Управление финансами предприятий в сфере малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка положения малого бизнеса в рыночной экономике и изучение организации финансов предприятий в сфере малого бизнеса.
Для достижения этой цели решены следующие задачи:
Выявить роль малых предприятий в экономике.
Дать характеристику малым предприятиям.
Проанализировать особенности малых предприятий.
Рассмотреть источники формирования финансовых ресурсов.
Рассмотреть различные методы финансового управления.
Проанализировать пути повышения финансового состояния малых предприятии

Файлы: 1 файл

Курсовая Сашке текст new (Восстановлен).docx

— 76.67 Кб (Скачать)

Введение

Значение малого бизнеса в рыночной экономике  очень велико. Без малого бизнеса  рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта; во всех развитых странах  на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время, в связи  с переходом к рыночной экономике, поскольку предпринимательская  деятельность возможна в условиях рыночной и не возможна в административной системе. Россия значительно отстает от остальных членов «Большой восьмерки», стран Восточной Европы, Китая.

 В решении  возложенных на малый бизнес  задач первостепенная роль принадлежит  органам законодательной и исполнительной  власти, структурам поддержки малого  предпринимательства, разрабатывающим  и реализующим государственную  политику в отношении данного  сектора экономики, т.е. механизму  взаимодействия власти и предпринимательства  в России.  

В настоящий момент предприятия вынуждены уделять больше внимания проблемам, связанным с формированием и повышением эффективности использования своих финансовых ресурсов и активизировать поиск путей улучшения своего финансового состояния. 

Целью курсовой работы является оценка положения малого бизнеса в рыночной экономике и изучение организации финансов предприятий в сфере малого бизнеса.  

Для достижения этой цели решены следующие задачи:

  1. Выявить роль малых предприятий в экономике.
  2. Дать характеристику малым предприятиям.
  3. Проанализировать особенности малых предприятий.
  4. Рассмотреть источники формирования финансовых ресурсов.
  5. Рассмотреть различные методы финансового управления.
  6. Проанализировать пути повышения финансового состояния малых предприятии

1. Малый бизнес  в системе рыночной экономики.

1.1 Специфика  малых предприятий и их роль  в экономике

Малые предприятия  являются неотъемлемой частью эффективной  экономики. Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Именно за счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции, и развития рыночных отношений. Малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций. Предприятия малого бизнеса выполняют определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция мелких фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.

Любая экономическая  система не идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной  конкуренцией, крупные компании стремятся  монополизировать свою деятельность, установить контроль над рынком. В  этих условиях существование небольших  предприятий ставится под угрозу. Обоснованность деятельности малого бизнеса  и его выживаемость в условиях рынка обуславливается следующим. Крупным корпорациям часто бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляют прямой опасности для их функционирования. Нередко поглощение мелкой фирмы оказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество или даже помощь, так как малые предприятия в ряде случаев являются поставщиками более крупных организаций. Помимо этого существует различие в сферах деятельности мелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационных технологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, то есть в случаях, когда направление деятельности сопровождается серьезным риском. Немногие крупные корпорации готовы рисковать вложениями в неопробованные товары или услуги. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, в которых отсутствует необходимость в массовом производстве. Разделение труда между крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повысить совокупную рентабельность производства и тех, и других. Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, большие корпорации освобождают себя от ряда затратных функций, так как получают необходимые элементы от малых предприятий. Еще один  важный фактор – поддержка малого бизнеса со стороны государства. Из-за полезности и важности малых предприятий в экономической системе страны, государство, как правило, оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу, стимулируя его развитие.

Малый имеет  ряд преимуществ по сравнению  с крупным производством. К выделенным достоинствам малых предприятий  относятся:

  • малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка
  • мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;
  • малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
  • сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия  дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.
  • работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности
  • повышенная скорость обращения капитала.

Развитие сферы  малого предпринимательства способствует решению многих социально-экономических проблем – создание среднего класса, снижение безработицы, формирование рациональной структуры экономики, рост доходной части бюджетов всех уровней и др. Чем больше сектор гибких и подвижных малых предприятий, и чем выше количество занятых в малом бизнесе, тем выше стабильность экономики.

 Понятие малого  предприятия не имеет четкого объективного определения. Деление хозяйственных структур на мелкие и крупные можно осуществлять по целому ряду признаков и поэтому не существует единого универсального определения для малого предприятия. Вопрос об определении предприятия как малого решается на уровне законодательной власти всех стран, но общий принцип заключается в выборе критерия оценки и установке ограничений на выбранный признак. Выделяют количественный, качественный и комбинированный подходы к определению малого и среднего предприятий. Иллюстрацией комбинированного подхода может служить определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания). Болтонский комитет предложил так называемые "экономическое" и "статистическое" определения малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям:

  • фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности;
  • управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;
  • фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).

В нашей стране понятие малого предприятия определяется Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, для того, чтобы предприятие считалось малым, должны одновременно выполняться четыре условия:

  • это должна быть коммерческая организация.
  • в уставном капитале организации доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 процентов.
  • в уставном капитале организации доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 процентов.
  • средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней:
  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Что касается многопрофильных (осуществляющих несколько видов  деятельности) малых предприятий, то они относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в  годовом объеме оборота или годовом  объеме прибыли. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.

1.2 . Сущность и критерии малого предпринимательства

Функциональное  назначение предприятий, их роль в экономике  в значительной мере меняются в зависимости  от размера предприятия. Крупное  и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как  правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это  незаполненная ячейка экономики, имеющая  своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия  дополняют друг друга, создают целостный  организм экономики.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. 1В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость  предприятия: ограниченность его масштабов  вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и  более высокой степени его  удовлетворенности трудом.

Третья –  относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме  оказывать сколько-нибудь серьезное  влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая –  персонифицированный характер отношений  между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое  предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс  и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая  черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность  последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая  особенность связана с характером финансирования. Если 
“гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также как одну из особенностей можно выделить высокую  долю оборотного капитала по сравнению  с основным фондом. Если у крупных  предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций  малого предприятия, прежде всего, важно  отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции  и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

Информация о работе Управление финансами предприятий в сфере малого бизнеса