Финансы малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении финансов малого предпринимательства. Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач:
1.Рассмотреть сущность и критерии малого предпринимательства;
2.Дать характеристику организации финансов малого предприятия;
3.Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и критерии малого бизнеса ……………………………………….5
1.1 Сущность предприятий малого бизнеса ………………………………….5
1.2Критерии предприятий малого бизнеса …………………………………….11
1.3 Место малых предприятий в экономической системе …………………..11
2. Организация финансов предприятия малого бизнеса ……………...………16
2.1. Управление финансами на малых предприятиях…………………………16
2.2. Финансовые ресурсы предприятия ………………………………………..21
2.3. Финансовое планирование…………………………………………………23
3. Способы государственной поддержки малого бизнеса …………………..23
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список литературы…………………………………………................................32
Расчетная часть…………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы организации.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

Международной организацией экономического сотрудничества и развития, в которую входят экономически высокоразвитые страны, предприятия с численностью до 19 человек относятся к «весьма малым», до 99 человек – к малым; 100-499 человек – к средним; более 500 – к крупным. В этой организации главным критерием является среднесписочная численность работников за отчетный период. [9, c. 27]

В Великобритании отнесение предприятий к малым отличается от критериев, предложенных ЕС. Согласно законам Великобритании к малым относятся предприятия, которые соответствуют следующим критериям:

1) численность работников – не более 50 человек;

2) оборот предприятия  – не более 2,8 млн. фунтов  и/или баланс предприятия – не более 1,4 млн. фунтов. [10, с. 114]

Во Франции к категории  малых относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных работников. Сейчас из 3 млн. малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, а на 1200 тыс. предприятий трудится менее чем по 10 человек. Доходы фирм и компаний малого бизнеса не имеют четких законодательных ограничений. Можно лишь констатировать, что, по налоговым данным, в среднем доходы малых предприятий колеблются от 10 до 100 тыс. евро в год. [11, с.83]

В Швеции система отнесения  предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии критерием отнесения предприятий к той или иной категории является количество сотрудников. Самые маленькие из предприятий малого бизнеса, где заняты от 1 до 9 человек, относятся к категории "мелких". Если работников от 10 до 19, то такое предприятие относят к "малым". И, наконец, если на предприятии работают от 20 до 249 человек, то оно - в сегменте малого бизнеса - относится к категории "средних". Так вот, больше всего в Германии предприятий, относящихся к категории "малых", где работают от 10 до 19 человек. А более крупные предприятия, где заняты от 200 до 500 человек, принято относить к обычным "средним", о которых так любят говорить политики». Тем не менее, некоторые финансовые параметры малого и среднего бизнеса в стране существуют. Например, самые малые предприятия – до 9 человек – характеризуются в Германии ежегодным оборотом до 1 миллиона евро. То есть примерно 1,5 миллиона долларов. В России, для сравнения, такой бизнес может иметь годовой оборот до 2,5 миллиона долларов. А средний бизнес в Германии (до 250 работников) может иметь оборот до 50 миллионов евро, то есть 78 миллионов долларов. В России этот лимит, в отличие от первого (для микробизнеса), почти вдвое жестче – до 43 миллионов долларов. [12, с. 54]

В Индии главным критерием  при отнесении субъекта хозяйствования к малому бизнесу является размер основного капитала, который не должен превышать 3,5 млн рупий (а для постоянных субподрядчиков крупных компаний — 4,5 млн рупий). Число занятых в Индии не служит ограничителем размера предприятия в связи с перенасыщенностью рынка труда. [13, 48]

В США Администрация по делам малого бизнеса, созданная в 1953г. для оказания помощи руководителям малых предприятий в повышении их управленческой квалификации и получении ссуд, считает бизнес малым, если предприятие не доминирует в своей области деятельности и вместе с отделениями нанимает не более 500 человек. Однако специальными льготами на государственном уровне такие предприятия не наделены. Одновременно Налоговый кодекс США предусматривает льготы для так называемых S-корпораций, которые должны соответствовать гораздо более жестким критериям. [14, с.83]

Следует отметить, что нормативы отнесения предприятия к малым в США весьма дифференцированы в зависимости от принадлежности предприятия к той или иной отрасли экономики или виду деятельности. Администрация по делам малого бизнеса для каждой отрасли в соответствии со стандартным промышленным классификатором, а также в зависимости от особенностей производства и иных факторов устанавливает такие критерии:

  • промышленность – до 500 чел.;
  • строительство – годовой объем 7-17 млн. долл.;
  • сельское хозяйство – годовой объем 7-17 млн. долл.;
  • добыча полезных ископаемых – до 500 чел.;
  • транспорт – до 500 чел.;
  • оптовая торговля – 100 чел.;
  • розничная торговля – объем до 3,5 млн. долл.;
  • услуги – до 3,5 млн. долл. (в отдельных случаях до 13,5 млн. долл.).

Из этого следует, что в США используется довольно гибкая система критериальных показателей, позволяющих осуществлять дифференцированно государственную поддержку малого бизнеса.

Таким образом, из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным является среднесписочная численность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и др.), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции, их необходимо корректировать с учетом этого явления.

 

1.3 Место малых предприятий в экономической системе

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно - технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Социальная значимость малых предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

  • развитие малых предприятий способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
  • занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
  • объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
  • сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места (в мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира), а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране (так, например, в США за период 1976 - 1990 гг. крупные и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тыс. рабочих мест, а сектор малого предпринимательства за тот же период создал 4,1 млн.  новых рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по стране);
  • массовое развития малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения.

Существенная роль малых предприятий в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Так, удельный вес малых предприятий в таких странах, как Япония, Германия, превышает 95%. Из 880 тыс. промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих и 700 - более 1000 работающих. В странах ЕС количество предприятий с численностью занятых свыше 500 человек не превышает 12 тыс.

Сектор малого предпринимательства динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.д. Важнейшими особенностями малых предприятий является способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малых предприятий является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Например, в США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе малых предприятий в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора малых предприятий дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.

В аспекте воздействия малого предпринимательства на важнейших агентов рыночных отношений целесообразно выделить его роль в формировании конкурентной среды. Крайне важна функция малого бизнеса как амортизатора колебаний экономической конъюнктуры. Несомненна, далее, роль малого предпринимательства как катализатора научно-технического и технологического прогресса. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах .

По оценкам специалистов, на его долю приходится около половины всех изобретений и научных разработок. Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться далее экологическая (природоохранительная) функция малого предпринимательства.

Таким образом, исследование воздействия  малого предпринимательства на разнообразные общественные процессы позволяет сделать вывод об объективно высокой социально - экономической значимости его функций.

В содержании функций малых предприятий ныне появляются новые «чрезвычайные» составляющие, обусловленные необходимостью смягчения кризиса в экономике и социально-политической сфере. Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны:

  1. Значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь

для беднейших слоев, составляющих ныне большинство населения) с использованием местных источников сырья;

  1. Принять активное участие в конверсии через подключение к сети кооперационных связей и использование высвобождающихся ресурсов;
  2. Приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов;
  3. Вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;
  4. Создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях (в первую очередь, относящихся в ВПК);
  5. Ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов;
  6. Послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.

Место малых предприятий предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.

Поэтому и для России неизбежно достижение аналогичных показателей уровня развития малых предприятий, жизненно необходимого для эффективного функционирования рыночной экономики и социально-политической стабилизации общества. Для этого требуется глубокое, длительное и целенаправленное реформирование всей экономической системы.

В условиях России, находящейся на этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

Информация о работе Финансы малого бизнеса