Эффективность механизмов разрешения проблем малого бизнеса на региональном уровне (на опыте Ростовской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Для детального рассмотрения вопроса разрешения проблем малого предпринимательства в современной России необходимо проанализировать его на примере конкретного региона. В данной работе будет исследован опыт Ростовской области в этой сфере.
На фоне кризисных явлений, определяющих экономическое развитие страны в целом, перспективы малого бизнеса видятся далеко не радужными. Снизились темпы прироста численности малых предприятий, многие вынуждены сворачивать производство и уходить "в тень".

Файлы: 1 файл

проблемы предпринимательства.DOC

— 160.00 Кб (Скачать)

Ведение журнала учета контрольных проверок, по замыслу законодателей, должно было обеспечить защиту предпринимателей от незаконных посягательств "контролеров". Спустя некоторое время после принятия Закона появились и первые результаты, характеризующие эффективность проводимых мероприятий.

В IV квартале 2000г был проведен социологический опрос предпринимателей с целью выявления уровня применения Областного Закона "О проверках хозяйствующих субъектов малого предпринимательства в Ростовской области". Опросом было охвачено 246 предпринимателей из г.Ростова, Новочеркасска, Сальска, основная часть которых (80%) осуществляют деятельность в сфере торговли.

Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что принятие областного    закона, который бы урегулировал взаимоотношения предпринимателей и контролирующих организаций, было актуальным, но пака он не применяется и не решает поставленных задач.

* Областной закон Ростовской области от 10.05.2000 №73-ЗС "О проверках хозяйствующих субъектов на территории Ростовской области.-ст.б.



Анализ результатов данного опроса позволяет сделать следующие. выводы:

а) Большинство предпринимателей чаще всего попадет в поле зрения налоговой полиции. Также на 1-м месте по количеству голосов стоит налоговая инспекция в ответах на вопрос "Какой из контролирующих органов приносит Вам наибольшее беспокойство - (56%). На 2-ом месте по количеству проверок стоит центр санитарно-эпидемиологического надзора;

б) Интересным представляется   результаты опроса, касающиеся ведения журнала учета контрольных проверок. Половина предпринимателей имеет данный журнал, но лишь 28% опрошенных смогли уверенно ответить "всегда" на вопросы "заносятся ли результаты проверок в журнал?" и "предъявляют ли Вам предписание контролирующей организации?". Такое положение дел свидетельствует о том, что закон о проверках применяется не в полной мере как одной, так и другой сторонами. Это во многом обусловлено и тем, что срабатывает формула "проверяющий всегда прав, даже если он не прав";

в) Данные таблиц показывают, что решение "спорных вопросов" путем вознаграждения проверяющего за "понимание ситуации" - одна из серьезных     проблем во взаимоотношениях предпринимателей с представителями государственных контролирующих организаций. Тот факт, что пятая часть предпринимателей сами предлагают "откупные" проверяющим, настораживает по двум причинам: 1) это свидетельствует о том, что выявленные нарушения имели место и не являлись результатом предвзятого отношения контролирующего лица (органа); 2) предлагаемые услуги или финансовые средства со стороны предпринимателей подталкивают проверяющих на мысль, что такой исход может быть всегда и в отношении по всем проверяемым;

г) При оценке объективности контролирующих организаций не все предприниматели решились высказать свое мнение. Наиболее активно отреагировали опрошенные, дав оценку действиям налоговой инспекции,



центра санэпидемнадзора, УВД, ОБЭП. Данные свидетельствуют, что не все органы действуют на основе предписания на проверку, так как это не регламентировано их нормативными документами, которые до сих по не приведены в соответствие с требованиями вышеуказанного областного закона.'

Необходимо  отметить  также  и  другие  причины  низкой эффективности   осуществляемых  мероприятий.   Это   недостаточная информированность предпринимателей о действиях власти вообще и о принятии закона о проверках в частности. Местными администрациями не проводится в должной мере разъяснительная работа по вопросам необходимости ведения журнала учета поверок, их значимости для самих предпринимателей. Препятствует этому в какой-то мере недостаточная финансовая обеспеченность и организационные трудности в проведении подобного рода мероприятий.

Немаловажен и фактор устоявшейся неформальной системы взаимоотношений (в том числе и на межличностном уровне) между предпринимателями и проверяющими. Традиционные отношения по формуле "ты платишь - я тебя не трогаю" воспринимаются как должное. Данные стереотипы поведения достаточно трудно будет сломать, а без этого ни а какой эффективности мероприятий по преодолению административных барьеров не может быть и речи. Здесь необходима воля самих предпринимателей.

Выход видится в создании союзов и предпринимательских групп, которые, взаимодействуя с властью, будут работать в области информирования о нововведениях, определения основных установок в работе своих участников для защиты их законных интересов. Через эти структуры предприниматели смогут решать многие из своих проблем.

По- прежнему достаточно остро стоит проблема налогообложения

Аналитическая записка по результатам анкетирования предпринимателей. //Материалы Администрации Ростовской области. - 2001.



сферы малого предпринимательства в регионе. Решить часть вопросов предполагалось с помощью принятых в 1998г Федерального и одноименного.

Однако почти во многих регионах одновременно с введением нового закона на поверхности оказалась проблема его   непрофессионального использования, которое может привести упадок малый бизнес . Суть базового закона сводится к тому, что единый налог должен заменить собой. совокупность федеральных, региональных и местных налогов, взносы в государственные фонды. Базовая доходность, порядок исчисления, сроки уплаты устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Вышеуказанный закон Ростовской области в ст.7 определяет, что размеры поступлений от суммы единого налога, уплачиваемого организациями в областной бюджет, составляют 38% и в местные бюджеты -10% от общей суммы единого налога. Суммы единого налога, уплачиваемые предпринимателями, зачисляются в областной бюджет в размере 10%, в местные бюджеты - 65%. Отсюда можно сделать вывод, что региональные и местные власти оказываются крайне заинтересованными в увеличении налоговых поступлений именно от этого налога для накопления бюджетов.2

Собрать большую сумму можно двумя способами: 1) увеличить налоговую нагрузку на каждого отдельно взятого предпринимателя путем повышения корректирующих коэффициентов по подвидам деятельности; 2) осуществить мероприятия по созданию условий для появления большего числа хозяйствующих субъектов.

Вызывает настороженность тот факт, что власть предпочитает решать проблему бюджетного дефицита именно первым способом.

Наиболее целесообразным представляется дать оценку результатам

' Съезд надежд ( по материалам Второго всероссийского съезда представителей малого предпринимательства). //РЭЖ.-2000.-№11-12.

2 Областной закон Ростовской области от 30.11.1998 №14-ЗС "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".



введения единого налога с позиции самих предпринимателей. Рассмотрим положение дел в г.Новочеркасске. Исходя из материалов Новочеркасского городского комитета профсоюза работников торговли, общественного питания, предприятий и организаций производственно-коммерческой деятельности, принятие областного закона о едином налоге (не дало ожидаемого эффекта) добавило трудностей в решении различных вопросов.

Во-первых, большинство юридических лиц после перевода их на работу в соответствии с принятым законом в общей сумме стали платить налогов значительно меньше.

Во-вторых, с другой стороны, возникла проблема социальной поддержки работников торговли и их детей, т.к. предприятия (юридические лица) стали перечислять в фонд социального страхования значительно меньше.

В-третьих, предприятия в новых условиях вынуждены ежемесячно продлевать в страховой компании медицинский страховой полис для своих работников после предъявления документа налоговой инспекции об уплате единого налога, что создает непредвиденные ситуации'.

Разумеется, данное положение свойственно не всем городам и районам области.   Есть немало других оценок единого налога. Так, председатель правления союза работников торговли, общественного питания и сферы услуг Волгодонска Кораблин И. так определил ситуацию: "Налог хороший, удобный, эффективный. Только власти не умеют им пользоваться".

Главное достоинство единого налога в том, что он выводит отдельные виды деятельности из теневого оборота. А в Волгодонске он еще и способствовал объединению предпринимателей города. Областные власти поначалу   попытались   ввести   высокие   налоговые   ставки,   и предпринимателями был создан Союз работников торговли, общественного питания и сферы услуг, который смог отстаивать позицию бизнеса перед

Письмо Новочеркасского городского комитета профсоюза работников торговли, общественного питания, предприятий и организаций производственно — коммерческой деятельности. // Материалы Администрации Ростовской области.-2000.



властью. Когда вводился Областной закон "О едином налоге", правление Союза резко выступило против: у предприятий - один выход - закрываться. Некоммерческая организация объединяет 100 малых предприятий и 700 предпринимателей без образования юридического лица. Они обеспечивают условия жизни более 13% населения.

Выражая интерес и мнения   . многих предпринимателей, представители Союза смогли доказать, что нужно менять завышенные ставки и коэффициенты.

Через некоторое время депутатами Законодательного Собрания Ростовской области было принято решение об изменении корректирующих коэффициентов по налогу, для предприятий, торгующих ликероводочными изделиями он был снижен до 1.5. Однако, чтобы компенсировать снижение налоговых поступлений от алкогольного сектора торговли, был увеличен коэффициент для кафе и ресторанов с 1 до 2. При таких условиях многим пришлось бы закрывать свои предприятия. В этой ситуации Союз объявил о предзабастовочном состоянии при согласовании с Ростовским отделением "Развитие предпринимательства" и обкомом профсоюзов работников торговли Ростовской области. Таким образом, предприниматели вывели свои проблемы в кратчайшие сроки на вертикаль власти, в результате чего удалось добиться отмены изменения коэффициентов единого налога.

Ныне в Волгодонске единый налог на вмененный доход распространяется на все предприятия с численностью до 25 человек, в том числе предприятия торговли ГМС.

Первоначально на них единый налог не распространялся, но союз решил эту проблему по своей инициативе. Несомненно эта сфера бизнеса -хороший резерв сбора налогов для пополнения местного бюджета, из которого выплачивается зарплата работникам бюджетной сферы. При уплате автозаправочными станциями налога по упрощенной схеме, поступления заметно возросли. А главное - бизнес выходит из тени1.

' Сальникова В. Вменить надежду на успех. //Бизнес для всех. - 2000.-№ 4.



Столь   подооное   описание   проолем   предпринимательства Волгодонска   представлено   здесь   с   единственной   целью продемонстрировать необходимость самоорганизации представителей малого бизнеса. Предприниматели Волгодонска на деле доказали, что решение проблем (в частности, налогообложения) возможно только в тесном взаимодействии органов государственной власти и общественных организаций.

Напрашивается также вывод: применяя Закон "О едином налоге на вмененный доход", необходимо считаться с мнением объединений предпринимателей.  Только  учитывая  интересы  предпринимателей, государство сможет добиться стабильного и динамичного развития малого бизнеса, чем обеспечит гарантированное поступление налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

Анализ деятельности  малых предприятий показывает, что недостаток финансовых ресурсов значительно снижает её эффективность. Решение этой задачи предусматривает отработку и внедрение прогрессивных финансовых  технологий  поддержки  малого  предпринимательства, консолидацию средств для финансирования приоритетных направлений в рамках     "Программы     государственной     поддержки     малого предпринимательства, в Ростовской области на 2000-2002 годы". В Разделе II Программы определены основные направления деятельности, на которых будут сосредоточены усилия регионального и муниципальных фордов поддержки малого предпринимательства, администраций области, городов и районов. Среди них:

- гарантийно-налоговое обеспечение перспективных проектов малого бизнеса;

создание условий для организации кредитных союзов малых предприятий, обществ взаимного кредитования и других форм целевой аккумуляции временно свободных средств самих малых предприятий;

- отработка механизма инвестирования малых предприятий за счет



налоговых кредитов.

Государственная  поддержка  малого  предпринимательства  в приоритетном порядке направляется на следующие виды деятельности:

производство, хранение, переработка сельскохозяйственной продукции;

- производство товаров первой необходимости и оказание услуг населению;

- природоохранная деятельность и производство оборудования для экологических целей;

- производство строительных материалов;

- инновационная деятельность;

- народные промыслы и художественные производства.

В рамках Программы должен осуществляться целый ряд конкретных мероприятий, оценить эффективность каждого из которых достаточно сложно  ввиду  большого  объема     информации.  Здесь  можно проанализировать результаты какого-либо одного направления финансово-кредитной поддержки малого бизнеса.

Попробуем определить эффективность мероприятий по проведению конкурса инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства. Конкурсы проводятся в Ростовской области уже несколько лет в соответствии с Постановлением Главы Администрации Ростовской области "Об утверждении положения    о проведении конкурсного отбора инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства в Ростовской области" от 3.11.1997г. №408.

Информация о работе Эффективность механизмов разрешения проблем малого бизнеса на региональном уровне (на опыте Ростовской области)