Финансы предприятий малого бизнеса и проблемы их развития в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа предполагает рассмотрение финансов предприятий малого бизнеса, определение их места в экономический жизни государства, проблем, с которыми они сталкиваются, со стороны специфики функционирования в современных экономических условиях. Для выполнения этой цели будут подробно изучены вопросы понятия, роли и значения малого бизнеса, критерии отнесения предприятий к малым, как в России, так и за рубежом, управление финансами малого бизнеса, государственная поддержка и налогообложение малых предприятий.

Оглавление

Введение 3
Малый бизнес и его место в системе предпринимательства 5
Понятие, роль и значение предприятий малого бизнеса 5
Развитие малого бизнеса в Саратовской области
Финансы предприятий малого бизнеса 17
Финансы предприятий малого бизнеса, их сущность

и функции
Государственная финансовая поддержка малого бизнеса 23
Налогообложение малого бизнеса 28
Финансовые проблемы малого бизнеса в России и пути их

решения 34

Заключение 41

Список использованной литературы 45

Приложение 1 47

Файлы: 1 файл

Курсовая_ф_малых предприятий.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

  Правильное  понимание финансовых вопросов особенно важно для малого бизнеса. Плохая организация финансовой деятельности остается одной из основных причин краха малых предприятий, и поэтому очень важно, чтобы сам владелец контролировал приход и расход денежных средств и старался предвидеть потребности в них15.

     Первое, с чего необходимо начать, внедряя  финансовое управление на малом предприятии, - это провести углубленный финансовый анализ. Финансовый анализ должен основываться на данных, полученных по результатам финансового (бухгалтерского) учета.

     При проведении финансового анализа  могут возникнуть проблемы организационного характера - бухгалтерский учет и состав отчетности некоторых малых предприятий отличается от бухгалтерского учета и состава отчетности средних и крупных предприятий. Поэтому финансовому специалисту необходимо суметь провести финансовый анализ на основании имеющихся данных, а для этого может потребоваться ряд корректировок.

     Для детального анализа будет недостаточно отчетности предприятия, здесь необходимо получить как можно больше информации из бухгалтерского учета и по возможности из управленческого учета.

     Финансовый  анализ осуществляют с использованием следующих методов: вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентный анализ, факторный анализ, сравнительный анализ. На данном этапе необходимо определить структуру и динамику показателей, оценить рентабельность, ликвидность и платежеспособность, а также показатели оборачиваемости (деловой активности).

     В отличие от крупных предприятий  в малом бизнесе показатели разнятся. Так, например, значение показателя ликвидности обычно меньше, а оборачиваемости - больше, поскольку в связи с малой численностью и высокой оборачиваемостью для малого предприятия характерны: высокая производительность труда, высокий уровень кредиторской, низкий уровень дебиторской задолженности. При этом надо учитывать, что часто полученные займы являются средствами или руководителя, или собственника бизнеса.

     После получения данных финансового анализа  переходят к разработке финансовой стратегии предприятия, которая должна полностью опираться на всю стратегию фирмы. На основе финансовой стратегии организуется финансовая политика так, чтобы обеспечивалась конкурентоспособность предприятия16.

     После формирования стратегии и финансовой политики осуществляют финансовое планирование. Оно может быть стратегическим, тактическим и оперативным: 
1) Стратегическое планирование обычно осуществляется в форме бизнес-плана, в котором расписываются все аспекты коммерческого предприятия. Период составления - от одного года до трех лет. В бизнес-плане должны быть следующие разделы: маркетинговый, производственный, организационный и финансовый. Бизнес-план используется не только для привлечения кредитов и займов, но и для внутреннего контроля и управления. На малых предприятиях для внутренних целей он может быть упрощен и представлен в форме технико-экономического обоснования (ТЭО);

2) Тактическое планирование реализуется в форме бюджетирования. Бюджетирование - это составление годовых бюджетов по месяцам. Базой для составления бюджета является бизнес-план. При подготовке годового бюджета формируются следующие виды бюджетов: бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет запасов, бюджеты расходов, бюджет инвестиций, кэш-флоу, прогнозный отчет о прибылях и убытках и прогнозный баланс. Для малого предприятия, не входящего в объединение предприятий, необязательна разбивка по центрам финансовой ответственности (ЦФО) как в крупных и средних предприятиях. А поэтому предприятие можно рассматривать как единый ЦФО, например центр прибыли. Учитывая, что постановка бюджетирования - трудоемкая и дорогостоящая процедура, руководству предприятия необходимо выбрать наиболее оптимальный. 
3)Оперативное планирование представляет собой подготовку графиков и планов по дням. Базой для оперативного планирования является бюджетирование. Оперативное планирование позволяет контролировать потоки ресурсов предприятия и большей частью именно финансовых ресурсов. Здесь готовятся графики платежей, формирования запасов и т.д.

     Уже в процессе осуществления процесса планирования необходимо понять, какова будет структура активов и за счет каких источников будет финансироваться деятельность предприятия.

     При формировании структуры активов, которые  делятся на внеоборотные и текущие, необходимо учитывать следующие принципы: 
объем и структура активов формируются исходя из будущих перспектив малого предприятия; объем и структура активов должны соответствовать потребностям производства и сбытовым нуждам малого предприятия; 
состав активов должен обеспечивать желаемую эффективность работы предприятия; активы должны увеличивать скорость оборота; необходимо выбирать наиболее современные и прогрессивные виды активов17.

     Следует подчеркнуть, что для малых предприятий  наиболее характерна высокая оборачиваемость  оборотных активов, что связано  с мобильностью данного бизнеса, а поэтому их доля во всех активах меньше, чем у среднего или крупного предприятия такого же вида производства. Но в любом случае финансовому специалисту необходимо уделять внимание таким активам, как запасы, дебиторская задолженность и денежные средства.

     В свою очередь, источники финансирования деятельности предприятия могут  быть самые разные:

  • уставный капитал - это основной источник собственных средств, который формируется первоначально при создании организации;
  • добавочный капитал - это прирост стоимости основных фондов при переоценке, эмиссионный доход и безвозмездно полученные денежные и материальные ценности;
  • прибыль - это источник, сформированный в результате производственной деятельности и которым предприятие может распоряжаться только после всех обязательных платежей. Прибыль может быть использована для формирования различных специальных фондов малого предприятия;
  • амортизационные отчисления - отдельный финансовый ресурс, который вместе с прибылью может использоваться для расширенного воспроизводства. У малого предприятия в отличие от крупного есть возможность ускорить этот процесс в соответствии с действующим законодательством, применив механизм ускоренной амортизации. Чистая прибыль вместе с амортизационными отчислениями составляет чистый доход малого предприятия;
  • кредиты и займы - внешние источники финансирования предприятия. Для малых предприятий очень сложно получить кредит в банке или разместить выпуск эмиссионных ценных бумаг. Но для малых предприятий при поддержке государства и общественных организаций работает система помощи малым предприятиям, по которой можно получить льготный кредит, оформить лизинг или венчурное финансирование. Также малые предприятия активно используют в своей работе средства владельцев бизнеса, а также их знакомых и родных.

     В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий18.

     Малое предприятие ведет бухгалтерский  учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

     Малому  предприятию рекомендуется вести  бухгалтерский учет с применением следующих систем бухгалтерского учета: общепринятая система бухгалтерского учета; упрощенная система бухгалтерского учета; кассовый метод учета, в котором можно объединить бухгалтерский и управленческий учет.

     Малые предприятия, не обязанные проводить  аудиторскую проверку достоверности  бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности укрупнено по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку19.

     К сожалению, отсутствие этих форм в отчетности не позволяет более детально судить о финансовом состоянии предприятия, что является недостатком в области законодательства, а привлечение в качестве обязательной отчетной формы хотя бы отчета о движении денежных средств позволило бы раскрыть большую часть информации для финансового анализа.

     Таким образом, постановка и организация управления финансами на предприятиях малого бизнеса, так же как и на крупных предприятиях, сложны и трудоемки. Основной задачей управления финансами малого предприятия является формирование, распределение и использование денежных фондов с целью эффективного производства и сбыта, а также осуществления простого и расширенного воспроизводства.

     Процесс управления финансами включает: анализ финансового состояния, планирование, учет, подготовку управленческой и финансовой отчетности, а также контроль. На каждом этапе имеются свои особенности, обусловленные спецификой самого малого бизнеса. Управление финансами необходимо осуществлять осмотрительно, так как финансовая устойчивость малого предприятия не стабильна, малое предприятие может быть подвергнуто агрессивному нападению со стороны конкурентов и компаний-поглотителей, а руководители малого бизнеса не всегда осознают опасность, окружающую финансы малого предприятия.

    1. Государственная поддержка малого бизнеса

     Масштабы  развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

     Согласно  ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24. 07. 2007 № 209-ФЗ основными принципами поддержки субъектов малого предпринимательства органами государственной власти и местного самоуправления являются:

  1. заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
  2. доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
  4. оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  5. открытость процедур оказания поддержки20.

   При обращении субъектов малого предпринимательства  за оказанием поддержки, должны быть представлены документы, подтверждающие их соответствие критериям отнесения предприятий к малому бизнесу и условиям, предусмотренным федеральными, региональными муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

   Поддержка субъектов малого предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, а также сельскохозяйственную деятельность.

   Финансовая  поддержка может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого предпринимательства.

   Оказание  имущественной поддержки осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Запрещаются продажа переданного субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности21.

   Оказание  информационной поддержки субъектам  малого предпринимательства осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включающих следующую информацию: 1) о реализации федеральных, региональных и муниципальных  программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; 2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; 3) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; 4) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства и т. д.

   Оказание  консультационной поддержки субъектам  малого предпринимательства может осуществляться в виде: создания организаций, оказывающих консультационные услуги субъектам малого предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций; компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого предпринимательства, на оплату консультационных услуг. 

Информация о работе Финансы предприятий малого бизнеса и проблемы их развития в современных условиях