Финансы малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении финансов малого предпринимательства. Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач:
1.Рассмотреть сущность и критерии малого предпринимательства;
2.Дать характеристику организации финансов малого предприятия;
3.Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и критерии малого бизнеса ……………………………………….5
1.1 Сущность предприятий малого бизнеса ………………………………….5
1.2Критерии предприятий малого бизнеса …………………………………….11
1.3 Место малых предприятий в экономической системе …………………..11
2. Организация финансов предприятия малого бизнеса ……………...………16
2.1. Управление финансами на малых предприятиях…………………………16
2.2. Финансовые ресурсы предприятия ………………………………………..21
2.3. Финансовое планирование…………………………………………………23
3. Способы государственной поддержки малого бизнеса …………………..23
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список литературы…………………………………………................................32
Расчетная часть…………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы организации.doc

— 1.03 Мб (Скачать)


 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

За последнее десятилетие  в России достигнут значительный прогресс становления малого бизнеса как эффективного сектора российской экономики. Создано правовое пространство с нормативной правовой базой, регулирующей предпринимательскую деятельность. Формируются элементы современной рыночной инфраструктуры, предоставляющей субъектам малого предпринимательства образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги. Ежегодно увеличивается количество индивидуальных предпринимателей. Субъекты малого бизнеса осваивают новые виды деятельности, расширяют свое присутствие во всех отраслях экономики. Курс Президента Российской Федерации на создание условий для нормального развития предпринимательства в стране, концепция государственной поддержки малого бизнеса, принятая Государственным Советом, а также пакет мер правительства РФ по дебюрократизации экономики, внушают надежду на изменение ситуации к лучшему.

Однако имеют  место и отрицательные явления, тормозящие позитивные процессы и даже создающие новые трудности. К их числу следует отнести, прежде всего, недостаточную эффективность государственной политики в отношении малого бизнеса, продолжающуюся – под флагом «облегчение налоговой нагрузки» на малый бизнес – политики фискального удушения малого предприятия, недоступность финансово-кредитных и имущественных ресурсов.

Сегодня, как никогда актуальным является изучение финансов малого бизнеса, не только со стороны их большой значимости для экономики страны, но и потому, что отсутствие заметной динамики в развитии малого предпринимательства в стране свидетельствует о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране.

Цель курсовой работы состоит в изучении финансов малого предпринимательства. Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач:

  1. Рассмотреть сущность и критерии малого предпринимательства;
  2. Дать характеристику организации финансов малого предприятия;
  3. Рассмотреть способы государственной поддержки  малого предпринимательства.

Решение поставленных в  настоящей работе задач поспособствует выработке наиболее рациональных решений  при разработке стратегии развития предприятия малого бизнеса.

Курсовая работа состоит  из введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цели и задачи исследования. Основная часть посвящена исследованию поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные результаты курсового исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и критерии малого бизнеса

1.1 Сущность предприятий малого бизнеса

Предприятия малого бизнеса  являются важнейшей составной частью обширного комплекса всех предприятий  Российской Федерации. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, законов о земле, о предприятиях с разной формой собственности получили широкое развитие новые формы хозяйствования, были организованы малые предприятия и их ассоциации, в обращение введены ценные бумаги. С 1996г. существует Фонд поддержки малого предпринимательства.

Важная роль малого бизнеса  заключается в том, что он достаточно гибок, обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды предприятий, выпускает специальные товары и услуги, обладает экономической свободой, деятельность носит инновационный характер.

Малый бизнес – это  предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных законом условиях. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес является базовой составляющей рыночного хозяйства. К малому бизнесу относится каждое пятое предприятие, действующее в России.

Малый бизнес состоит  из совокупности малых предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям.

Предпринимательство в  масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.

В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный  характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также как одну из особенностей можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Критерии  предприятий малого бизнеса

Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев, зависит: какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статическая отчетность.

В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки этих критериев. Поэтому при разработке критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Объективность;
  • Дифференциация величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;
  • Простота в понимании и использовании;
  • Количество критериев не должно превышать трех;
  • Стабильность критериев.

На первоначальном этапе  становления малого бизнеса в РФ основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к предприятиям малого бизнеса были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве – до 200; в науке и научном обслуживании – до 100; в других отраслях производственной сферы – до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании – до 15 человек [7, с.53].

В соответствии с Законом  РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности, строительстве и  на транспорте – 100 человек;
  • в научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -  30 человек;
  • в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В связи с прекращением действия вышеуказанного закона В соответствии с федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены критерии отнесения к малым предприятиям:

  1. Для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных фондов не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.
  2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:
  • от 100 до 250 человек включительно – для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно – для малых предприятий;
  • до 15 человек – для микропредприятий.
  1. Выручка от реализации товаров без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.

На  2011г.:

  • 60 млн. руб. – для микропредприятий;
  • 400 млн. руб. –  для малых предприятий;
  • 1000 млн. руб. – для средних предприятий. [8, с.1]

В мировой практике для  отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются:

  • средняя численность занятых на предприятии работников;
  • ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
  • величина активов.

Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников.

Европейская Комиссия приняла  следующее определение микро-, малых и средних предприятий, которые в совокупности составляют сектор SME экономике западноевропейских стран:

  • Максимальное число работающих: средние предприятия – менее 250 человек; малые предприятия – менее 50 человек, микропредприятия – менее 10 человек;
  • Максимальная величина годового оборота (в EUR мил.): средние предприятия – 40, малые предприятия – 7;
  • Максимальная величина балансовой стоимости активов (в EUR мил.): средние предприятия – 27; малые предприятия – 5;

Чтобы, в соответствии с приведенной классификацией ЕС, предприятие считалось микро-, малым или средним, оно должно соответствовать критерию численности и одному из двух финансовых критериев. Наряду с этим, предприятие должно быть экономически независимым. Верхние границы годового оборота и балансовой стоимости активов должны регулярно, обычно 1 раз в 4 года, пересматриваться, чтобы учесть изменения, происходящие в экономике стран – участниц ЕС (изменение уровня цен, рост производительности).

Информация о работе Финансы малого бизнеса