Финансы предприятий малого бизнеса и проблемы их развития в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа предполагает рассмотрение финансов предприятий малого бизнеса, определение их места в экономический жизни государства, проблем, с которыми они сталкиваются, со стороны специфики функционирования в современных экономических условиях. Для выполнения этой цели будут подробно изучены вопросы понятия, роли и значения малого бизнеса, критерии отнесения предприятий к малым, как в России, так и за рубежом, управление финансами малого бизнеса, государственная поддержка и налогообложение малых предприятий.

Оглавление

Введение 3
Малый бизнес и его место в системе предпринимательства 5
Понятие, роль и значение предприятий малого бизнеса 5
Развитие малого бизнеса в Саратовской области
Финансы предприятий малого бизнеса 17
Финансы предприятий малого бизнеса, их сущность

и функции
Государственная финансовая поддержка малого бизнеса 23
Налогообложение малого бизнеса 28
Финансовые проблемы малого бизнеса в России и пути их

решения 34

Заключение 41

Список использованной литературы 45

Приложение 1 47

Файлы: 1 файл

Курсовая_ф_малых предприятий.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

   Оказание  поддержки субъектам малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляться в виде: разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов; создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого предпринимательства; учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого предпринимательства22.

   Оказание  поддержки субъектам малого предпринимательства  в области инноваций и промышленного  производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде: создания организаций, оказывающих поддержку субъектам малого предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций; содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого предпринимательства; создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства; создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

   Оказание  поддержки субъектам малого и  среднего предпринимательства в  области ремесленной деятельности органами государственной власти и  органами местного самоуправления может  осуществляться в виде: создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности; финансовой, имущественной, консультационной, информационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в области ремесленной деятельности.  

   Оказание  поддержки субъектам малого предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде: сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого предпринимательства; содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности; создания организаций, оказывающих поддержку субъектам малого предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций23.

         Таким образом, государственная  поддержка предприятий малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям: финансовая поддержка за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий, имущественная поддержка в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленной деятельности, поддержка субъектам малого предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.  

    1. Налогообложение малого бизнеса

   С 1 января 2003 г. для малых предприятий  введены специальные налоговые режимы в соответствии с гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации. Данные главы были приняты Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

   Следовательно, со вступлением в силу с 1 января 2003 г. гл. 26.2 и гл. 26.3 Налогового кодекса  РФ в сфере малого бизнеса определились три режима налогообложения:

    • общий  режим налогообложения;

    • упрощенная система налогообложения;

    • единый налог на вмененный доход для  отдельных видов деятельности.

   Упрощенная  система налогообложения является разновидностью специальных налоговых режимов, к которым также относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога, налогообложения игорного бизнеса и др.

   При этом применение упрощенной системы  налогообложения разрешается только в том случае, если экономический субъект не обязан применять другой налоговый режим.

   При упрощенной системе налогообложения  обязанность по уплате пяти основных налогов заменяется уплатой одного налога, а все остальные обязанности (налоговые, страховые, бухгалтерские, статистические) выполняются на общих основаниях24.

   Таким образом, упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Это означает, что субъекты упрощенной системы уплачивают вместо налога на прибыль (доход), налога на добавленную стоимость, налога на имущество, единого социального налога единый налог. При этом сохраняется обязанность малых предприятий по уплате всех других налогов и сборов согласно налоговому законодательству РФ.

   Переход на упрощенную систему, а также возврат  к общему режиму налогообложения являются добровольными. При этом малые предприятия и индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября текущего года в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, в котором сообщают о размере дохода за девять месяцев текущего года. Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется с 1 января следующего года.

   Если  вновь создаваемые организации изъявляют желание работать в режиме упрощенного налогообложения, то они обязаны подать заявление об этом вместе с заявлением о постановке на учет в налоговых органах. В этих случаях упрощенный режим налогообложения вводится с момента регистрации организации или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

   Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему  налогообложения, не могут перейти на общий режим налогообложения до окончания налогового периода. Однако существуют условия, при которых организации в обязательном порядке переводятся на общий режим налогообложения. Это происходит в том случае, когда доход налогоплательщика превысит 15 млн руб.

   Переход на общий режим налогообложения  осуществляется с начала того квартала, в котором было отражено это превышение. О превышении указанного ограничения налогоплательщик должен сообщить в налоговый орган в течение 15 дней по истечению отчетного периода.

   Организации, желающие перейти на общий режим  налогообложения, должны уведомить налоговый орган об этом не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения.

   Упрощенная  система налогообложения в обобщенном виде представлена в таблице 1. 

   Таблица 1. Упрощенная система налогообложения25

Организации не платят Предприниматели не платят
Налог на прибыль организаций  Налог на прибыль  от предпринимательской деятельности
Налог на добавочную стоимость Налог на добавочную стоимость
Налог на имущество организаций Налог на имущество  предпринимателей
Единый  социальный налог Единый социальный налог

     Организации и индивидуальные  предприниматели обязаны:

  • применять общую систему налогообложения по всем другим налогам и сборам;
  • применять систему обязательного пенсионного и социального страхования;
  • применять порядок ведения кассовых операций;
  • представлять статистическую отчетность;
  • выполнять обязанности налоговых агентов.

   Действие  упрощенной системы налогообложения  прекращается в добровольном или обязательном порядке. Налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели),

перешедшие  на упрощенную систему налогообложения, обязаны применять ее на протяжении всего налогового периода, если не возникнут  основания для обязательного  ее прекращения.

     Таким образом, добровольный отказ от применения упрощенной системы налогообложения возможен только начиная с нового календарного года. При этом в налоговый орган по месту учета должно быть направлено уведомление об отказе не позднее 15 января.

Обязательный  порядок прекращения действия упрощенной системы налогообложения не приводит к каким-либо финансовым санкциям. Для организаций этот порядок может наступить, если по итогам налогового периода их доход превысит 15 млн. руб.

     Переход на общий режим налогообложения  осуществляется с начала того квартала, в котором были допущены указанные превышения.

     Согласно  гл. 26.3 Налогового кодекса РФ налогообложение  отдельных видов деятельности осуществляется в виде Единого налога на вмененный  доход. Этот вид налога является разновидностью основных специальных налоговых режимов. Однако он имеет существенную специфику, которая состоит в том, что система налогообложения вмененного дохода распространяет свое действие только на указанные в законе виды деятельности хозяйственного субъекта. Все остальные виды его деятельности будут облагаться по общему режиму налогообложения.

     Таким образом, Единый налог на вмененный  доход — это система налогообложения отдельного вида деятельности, при которой налог уплачивается с заранее объявленного (вмененного) дохода26.

   Объектом  налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности27.

   Уплата  единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

   Сумма единого налога, исчисленная за налоговый  период, уменьшается налогоплательщиками  на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

   Таким образом, в настоящее время для  субъектов малых предприятий  и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации действуют  два вида режимов налогообложения: общий, установленный для всех налоговых субъектов, в том числе и для малого бизнеса, и специальные режимы, распространенные прежде всего на малый бизнес, которые включают упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.  
 
 
 

  1. ФИНАНСОВЫЕ  ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА  В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

       В период мирового экономического кризиса  предприятия малого бизнеса столкнулись с множеством проблем. 

Информация о работе Финансы предприятий малого бизнеса и проблемы их развития в современных условиях