Управление финансами предприятий в сфере малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка положения малого бизнеса в рыночной экономике и изучение организации финансов предприятий в сфере малого бизнеса.
Для достижения этой цели решены следующие задачи:
Выявить роль малых предприятий в экономике.
Дать характеристику малым предприятиям.
Проанализировать особенности малых предприятий.
Рассмотреть источники формирования финансовых ресурсов.
Рассмотреть различные методы финансового управления.
Проанализировать пути повышения финансового состояния малых предприятии

Файлы: 1 файл

Курсовая Сашке текст new (Восстановлен).docx

— 76.67 Кб (Скачать)

Не менее значимы  функции социальные. Во-первых, через  малые формы предпринимательской  деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут  найти себе применение на крупных  предприятиях. В – третьих, малые  предприятия являются главным продуцентом  мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых  кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей  в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Малый  бизнес имеет ряд преимуществ по сравнению  с крупным производством. К выделенным достоинствам малых предприятий  относятся:

  • малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка
  • мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;
  • малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
  • сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия  дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.
  • работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности
  • повышенная скорость обращения капитала.

Развитие сферы  малого предпринимательства способствует решению многих социально-экономических проблем – создание среднего класса, снижение безработицы, формирование рациональной структуры экономики, рост доходной части бюджетов всех уровней и др. Чем больше сектор гибких и подвижных малых предприятий, и чем выше количество занятых в малом бизнесе, тем выше стабильность экономики.

 Понятие малого  предприятия не имеет четкого объективного определения. Деление хозяйственных структур на мелкие и крупные можно осуществлять по целому ряду признаков и поэтому не существует единого универсального определения для малого предприятия. Вопрос об определении предприятия как малого решается на уровне законодательной власти всех стран, но общий принцип заключается в выборе критерия оценки и установке ограничений на выбранный признак. Выделяют количественный, качественный и комбинированный подходы к определению малого и среднего предприятий. Иллюстрацией комбинированного подхода может служить определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания). Болтонский комитет предложил так называемые "экономическое" и "статистическое" определения малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям:

  • фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности;
  • управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;
  • фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).

В нашей стране понятие малого предприятия определяется Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, для того, чтобы предприятие считалось малым, должны одновременно выполняться четыре условия:

  • это должна быть коммерческая организация.
  • в уставном капитале организации доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 процентов.
  • в уставном капитале организации доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 процентов.
  • средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней:
  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Что касается многопрофильных (осуществляющих несколько видов  деятельности) малых предприятий, то они относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в  годовом объеме оборота или годовом  объеме прибыли. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.

1.3 Связь малого и крупного бизнеса

Существует две  точки зрения о том, каким должно быть взаимодействие крупных и мелких фирм. Большинство ученых придерживается следующей точки зрения: в нормально  функционирующей рыночной экономике  значительная часть малых фирм так  или иначе находится в сфере  интересов крупных предприятий, малые предприятия существуют для  и при крупных. При этом кооперационные связи являются полезными как  для малых предприятий, так и  для крупных: крупные используют рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их инновационные  возможности. Малые предприятия  компенсируют неповоротливость крупных в нахождении и реализации новых технологических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении передовых инноваций. Это позволяет крупным предприятиям переключить часть своих рисков на малые. Кооперирование малых предприятий между собой и с крупными предприятиями способно нейтрализовать несовершенство государственной политики поддержки малого предпринимательства.

Но существует и другой взгляд. Он заключается  в том, что зависимость предприятий  друг от друга является негативным моментом. Предприятие должно являться самостоятельным хозяйствующим  субъектом экономики. Классическое предприятие - внутренне единая и  управляемая целостная организация, осуществляющая преобразование ресурса  в продукт. В реальной действительности очень редко встречаются  независимые  самостоятельные предприятия. Сторонник  этой позиции Клейнер Г. утверждает, что настоящих предприятий в  России больше нет, потому что малые  предприятия являются "приусадебными  участками" своих директоров или  владельцев. Средние и крупные  предприятия утратили свойство концентратов ресурсов и превратились в аморфные структуры, состоящие из множества  мелких юридических лиц, распределивших между собой финансовые, материально-вещественные, информационные и управленческие потоки.

Объединив эти  две точки зрения, можно сделать  вывод о том, что оптимальная  взаимосвязь фирм предполагает их относительную  независимость, но в то же время тесное сотрудничество и наличие взаимовыгодных кооперационных связей.

В России крупные предприятия оплетены сетью мелких, контролируемых директором фирм, через которые проходят главные финансовые потоки. Вокруг крупных и средних предприятий сформировалась особая интеграционная нерыночная структура. Крупные предприятия привлекают  узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.

В настоящее  время в России партнерские малые  предприятия созданы либо бывшими  работниками крупного предприятия, или доверенными лицами теперешнего  руководства. Такая модель в российских условиях может считаться предпочтительной с точки зрения решения проблемы ненадежности малого предприятия как  партнера. Очевидная неустойчивость общей экономической ситуации заставляет руководство крупных предприятий  очень настороженно относиться к  контактам с "чужими" малыми предприятиями. Положение усугубляется чрезвычайными трудностями самих крупных предприятий: сейчас даже небольшие ошибки в выборе партнеров могут привести к непоправимым результатам. Поэтому крупные предприятия стараются ориентироваться в своих контактах на максимально зависимые от них предприятия. Понятно, что при таких взаимоотношениях обе стороны не извлекают большую часть выгоды от сотрудничества. Те малые предприятия, которые смогли остаться относительно независимыми оказались более жизнеспособными.

Кооперационные  связи очень важны для российских предпринимателей. И эта взаимосвязь  перспективна, если создать экономические  условия, гарантирующие безопасность такого сотрудничества.

Существует несколько  форм и механизмов взаимодействия малого и крупного предпринимательства: система  субподряда, лизинг, франчайзинг, создание предпринимательских сетей, инкубаторы малого и среднего бизнеса и т.д. 2

Субподряд

Малые предприятия  на основе технологического разделения труда обеспечивают эффективность  совместной деятельности. Крупные предприятия  предоставляют в аренду малым  помещения, средства производства, обеспечивают на льготных условиях сырьем и материалами, дают право использования своего товарного знака. Эта форма сотрудничества широко распространена в современной  России.

Лизинг

Лизинг –  форма долгосрочной аренды, которая  предполагает по истечении срока  аренды возможность выкупа арендованного  оборудования по остаточной стоимости. Различают два вида лизинга: финансовый и операционный. Финансовый лизинг предусматривает выплату арендаторам  в течение действия контракта  сумм, покрывающих полную стоимость  амортизации оборудования или большую  ее часть, а также прибыли арендодателя. По истечении срока действия контракта  арендатор может:

вернуть объект лизинга арендодателю

заключить новый  контракт на аренду

выкупить объект лизинга по остаточной стоимости

Операционный  лизинг заключается на срок, меньший  амортизационного периода имущества. После окончания контракта объект лизинга возвращается владельцу  или снова сдается в аренду.

Преимущество  лизинга заключается в том, что  лизинг позволяет фирме получить основные фонды и начать их эксплуатацию, не отвлекая деньги из оборота. Лизинг – это эффективный способ финансирования для предприятий, не располагающих  необходимыми средствами для капиталовложений в оснащение производства. Эта  ситуация особенно характерна для малого бизнеса, как правило, имеющего ограниченные средства.

Важно и то, что  основные фонды в течение всей сделки находятся на балансе лизинговой фирмы, а платежи ей относятся  к текущим расходам хозяйствующего субъекта, то есть включаются в себестоимость  производимой продукции и соответственно уменьшают сумму прибыли, облагаемой налогом.

Франчайзинг

Франчайзинг –  это предоставление права крупной  фирмой малому предприятию права  реализации (финишного производства) ее продукции под товарным знаком крупной фирмы (система продажи  лицензий (франшиз) на технологию и  товарный знак). Это очень хороший  способ для тех, кто не имеет предпринимательского опыта и не склонен к коммерческому  риску. Вкладывая деньги во франшизу, вы приобретаете жизнеспособное предприятие, которое уже долгое время работало успешно. Лицензиар (фирма, предоставляющая  франшизу) может сдать в аренду основные фонды, предложить финансирование. Помимо предоставления финансовой и  консультативной помощи лицензиар, как правило, обучает нового предпринимателя  методам управления фирмой. Многие лицензиары предлагают консультации по вопросам рекламы, налогов и другим проблемам бизнеса, а также по руководству повседневной деятельностью  предприятия, работающего на основе франшизы.

 Крупным предприятиям  это дает расширение рынка  сбыта, привлечение дополнительного  капитала, экономию на развитии  собственной сбытовой сети и  т.д. При этом крупное предприятие  меньше рискует своим базовым  капиталом, а также использует  повышенную мотивацию к деятельности  малого предприятия. Часто в  России эту форму можно встретить  как представительство иностранной  фирмы (например, «Кодак», «Фуджи»,  «Макдональдс»). Опираясь на субподрядные  системы, лизинг и франчайзинг,  крупные компании формируют вокруг  себя межфирменные сетевые связи,  активно вовлекая в них малые  предприятия.

Информация о работе Управление финансами предприятий в сфере малого бизнеса