Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:50, курсовая работа
Для детального рассмотрения вопроса разрешения проблем малого предпринимательства в современной России необходимо проанализировать его на примере конкретного региона. В данной работе будет исследован опыт Ростовской области в этой сфере.
На фоне кризисных явлений, определяющих экономическое развитие страны в целом, перспективы малого бизнеса видятся далеко не радужными. Снизились темпы прироста численности малых предприятий, многие вынуждены сворачивать производство и уходить "в тень".
Эффективность механизмов разрешения проблем малого бизнеса на региональном уровне (на опыте Ростовской области).
Для детального рассмотрения вопроса разрешения проблем малого предпринимательства в современной России необходимо проанализировать его на примере конкретного региона. В данной работе будет исследован опыт Ростовской области в этой сфере.
На фоне кризисных явлений, определяющих экономическое развитие страны в целом, перспективы малого бизнеса видятся далеко не радужными. Снизились темпы прироста численности малых предприятий, многие вынуждены сворачивать производство и уходить "в тень".
В Ростовской области, несмотря на наличие большого числа проблем, положение малого бизнеса значительно отличается от ситуации в соседних регионах. Область занимает 4 место по численности малых предприятий среди субъектов РФ. (В 2000г. органами статистики отслеживалась деятельность около 25 тыс.) .
В период с 1995 по 2000г. количество малых предприятий увеличилась почти в 2 раза, однако на протяжении 1999-2000 гг. остается неизменным ( таблица № 7 Приложения). На развитие малого бизнеса на
Дону крайне отрицательно повлиял финансово-экономический кризис
августа 1998г., о чем свидетельствует тот факт, что именно на этот год:; '-приходится пик предпринимательской активности (27,4 тыс. зарегистрированных малых предприятий).2
Наиболее активно малый бизнес развивается в крупных городах -Ростове-на-Дону, Таганроге, Волгодонске, Новочеркасске и в пригородных районах (Аксайский, Мясниковский, Ыеклиновский). Вместе с тем, можно
Экспресс-анализ развития малого предпринимательства в Ростовской области за январь - октябрь 2000г.. //Материалы Администрации Ростовской области.
2 Программа поддержки малых предприятий Дона (отчет за 1998 -1999гг.). Ростов-на-Дону.-1999.-с.4.
отметить неравномерность развития данной сферы. Так в областном центре на тысячу жителей приходится 15 малых предприятий, а по области - менее 5, а в некоторых районах этот показатель составляет менее 2.
Можно отметить весомую роль малого предпринимательства в некоторых отраслях экономики области. Например, малыми предприятиями выполняется почти 80 процентов оборота розничной торговли по области, а в городах Шахты, Таганроге, Новочеркасске этот показатель превышает 90 процентов.
Предприятия малого бизнеса работают во всех отраслях экономики, но основная их часть (81,7%) сконцентрирована в торговле и общественном питании, промышленности и строительстве. (Отраслевая структура представлена в Таблице №4 Приложения).
В 2000 г. физические объемы увеличились в 1.5 раза по сравнению с 1999г., тогда как аналогичный показатель по крупным и средним предприятиям составил 1,17.' Наблюдается плавный, но стабильный рост объемов выпускаемой продукции, существуют предположения, что данная тенденция сохранится и в следующие периоды.
Следует отметить, что отдельные виды продукции в области производятся только на малых предприятиях - провода, телефонные кабели, счетчики электрические и другие. Ими же выпускается подавляющая часть медицинской техники, металлопластиковых изделий, спецодежды, соевых продуктов.
На малых предприятиях в 2000 г. работала около 209 тыс. человек, в том числе 187,6 тыс. человек списочного состава, что составляет 1^1% от средней численности работников по полному кругу предприятий и организаций области. Число индивидуальных предпринимателей в области за последние три года увеличилось более чем в 1,5 раза. По оценке экспертов, 2000г индивидуальным трудом и по найму у индивидуальных предпринимателей было занято около 280 тыс. человек» что составляет
' Кузнецова Л. В 2000 году малый бизнес рос быстрее большого. //Город К-2001.-№8.
приблизительно 15 % занятых во всех секторах экономики. За 2000 год ими выполнено почти 34% оборота розничной торговли по области и почти 83% бытовых услуг населению.
Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о том, что малый бизнес в Ростовской области играет весьма существенную роль и не только в экономике, но и в социальной сфере, В этой связи органам государственной власти, занимающимся вопросами регулирования экономики, следует на наш взгляд, уделить внимание именно этому сектору. Дальнейшее развитие малого предпринимательства может стать одним из решающих факторов стабилизации донской промышленности.
Однако, несмотря на положительные тенденции в развитии предпринимательства Ростовской области, существует ряд негативных моментов и нерешенных проблем.
Так, оценки руководителей малых предприятий промышленности и строительства, относительно уровня загрузки производственных мощностей показали, что только 5,7 % предприятий имеют уровень загрузки более 90%, 52,7% предприятий - от 31 до 90%, и 41% предприятий - не более 30%. Таким образом, у большинства предприятий малого бизнеса, работающих в производственной сфере, крайне недостаточен уровень загрузки производственных мощностей. Довольно сложным остается финансовое положение в этой сфере из-за низкого уровня обеспеченности собственными ресурсами.
Как уже отмечалось, с 1998г. практически нет прироста численности малых предприятий в Ростовской области. Причины этого необходимо искать не только в преодолении последствий финансово-экономического кризиса. Во многом это объясняется тем, что не каждый предприниматель в силах противостоять значительному числу факторов негативного воздействия на малый бизнес.
В Концепции экономической политики Ростовской области выделены. 3 группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих создание и развитие
малых предприятий:
1) Организационные проблемы (регистрация, юридическое оформление, открытие счетов в банке);
2) Материально-финансовые проблемы (формирование капитала для регистрации предприятия, стартового капитала, для обеспечения функционирования, налаживание связей с поставщиками сырья и сбыта продукции);
3) Факторы внешней среды и конъюнктуры рынка (низкая платежеспособность, снижение спроса на продукцию, налоговый пресс, недостаток финансовых средств и нестабильность законодательств)
Серьезным препятствием для развития предпринимательской деятельность является сложность в получении кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес. Кроме того, существуют проблемы нехватки производственных и служебных помещений, недостаточной информационной базы.
Следует подчеркнуть, что ряд факторов, негативно влияющих на развитие малого бизнеса, порождены недостатками государственной экономической политики, в целом определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие предпринимательства. Прежде всего, интересы поддержки малого предпринимательства зачастую вступают в противоречие с задачами форсированного наполнения бюджета с помощью фискальных механизмов.
Возникает парадоксальная ситуация. В вышеупомянутой Концепции определено: "полностью устранить или существенно ограничить действие всех негативных факторов можно только с помощью мер государственной поддержки малого предпринимательства в рамках специализированных программ'51. Что же получается? Изначально проблемы создаются действиями государственных органов (непродуманные решения, безответственность чиновников, интересы отдельных ведомств), а потом
1 Концепция экономической политики Ростовской области. Р-н-Д. "Гефест" с.54
решаются силами уже специально создаваемых органов и опять-таки государственных служащих.
С учетом вышеупомянутого рассмотрим, насколько же эффективно решаются проблемы малого бизнеса на региональном уровне.
О предпринимательстве в нашей стране говорят давно и много. Прошло уже больше года со Второго Всероссийского съезда предпринимателей, в резолюции которого был высказан ряд требований. Действительно, для развития милого бизнеса немало сделано как на федеральном, так и региональном уровне. Правительством РФ принята Федеральная программа государственной поддержки малого. предпринимательства в РФ на 2000-2001гг., создан Совет по предпринимательству, в который вошли представители от регионов страны.
Намечены и осуществляются меры по устранению "административных барьеров" в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования, сертификации, избыточного контроля со стороны многочисленных государственных органов.
Вместе с тем, не все предпринимаемые меры являются достаточно эффективными. На региональном уровне приняты областные законы по вопросам налогообложения малого бизнеса, взаимодействия хозяйствующих субъектов с контролирующими органами, привлечение инвестиций. Но не все действующие законодательные акты реализуются на практике в пролом объеме. Так, по-прежнему не выполняется Указ Президента РФ от 4.04.96г. №491 в части, предусматривающей направление не менее 5% от годовых доходов региональных и местных бюджетов на поддержку малого бизнеса'.
В действующем налоговом законодательстве не предусмотрен механизм предоставления льгот банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание
' Резолюция областной конференции "Развитие малого предпринимательства на Дону: год после съезда. -Ростов-на-Дону.-2000.
субъектов малого предпринимательства (косвенная форма финансово-кредитной поддержки).
Осуществляемая в области финансово-кредитная поддержка из средств федерального, областного и местных бюджетов, а также средств коммерческих банков при всей своей эффективности не решает проблему привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Из-за отсутствия финансирования из ФФПМП по-прежнему не функционирует гарантийный фонд, который должен решать проблему получения гарантий для оформления льготного кредита на развитие производства.
Не получили еще должного развития промышленно-финансовый лизинг, системы кредитной кооперации и страхования рисков. Действующая сеть инфраструктуры поддержки схватывает не все территории области и не удовлетворяет нужды многих предпринимателей. Не во всех городах и районах области налажена тесная взаимосвязь между местными администрациями и предпринимателями. Это влечет за собой недостаточную информационную осведомленность в предпринимательских кругах о возможности получения различных форм поддержки от государства.
Для решения задач нестоящего исследования видится необходимым выделить несколько неотложных проблем, стоящих перед малыми предприятиями Дона и детально рассмотреть механизмы их разрешения и степень эффективности последних на региональном уровне.
На основании анализа ряда источников выделяются 3 насущных проблемы, которые необходимо решить в самые короткие сроки, т.к. их наличие значительно сдерживает развитие малого бизнеса:
1. "Административные Барьеры".
2. Проблема налогообложения.
3. Недостаток финансовых ресурсов.
"Административные барьеры" как проблема в общероссийском масштабе рассмотрена детально в Главе II как достаточно многогранное явление. В данной главе, при изучении её в региональном разрезе, следует
отметить тот факт, что особое возмущение предпринимателей вызывают чуть ли не ежедневные проверки со стороны многочисленных контролирующих органов. Проверяют малые предприятия городской торговый отдел и его филиальное ведомство, участковый торговый инспектор и работники вневедомственной охраны, находящие на патрулированием омоновцы, санэпиднадзор, инспекция по контролю за ценами, налоговая полиция, многие отделы налоговой инспекции, энергонадзор, административно-коммунальная инспекция.
Зачастую сотрудники вышеупомянутых органов превышают свои полномочия, осуществляют проверки без предписания или направления на проведение проверки с указанием целей, даты и сроков проведения;
занимаются обыкновенным вымогательством. Перед региональной властью стала проблема прекращения бесконечных поборов, которые не только приносят значительные убытки малому предпринимательству, но и просто мешают нормально работать.
В соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства" от 29.06.1998г № 730 был принят Областной Закон Ростовской области "О проверках хозяйствующих субъектов на территории Ростовской области" №73-ЗС от 25.04.2000г. призван обеспечивать и зачищать права хозяйствующих субъектов при проведении проверок контролирующими организациями; устах^нить нормативно-правовые, административные и организационные барьеры на пути развития предпринимательства, координировать деятельность контролирующих организаций.
На основании этого закона проверки хозяйствующих субъектов проводятся должностными лицами контролирующих организаций в пределах. их компетенции при предъявлении служебного удостоверения предписания или направлении на проведение проверки с указанием даты, цели и сроков её
проведения, должности и фамилии проверяющих организаций и лиц, осуществляющих проверки, могут быть обжалованы в суде1.
Закон вводит принципиальное новшество - журнал учета контрольных проверок по каждому месту осуществления деятельности Журнал является официальным документом для регистрации проверок и должен предъявлять должностному лицу до начала проверки; отсутствия или не предъявление журнала не является препятствием к её проведению. В журнал вносятся следующие сведения: наименование контролирующей организации; Ф.И.О. проверяющего; № служебного удостоверения, номер и дата предписания (направления), цель проверки; вид проверки и дата её проведения, дата и номер протокола. Изъятие журнала и хозяйствующего субъекта на допускается, а по первому его требованию должностное лицо контролирующего органа обязано вносить необходимые записи.