финансирование затрат и развития 45
2.3 Взаимоотношение индивидуального предпринимателя с налоговыми органами 53
3 Проблемы финансирования деятельности индивидуального предпринимателя и пути их решения на современном этапе развития экономики России 60
Заключение 75
Список использованных источников 79

Файлы: 1 файл

Диплом 2.doc

— 643.50 Кб (Скачать)

 Эта характеристика относилась собственно к периоду становления налоговой системы, создаваемой на глазах у предпринимателей, которые к ней приспосабливаясь, вынуждены были нести сопутствующие издержки. Для начинающих предпринимателей преодоление названных проблем организационно-информационного плана всегда представляет организационные трудности.

 Материалы интервью показывают, что предприниматели, хотя и рассматривают налоги как непосильные, постепенно к ним приспособились, выработали пути адаптации, уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравнением оценок остроты налогового бремени и экономического положения малого предприятия, данных их руководителями. Оказалось, что в 1999г. предприниматели, отметившие остроту налогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономическое положение своих малых предприятий. Однако во всех последующих опросах подобной связи оценок уже не наблюдалось. Эти же интервью показали, что примерно с начала 1995г. предприниматели переместили основное острие своей критики на налоговую систему в целом.

 Негативные оценки разных сторон налоговой системы были получены по трем важнейшим аспектам: механизм налогообложения (сюда включены нестабильность налоговой политики, сложность и нечеткость правил и процедур налогообложения, количество видов налогов); собственно величина налогов; институциональный аспект (он включает вопросы, информационного обеспечения, организации работы налоговых служб, взаимоотношения с налоговыми ведомствами и отдельными чиновниками).

Что касается селективной функции  налоговой политики, то, как известно, малый бизнес имеет определенные льготы по налогу на прибыль, которые распространяются на малом предприятии в первые годы работы, а также в приоритетных видах деятельности. По оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более 30% малых фирм. Предоставляют налоговые льготы и региональные (местные) органы власти. В то же время налоговые льготы всегда лидируют в перечне предпочитаемых руководителями мер государственной поддержки малого бизнеса: за эту меру высказались почти 83% предпринимателей во всероссийском опросе вне зависимости от экономического положения предприятий. В опросе по региональным программам поддержки предпринимательства необходимость снижения уровня местных налогов отметили почти 63% респондентов. При этом каждый пятый предприниматель посчитал реальным добиться снижения уровня этих налогов для своего предприятия, тогда как каждый второй придерживался противоположного мнения.

Используемые количественные критерии определения типа предприятия – это операционный инструмент, необходимый для проведения измерений, сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения предприятий к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малых предприятий. Во многом поэтому российский малый бизнес вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большинстве промышленно развитых стран. Специфика малого предприятия в условиях рынка определяется его особенностями в таких сферах жизни, как целеполагание, менеджмент, финансирование, планирование выпуска, кадровая политика. Эти характеристики предопределяют как преимущества, так и недостатки: предприятий относительно небольшого размера по сравнению с более крупным бизнесом в контексте решения конкретных управленческих задач. Их недостатки – объективная основа возникновения барьеров для развития малого бизнеса, изначально присущих ему в развитом рынке или вызванных переходными условиями, а потому в принципе устранимых. Меры государственной поддержки должны быть направлены на преодоление барьеров, обусловленных неразвитостью рыночных отношений в нашей стране.

 Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное для них – малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых фирм основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным, и сопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий процент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большинства банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от крупного, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

 Вследствие названных причин отличительной чертой малого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в массовом разорении, «вымывании», вытеснении их из производства в процессе жёсткого «естественного отбора» в условиях рыночной конкуренции. По данным Администрации по делам малого бизнеса США, почти каждая четвертая вновь созданная малая фирма терпит банкротство уже на первом году своей деятельности, а 90% не могут продержаться более четырех лет. Правда, разорение как утрата капитала происходит лишь в 20% случаев: американское законодательство стимулирует «добровольное банкротство» малых предприятий: – обмен или продажу ими своих акций для приобретения более выгодного бизнеса.

 

2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИП ЛАДЫГО)

2.1 АНАЛИЗ И МЕОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ  ДОХОДОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ОТ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Полное фирменное наименование анализируемого предприятия – Индивидуальный предприниматель Ладыго Дмитрий Генрихович. Сокращенное фирменное наименование  – ИП Ладыго.

Основной вид деятельности ИП Ладыго – предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию промышленного холодильного и вентиляционного оборудования, а также реализует сопутствующие материалы и запчасти для оборудования.

ИП Ладыго оказывает широкий спектр услуг в области компрессорного оборудования:

  • выдача рекомендаций по подбору компрессорного и холодильного оборудования, выпускаемого различными предприятиями-изготовителями, и консультации по его эффективному использованию в различных областях применения, в том числе применительно к конкретным условиям заказчика;
  • разработка технической документации на новое холодильное оборудование с последующей его поставкой по исходным данным заказчика применительно к его условиям эксплуатации;
  • разработка технической документации на модернизацию выпускаемого холодильного оборудования с последующей поставкой составных частей, необходимых для модернизации, по исходным данным заказчика применительно к его условиям эксплуатации;
  • поставка запасных частей к различным видам холодильного оборудования по заявкам заказчика в необходимой номенклатуре и объёмах;
  • выполнение шеф-монтажных и пуско-наладочных работ приобретённого покупателем (потребителем) холодильного оборудования по его заявкам;
  • выполнение ревизии и ремонтно-восстановительных работ различных видов эксплуатируемого холодильного оборудования по заявкам заказчика;
  • сервисное обслуживание холодильного оборудования, включая гарантийный (для поставленного оборудования) и послегарантийный (для поставленного и любого другого оборудования) периоды эксплуатации, все виды ремонтов и ремонтно-восстановительных работ и т.д.;
  • обучение персонала потребителя правилам и навыкам эксплуатации холодильного оборудования;
  • экологически безопасная химическая очистка промывочным раствором BIORENEX, широко применяемым с 1997 года и успешно зарекомендовавшим себя на целом ряде промышленных предприятий и т.д.

Монтаж оборудования представляет собой комплекс мероприятий, направленных на своевременный ввод в эксплуатацию оборудования и вывод его на рабочий режим, в соответствии с паспортными характеристиками или техническим заданием.

Качество работы оборудования, его  ресурс, напрямую зависят от квалификации и оснащенности монтажников, качества выполнения подготовительных работ, а также знаний и умений работающего на нем персонала.

Технологический процесс работы анализируемого предприятия ИП Ладыго можно представить  в таблице 3.

 

Таблица 3 – Технологический процесс  деятельности ИП Ладыго

I – «Тендер»

На основе предоставленного Заказчиком План расстановки и спецификации оборудования, ИП Ладыго производятся предварительные расчеты и готовится коммерческое предложения по стоимости и срокам монтажа. После согласования сторонами основных условий сотрудничества (условия оплаты, предварительная стоимость, сроки и т.д.) производится осмотр объекта. Обследование проводится с целью определения способов и порядка проведения монтажных работ, информирования Заказчика о объеме работ, необходимых для подготовки объекта к монтажу оборудования. После обследования, на основе достигнутых принципиальных договоренностей готовится окончательный расчет и заключается Договор.

Продолжение табл. 3

II – «Подготовка к реализации»

На основании Плана  расстановки оборудования, результатов  обследования объекта и достигнутых  договоренностей инженерный отдел ИП Ладыго разрабатывает и выдает Заказчику «Технические требования по подготовке объекта к проведению Работ». Заказчик обязан подготовить помещение и осуществить подводку коммуникаций (электроэнергия, водопровод, канализация, вентиляция) в соответствии с документами. Инженер ИП Ладыго осуществляет «авторский надзор» за ходом подготовки объекта к монтажу, при необходимости выдавая соответствующие консультации.

III – «Реализация»

По готовности объекта  и оборудования к монтажу специалисты ИП Ладыго в течение оговоренного срока, производят установку и пусконаладочные работы оборудования. После чего происходит инструктаж персонала по правилам эксплуатации и обслуживания оборудования. При необходимости производится так называемая «обкатка на продукте», что позволяет провести более точно его настройку и показать особенности эксплуатации. Одновременно со сдачей результатов работ Заказчику, объект передается на обслуживание сервисной организации.


 

Все услуги оказываемые ИП Ладыго сертифицированы, специалисты имеют  высокий уровень квалификации. Руководство деятельностью предприятия ведет Учредитель и Генеральный директор, Ладыго Дмитрий Генрихович.

На анализируемом предприятии  сформирована линейно-функциональная структура управления, которая представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Организационная структура управления ИП Ладыго

 

Линейно-функциональная структура управления предприятия состоит из:

  • линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;
  • специализированных обслуживающих функциональных подразделений.

Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения  информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений. Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо. Как правило, функциональные службы не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям. 

Также стоит отметить, что для  ИП Ладыго характерно маленькое количество служб, что позволяет говорить об эффективном функционировании данной структуры для анализируемого предприятия.

Анализ деятельности ИП Ладыго будет проводиться по трем последним годам – 2007-2009 гг. В таблице 4, составленной автором, рассмотрим основные финансово-экономические показатели деятельности анализируемого предприятия.

 

Таблица 4 – Анализ основных финансово-экономических показателей ИП Ладыго за 2007-2009гг.

Показатели

2007г

2008г

2009г

Темпы роста, %

2008г от 2007г

2009г от 2008г

Выручка от реализации в действующих ценах, тыс. руб.

2548

2682

2776

105,3

103,5

Валовой доход от реализации, тыс. руб.

1132

1191

1231

105,2

103,3

Расходы от реализации услуг, тыс. руб.

523

538

550

102,9

102,2

Прибыль от реализации, тыс. руб.

609

653

681

107,2

104,3

Рентабельность продаж, %

23,90

24,35

24,53

101,9

100,7


 

На основании таблицы 4 можно сделать следующий вывод: выручка от реализации возросла на 5,3% в 2008 году, на 3,5% в 2009 году.

Относительное отклонение валового дохода показывает тенденцию к увеличению на 5,2% в 2008 году и на 3,3% в 2009 году. Также положительное влияние оказывает сокращение темпов роста расходов от реализации услуг с 2,9% в 2008 году до  2,2% в 2009 году.

За счет всех вышеописанных факторов рентабельность продаж (уровень прибыли  от продаж в проценте к обороту) увеличилась на 1,9% в 2008 году и на 0,7% в 2009 году,  и составила 24,53% в 2009 году, что составляет 681 тыс. руб. прибыли от продаж.

Основные доходы ИП Ладыго получает от реализации услуг и сопутствующих  товаров, соответственно основным источником формирования доходов является выручка от реализации. Анализ выручки от реализации предприятия ИП Ладыго начинаем с анализа динамики его развития за три последних года - 2007 -2009 гг. (см. таблицу 5, составленную автором дипломной работы).

 

Таблица 5 – Анализ динамики выручки от реализации ИП Ладыго по годам

Период

Выручка от реализации, тыс. руб.

Цепные темпы

роста, %

Базисные темпы роста, %

в действ.

ценах

в сопост. ценах

в действ.

ценах

в сопост. ценах

в действ.

ценах

в сопост. ценах

2007 г

2548

2548

100,0

100,0

100,0

100,0

2008 г

2682

2418

105,3

105,3

94,9

94,9

2009 г

2776

2496

103,5

108,9

103,2

98,0


 

В таблице 5 рассмотрена выручка  от реализации в действующих ценах  и так как анализируемое предприятие  является не только оказывающим услуги, но и торговым, то также рассмотрена динамика выручки от реализации в сопоставимых ценах. Анализируя таблицу 5 можно сказать, что рост выручки от реализации обусловлен полностью ростом цен, так как в сопоставимых ценах наблюдается снижение выручки за рассматриваемый период.

 В таблице 6, составленной  автором, рассмотрим выручку от реализации в разрезе кварталов.

Информация о работе Экономические и финансовые основы деятельности индивидуального предпринимателя