Экономические и финансовые основы деятельности индивидуального предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:43, дипломная работа

Краткое описание

ЭЦелью дипломной является изучение проблем финансовой деятельности индивидуальных предпринимателей и рассмотрение путей их решения на современном этапе развития экономики России.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
изучить понятие индивидуального предпринимателя, экономические основы его деятельности;
рассмотреть специфику финансовой деятельности индивидуального предпринимателя;
провести анализ и изучить методику формирования доходов индивидуального предпринимателя от торговой деятельности;
рассмотреть использование доходов индивидуального предпринимателя на финансовые затраты и развитие;
изучить взаимоотношение индивидуального предпринимателя с налоговыми органами.

Оглавление

Введение 3
1 Экономические и финансовые основы деятельности индивидуального предпринимателя 6
1.1 Понятие индивидуального предпринимателя, экономические основы его деятельности 6
1.2 Специфика финансовой деятельности индивидуального предпринимателя 17
2 Анализ формирования и использования доходов индивидуального предпринимателя (на примере ИП Ладыго) 35
2.1 Анализ и методика формирования доходов индивидуального предпринимателя 35
2.2 Использование доходов индивидуального предпринимателя на финансирование затрат и развития 45
2.3 Взаимоотношение индивидуального предпринимателя с налоговыми органами 53
3 Проблемы финансирования деятельности индивидуального предпринимателя и пути их решения на современном этапе развития экономики России 60
Заключение 75
Список использованных источников 79

Файлы: 1 файл

Диплом 2.doc

— 643.50 Кб (Скачать)

1.2 СПЕЦИФИКА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

 

Финансы – это система денежных отношений, выражающих формирование и  использование денежных фондов в  процессе их кругооборота.

Финансовая система Российской Федерации включает: 

  • государственные финансы (федеральный бюджет, фонд государственного социального страхования и другие внебюджетные фонды – пенсионный, занятости населения, страховой медицины, социального страхования и др.); 
  • региональные финансы (бюджеты и внебюджетные фонды различных административно-территориальных образований);
  • финансы предпринимательских организаций.

На уровне государственных финансов происходят разработка и реализация единой финансовой политики страны, от которой во многом зависит эффективность  деятельности предпринимательских  организаций.

Финансы коммерческих организаций  занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, так как именно на уровне коммерческих организаций формируется основная масса финансовых ресурсов государства. В доходной части федерального бюджета России 80% составляют налоговые поступления.

Финансы организаций выполняют  распределительную (стимулирующую) и  контрольную функции.

Распределительная функция финансов заключается в том, что с их помощью формируются и используются денежные доходы и фонды, имеющиеся  в организации. Таким образом, финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, обеспечивая его непрерывность и оказывая влияние на все его стадии. Кроме того, правильное распределение денежных средств стимулирует улучшение работы предприятия.

Финансы количественно отображают ход воспроизводственного процесса, что позволяет его контролировать. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой формах. Контрольная функция реализуется двояким образом:

  • через финансовые показатели в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности;
  • через финансовое воздействие.

Если при централизованной системе  управления экономикой устанавливались  строгие границы деятельности предприятий  по выпуску продукции, прибыли, себестоимости  и другим показателям, то в настоящее время осуществляется воздействие с помощью экономических рычагов и стимулов (налогов, льгот, дотаций и т. д.).

В основе организации финансов предприятия  лежат следующие принципы: 

  • самостоятельность в области финансово-хозяйственной деятельности;
  • самофинансирование;
  • заинтересованность в результатах работы;
  • ответственность за эти результаты;
  • образование финансовых резервов;
  • разделение средств на собственные и заемные;
  • первоочередность выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
  • финансовый контроль за деятельностью предприятия.

Финансы предпринимателей без образования  юридического лица относятся к децентрализованным финансам и являются их элементом.

Развитие  малого предпринимательства является основным направлением преобразования экономики в демократическую с реальными и сильными либеральными началами.

Во всех странах с рыночной экономикой малый  и средний бизнес решают важные социальные и экономические задачи. Например, наблюдается  тенденция  роста доли подоходного налога как источника  финансовых ресурсов государства.

Несовершенство  систем учета и отчетности, налоговой  системы, их несоответствие реальным возможностям допустимых трудозатрат на учет и  отчетность малых и семейных предприятий, недостаточный  уровень государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации делают все более популярной такую форму деятельности, как предприниматель без образования юридического лица (далее просто предприниматель). Использование организационно-правовой формы предпринимателя без образования юридического лица позволяет снизить входные барьеры на рынок по параметру затрат времени и средств на ведение учета и отчетности при ведении дела.

Источниками формирования финансовых ресурсов является совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности  в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия. Эти источники подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние).

Собственные средства включают:

- уставный  капитал, 

- добавочный  капитал, 

- нераспределенную  прибыль. 

Прежде  всего предприниматель ориентируется на использование внутренних (собственных) источников финансирования.

Организация уставного капитала, его эффективное  использование, управление им – одна из главных и важнейших задач  финансовой службы. Уставный капитал – основной источник собственных средств предприятия. Уставный капитал изменяется, как правило, по результатам его работы за год после внесения изменений в учредительные документы.

К добавочному капиталу относятся:

  • результаты  переоценки основных фондов;
  • безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;
  • ассигнования  из бюджета на финансирование  капитальных вложений;
  • средства  на пополнение оборотных фондов.

Нераспределенная  прибыль эта прибыль, полученная в определенном периоде и не направленная в процессе ее распределения на потребление собственниками и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.

Для покрытия потребности в основных и оборотных  фондах в ряде случаев для предпринимателя  становится необходимым привлечение  заемного капитала. Такая потребность может возникнуть по независящим от предприятия причинам. Ими могут быть необязательность партнеров, чрезвычайные обстоятельства, реконструкция и техническое перевооружение производства, отсутствие достаточного стартового капитала, наличие сезонности в производстве, заготовках, переработке, снабжении и сбыте продукции и другие причины.

Таким образом, заемный капитал, заемные  финансовые средства это привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства и другое имущество. Основными видами заемного капитала являются: банковский кредит, финансовый лизинг, товарный (коммерческий) кредит, эмиссия облигаций и другие.

Заемный капитал подразделяется:

  • краткосрочный;
  • долгосрочный.

Как правило, заемный капитал сроком до одного года относится к краткосрочному, а больше года – к долгосрочному. Вопрос о том, как финансировать те или иные активы предприятия – за счет краткосрочного или долгосрочного капитала необходимо обсуждать в каждом конкретном случае. Эффективность вложения заемного капитала определяется степенью отдачи основных или оборотных средств.

Внешние источники финансирования могут  быть либо кредиты, либо ценные бумаги (акции, облигации предприятия), их выпуск.

Внешние источники формирования финансовых ресурсов это привлекаемые со стороны собственные и заемные финансовые средства, обеспечивающие развитие предприятия (эмиссия акций и облигаций, привлечение финансового и товарного кредита и т.п.).

Средства  амортизационных отчислений являются первым источником собственных средств предприятия, они поступают в составе выручки от реализации на расчетный счет предприятия, и непосредственно с расчетного счета производится оплата всех расходов по различным направлениям капитальных вложений.

Вторым  источником собственных средств предприятия для финансирования воспроизводства основных средств является износ по нематериальным активам.

Нематериальные  активы поступают на предприятия  по следующим каналам:

  • при  приобретении за плату; 
  • в  качестве вклада в уставный капитал;
  • при  получении безвозмездно.

Третьим источником собственных средств  предприятия для финансирования воспроизводства основных средств является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль). Направления использования чистой прибыли предприятия определяют в своих финансовых планах самостоятельно.

Четвертым источником собственных средств предприятия для финансирования воспроизводства основных средств являются бюджетные целевые ассигнования. Если предприятие выполняет целевой государственный заказ, который предусмотрен в бюджете развития государства, то последнее выделяет предприятию целевое финансирование.

К заемным источникам финансирования воспроизводства основных средств  относятся: кредиты  банков; заемные  средства других предприятий  и организаций;  долевое  участие;  финансирование из бюджета на  возвратной основе; финансирование  из внебюджетных фондов.

Банковские  кредиты предоставляются предприятию на основании кредитного договора, кредит предоставляется на условиях платности, срочности, возвратности под обеспечения: гарантии, залог недвижимости, залог других активов предприятия.

Многие  предприятия, независимо от формы собственности, создаются с весьма ограниченным капиталом. Это практически не позволяет  им в полном объеме осуществлять уставные виды деятельности за счет собственных средств и приводит к вовлечению ими в оборот значительных кредитных ресурсов.

Кредитуются не только крупные инвестиционные проекты, но и затраты на текущую деятельность: реконструкцию, расширение, переформирование производств, выкуп коллективом арендованной собственности и другие мероприятия.

Источником  финансирования воспроизводства основных средств являются также заемные средства других предприятий, которые предоставляются предприятию на возмездной или безвозмездной основе со стратегическим интересом. Займы предприятиям могут предоставляться также индивидуальными инвесторами (физическими лицами).

Другими источниками финансирования воспроизводства  основных средств являются бюджетные ассигнования на возвратной основе из федеральных и местных бюджетов, а также из отраслевых и межотраслевых целевых фондов.

A финансовой деятельности индивидуальные предприниматели имеют как свои преимущества, так и недостатки.

Одним из преимуществ малого предпринимателя  является их маневренность. Эта маневренность вытекает из краткого упоминания особенностей малого предприятия: оно не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша», и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ними вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы.

 Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У малого предприятия, по сравнению с крупным, короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в 2 – 2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления.

 Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные малые предприятия, как правило, узко специализированы и, именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существовании которого крайне заинтересован крупный бизнес.

Многосторонняя кооперация небольших  и совсем мелких специализированных предприятий, имеющих самое разное происхождение и различный хозяйственно-правовой статус, стала доминирующей тенденцией современного производства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы – субподряда в промышленности, франчайзинга в торговле и услугах, развития отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т. д.), совместного выхода на внешние рынки, венчурного бизнеса и т.п.

Благодаря возможностям кооперации малый  бизнес пользуется рыночными преимуществами на основе детального знания своей клиентуры, близости к дифференцированным рынкам. Это характерно прежде всего для предприятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за своей малой емкости не слишком интересуют крупный бизнес. К ним относится большая часть производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается стабильностью, технология производства еще не отработана, что создает для МП многочисленные рыночные «ниши».

 Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом его развитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десятилетий назад залогом успешного сбыта товаров было его соответствие рыночным стандартам, то теперь – новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса.

 Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциация производства и потребления. Значительная часть малых предприятий создается для освоения ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспортных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса.

Информация о работе Экономические и финансовые основы деятельности индивидуального предпринимателя