Финансы предприятий малого бизнеса и проблемы их развития в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа предполагает рассмотрение финансов предприятий малого бизнеса, определение их места в экономический жизни государства, проблем, с которыми они сталкиваются, со стороны специфики функционирования в современных экономических условиях. Для выполнения этой цели будут подробно изучены вопросы понятия, роли и значения малого бизнеса, критерии отнесения предприятий к малым, как в России, так и за рубежом, управление финансами малого бизнеса, государственная поддержка и налогообложение малых предприятий.

Оглавление

Введение 3
Малый бизнес и его место в системе предпринимательства 5
Понятие, роль и значение предприятий малого бизнеса 5
Развитие малого бизнеса в Саратовской области
Финансы предприятий малого бизнеса 17
Финансы предприятий малого бизнеса, их сущность

и функции
Государственная финансовая поддержка малого бизнеса 23
Налогообложение малого бизнеса 28
Финансовые проблемы малого бизнеса в России и пути их

решения 34

Заключение 41

Список использованной литературы 45

Приложение 1 47

Файлы: 1 файл

Курсовая_ф_малых предприятий.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный социально-экономический  университет

Кафедра финансов 
 
 

Курсовая  работа:

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА И  ПРОБЛЕМЫ ИХ

РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 
 

Выполнила:

 студентка  ΙΙΙ курса V группы

      финансово – кредитного факультета

Атякова О.М 

Проверила:

профессор , кандидат экон.наук

Степаненко  В.В 

Саратов 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение            3

  1. Малый бизнес и его место в системе предпринимательства  5
    1. Понятие, роль и значение предприятий малого бизнеса  5
    2. Развитие малого бизнеса в Саратовской области
  2. Финансы предприятий малого бизнеса      17
    1. Финансы предприятий малого бизнеса, их  сущность

    и функции

    1. Государственная финансовая поддержка малого бизнеса  23 
    2. Налогообложение малого бизнеса      28
  1. Финансовые проблемы малого бизнеса в России и пути их

    решения           34

    Заключение           41

    Список  использованной литературы       45

    Приложение 1          47 
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ

     Сегодня в России происходит становление  малого предпринимательства как эффективного сектора российской экономики. Его дальнейшее развитие имеет важное социально-экономическое значение при формировании среднего класса как основы национальной стабильности общества.

За последнее  десятилетие в России достигнут  значительный прогресс становления малого бизнеса. Создано правовое пространство с нормативной правовой базой, регулирующей предпринимательскую деятельность. Формируются элементы современной рыночной инфраструктуры, предоставляющей субъектам малого предпринимательства образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги. Ежегодно увеличивается количество индивидуальных предпринимателей. Субъекты малого бизнеса осваивают новые виды деятельности, расширяют свое присутствие во всех отраслях экономики. Однако России основные показатели развития малого и среднего предпринимательства значительно ниже, чем в развитых европейских странах.

     Сегодня, как никогда актуальным является изучение финансов малого бизнеса, не только со стороны их большой значимости для экономики страны, но и потому, что  отсутствие заметной динамики в развитии малого предпринимательства в стране свидетельствует о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране. Сложившуюся ситуацию усугубляет еще и мировой экономический кризис, создающий множество именно финансовых проблем малым предприятиям.

      Данная  работа предполагает рассмотрение финансов предприятий малого бизнеса, определение их места в экономический жизни государства, проблем, с которыми они сталкиваются,  со стороны специфики функционирования в современных экономических условиях. Для выполнения этой цели будут подробно изучены вопросы понятия, роли и значения малого бизнеса, критерии отнесения предприятий к малым, как в России, так и за рубежом, управление финансами малого бизнеса, государственная поддержка и налогообложение малых предприятий.  Современный экономический кризис не мог обойти стороной и малый бизнес в России, именно поэтому в данной работе будет затронуты финансовые проблемы предприятий малого бизнеса и пути их преодоления.

     В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия российских авторов по изучению финансов малого бизнеса с точки зрения современной финансовой науки. Это работы таких авторов, как В. Я. Горфинкель, В. А.  Швандар, И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, Н. В. Колчина, Г.Б. Поляк, Е. В. Гражданкина, В. С.Прохоровский , Л. Н. Чайникова, Н. Г. Агурбаш, А. В. Касьянов, А. Н. Борисов, П. Н. Шуляк, Е. Гуркина, Максименко О. В данных трудах рассмотрены теоретические и прикладные основы финансов малых предприятий. Дана экономическая характеристика деятельности малого предприятия, тенденции развития малого предпринимательства, а также рассмотрены проблемы малого бизнеса и пути их преодоления. Значительное внимание уделено вопросу государственного регулирования финансов малых предприятий и налогообложению малого бизнеса.

     При подготовке работы были использованы теоретические и аналитические материалы интернет – ресурсов: «Бизнес-журнале Онлайн» (http://www.business-magazine.ru/),  «РБК.Рейтинг» (http://www.rating.rbc.ru/), «Тенденции развития рынка микрофинансовых услуг в России» (http://www.conf.muh.ru/) и др.

     Также при написании применялись нормативно-правовые акты РФ: ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательтсва в Российской Федерации», «Налоговый кодекс Российской Федерации».  

  1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО МЕСТО  В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    1. Понятие, роль и значение предприятий малого бизнеса

     Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, средних,  малых.

     С одной стороны, устойчивой тенденцией научно технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в тех сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

     Масштабы, цели, формы и виды деятельности предприятий оказывают существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами и т. п. Развитию малого бизнеса способствовал процесс приватизации. Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка1.

     Малое предпринимательство - это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке2.

     Этот  сектор экономики образует разветвленную  сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В нем создается и циркулирует основная масса национальных продуктов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

     Основные  положения, характеризующие предпринимателя  и предпринимательство, относятся и к малому предпринимательству, но имеют свои специфические особенности: 1)высокая степень риска; 2)нестабильность малого предприятия по сравнению с крупными; 3)ограниченность ресурсов3.

     К преимуществам малого предприятия  относятся: 1)высокая гибкость и оперативность  в принятии решений; 2)восприимчивость к нововведениям в производственной и в управленческой системах; 3)быстрая адаптация к внешним воздействиям и местным условиям; 4)невысокие расходы по управлению; 5)быстрая оборачиваемость средств; 6) высокий уровень специализации производства и труда4.

     Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны. Во-первых, они способствуют поддержанию стабильности рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений (по мнению зарубежных ученых, стабильность системы обеспечивается при условии, что 20—30% граждан страны имеют собственное дело). Во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики. В-третьих, роль малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий постоянно возрастает. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения и использования свободных производственных мощностей, а также смягчение социальной напряженности посредством: создания новых рабочих мест, в том числе вовлечения в процесс производства трудовых ресурсов, которые не могут быть использованы в крупном бизнесе; мобилизации личного фактора и более эффективного использования творческих возможностей людей, раскрытия их талантов5.

     Особая  роль малого предпринимательства в  том, что оно является низко затратной стратегией экономического роста и  технического прогресса. То есть, малые предприятия возникают в сферах деятельности с низким уровнем обобществления производства и используют индивидуальный и/или коллективный труд; обеспечивают самопроизводство рыночной экономики; создают постоянно действующий источник формирования федерального, регионального и муниципального (местного) бюджетов; ускорение инновационного процесса, внедрение новых технологий и методов управления на этой основе; способствуют освоение новых видов продукции и услуг, расширению их ассортимента и повышение качества, формированию конкурентных, цивилизованных рыночных отношений как необходимого условия удовлетворения потребностей населения.

     Малые предприятия не способны самостоятельно выступать инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах. Получая конкретные и четко сформулированные задания, необходимые материально-технические ресурсы, малые предприятия быстро перестраиваются и налаживают производство на выпуск новой продукции, товаров и услуг. Однако это производство не становится массовым и серийным. Крупные компании, в том числе и холдинговые, имеют то неоспоримое преимущество, что могут финансировать новые перспективные разработки, выступать в роли заказчиков и кредиторов.Объединение усилий крупного и мелкого бизнеса обеспечивается через систему субконтрактов, передачу технологий, повышение гибкости и оперативности. Направление промышленного и финансового капитала на ускорение развития ведущих отраслей экономики, поддержка социального и жилищного секторов, создание нормальных условий для конкуренции имеют первостепенное значение для роста производительности труда и экономического подъема6.

     Таким образом, малое предпринимательство -  это стратегическое направление в системе воспроизводства, неотъемлемый элемент процесса перехода  к многоукладной товарной экономике. Эффективное функционирование малых предприятий  создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

    1. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

     Разработка  и применение критериев для отнесения  предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависти: какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статическая отчетность.

      В экономической литературе отсутствуют  научные принципы разработки этих критериев. Поэтому при разработке критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу необходимо придерживаться следующих принципов:

Информация о работе Финансы предприятий малого бизнеса и проблемы их развития в современных условиях