Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:50, курсовая работа
Для детального рассмотрения вопроса разрешения проблем малого предпринимательства в современной России необходимо проанализировать его на примере конкретного региона. В данной работе будет исследован опыт Ростовской области в этой сфере.
На фоне кризисных явлений, определяющих экономическое развитие страны в целом, перспективы малого бизнеса видятся далеко не радужными. Снизились темпы прироста численности малых предприятий, многие вынуждены сворачивать производство и уходить "в тень".
В 1998-99 годах Администрацией области совместно с Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области и Ростовским региональным государственным Фондом поддержки милого предпринимательства финансово-кредитная поддержка оказана 25 малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям. За счет средств областного бюджета и государственного фонда занятости выделено более
8,5 млн. руб. в виде льготных кредитов на развитие производства продуктов питания, строительных материалов, оказание услуг населению.
Реализация указанных проектов позволила создать около 500 рабочих мест. В 2000 г. для кредитования было отобрано 15 победителей конкурса. Нужно отметить, что конкурс проводится в целях поддержки перспективных направлений работы субъектов малого бизнеса. Предпочтение отдается проектам, относящимся к приоритетным видам деятельности, предполагающим создание наибольшего количества рабочих мест, имеющим законченный производственный цикл, включающий производство, переработку и реализацию продукции, при осуществлении которых производятся наибольшие вложения собственных средств участников конкурса. Размер государственной поддержки за счет средств области и фонда занятости не может превышать 30% средств, необходимых для осуществления проекта.
Победа в конкурсе представляет возможность расширения производства, приобретение принципиально нового оборудования и технологий; она обеспечивает получение достаточно большой суммы денег под невысокие проценты. Поэтому ведется острая конкурентная борьба за получение льготных кредитов, инвестиционные проекты готовятся с особой тщательностью. Что не исключает ошибок и упущений со стороны составителей проектов.
Несмотря на всю важность и необходимость такой формы поддержки успешно развивающихся субъектов малого бизнеса, следует видеть и проблемы, значительно снижающие эффективность проводимых мероприятий. К ним относятся:
а) Недостаточная информированность предпринимателей о проведение конкурса. Многие представители донского малого бизнеса не знают о возможности получения льготного кредита. Органы власти, в свою очередь, заинтересованы привлечь как можно больше участников конкурса для отбора действительно лучших
проектов. Мешают также устоявшиеся преставления самих. предпринимателей о власти, об объективности принимаемых решений. Поскольку подорвано доверие к государственным структурам, люди боятся "очередного обмана".
б) Предпринимателям достаточно трудно получить гарантийные обязательства по возврату бюджетных средств, которые могут предоставить либо местные администрации, либо КБ. Так, например, из 15 победителей конкурса 2000 г., 4 не смогли получить вовремя кредитные ресурсы, ввиду того, что не предоставили надлежащим образом оформленные гарантии возврата кредита. В некоторой степени эту проблему смогли бы решить гарантийные фонды, но это достаточно отдаленная перспектива.
в) Сложной остается ситуация с проверкой использования выделенных средств. Бывают случаи, когда деньги идут далеко не на те цели, которые были указаны в инвестиционном проекте. Выездные проверочные работы не решают донной проблемы. Возможно, здесь необходимо предварительное, более тщательное изучение деятельности участников конкурса, а не только победителей.
г) Достаточно дорого обходится подготовка самого инвестиционного проекта. Хорошо, если победа в конкурсе оправдает эти затраты, но зачастую случается наоборот. Под влиянием вышеперечисленных факторов значительно снижается эффективность мероприятий, проводимых региональными органами государственной власти в рамках финансово-кредитной поддержки малого бизнеса. В заключение хотелось бы . отметить, что развитие предпринимательства в России перешло на качественно новый этап своего развития, когда окончательно созрели идеи консолидации представителей малого бизнеса. В подтверждение приведем высказывание А.Иоффе,
президента РАРМП: "Объективно малое предпринимательств - большая
*-• »-»
сила, однако оно пока не научилось достойно воздействовать на власть .
Но тенденция такова, что следует ожидать изменения ситуации, когда предприниматели станут той консолидированной силой, с которой власть будет считаться. Примеры тому уже есть. Становится очевидным, что эффективность мероприятий, проводимых органами государственной власти на региональном уровне, напрямую зависит от диалога с общественными структурами, переставляющими интересы малого бизнеса.
А.Иоффе "Российская ассоциация развития МСП: взгляд из Москвы" //Бизнес для всех 2001 г. № 4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Анализ экономической ситуации в России начала 21 века приводит к выводу о том, что необходимым элементом формирующейся рыночной системы хозяйствования является малое предпринимательство. Сущность и функции данного сектора экономики заключаются в эффективном использовании факторов производства в целях удовлетворения потребностей в товарах и услугах необходимого количества и качества, извлечении прибыли, активном решении проблем социальной сферы. Малое предпринимательство:
оперативно реагирует на все изменения конъюнктуры рынка;
придает рыночным отношениям гибкость;
сокращать уровни безработицы;
формирует средний слой собственников - предпринимателей;
создает новые возможности путем использования
перспективных технологий.
Малый бизнес, как показывает практика, является самым динамичным сектором, где постоянно и активно проходят реорганизации, отмирание неэффективных и создание новых предприятий.
В ходе проведенного исследования были выявлены?? некоторые особенности современного российского малого предпринимательства, имеющие негативный характер:
высокий процент предприятий, работающих в "теневой"
экономике;
неравномерность развития по регионам;
использование неформальной занятости. Специфическими чертами российского малого бизнеса являются многопрофильность и высокий уровень риска деятельности. Основным уязвимым местом предприятий этой сферы является недостаток финансовых ресурсов. Однако, с другой стороны, у малых предприятий имеется большой
потенциал развития. ПО этом свидетельствует, прежде всего, то, что раоога малых предприятий осуществляется в условиях еще не сложившейся инфраструктуры этого сектора отечественной экономики.
Специфика и особенности развития малого предпринимательства как на федеральном, так и на региональном уровне связаны с общими проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений. При этом основные проблемы связаны с макроэкономическими условиями работы.
В результате анализа ряда источников и материалов практики были. определены следующие факторы, негативно влияющие на развитие малого бизнеса:
административные барьеры;
неразвитость финансово - кредитных отношений;
налоговый пресс;
нестабильность законодательной базы;
отсутствие необходимой информации для успешного ведения
бизнеса;
отсутствие системы социальной защиты.
На современном этапе судьба малых предприятий преимущественно зависит от тех условий, которые формирует государство. Поэтому основной задачей государства в этой сфере является создание системы управления процессом поддержки малого предпринимательства, которая нацелена на экономическое, организационное, нормативно - правовое, кадровое и социальное обеспечение среды для устойчивого развития бизнеса. Именно в этих плоскостях лежат насущные проблемы предпринимателей.
Изучение сущности предпринимательства показывает, что процесс управления развитием малого предпринимательства должен учитывать его ярко выраженную региональную окраску. Реальную ответственность за становление малого бизнеса, за решение его проблем несут регионы, финансовые возможности которых определяются, прежде всего, уровнем
развития производства. Именно региональная ориентация объясняет необходимость повышения эффективности механизмов разрешения проблем малого бизнеса на уровне каждого отдельного субъекта РФ.
На основании анализа состояния малого предпринимательства в Ростовской области и конкретных мероприятий, проводимых органами государственной власти на региональном уровне, можно выделить несколько основных положений:
А) Малый бизнес играет весьма значительную роль в экономике области и социальной сфере, его развитие может стать одним из факторов прочной стабилизации ситуации и дальнейшего обеспечения экономического роста хозяйства региона.
С другой стороны, положение в этой сфере характеризуется снижением темпов прироста численности малых предприятий, низким уровнем загрузки производственных мощностей, недостаточным уровнем материально -технического обеспечения.
Б) Органами государственной власти в отношении малого предпринимательства проводится политика, направленная на создание условий для его стабильного развития. В частности, осуществляются мероприятия по преодолению административных барьеров, снижению налоговой нагрузки и развитию финансово - кредитных отношений.
Вместе с тем в процессе анализа материалов работы органов государственной власти Ростовской области по разрешению проблем малого бизнеса были выявлены факты, указывающие на недостаточную эффективность проводимых мероприятий. Это связано с рядом причин, среди которых можно выделить следующие:
1. Недостаточная информированность предпринимателей о действиях власти.
2. Оформлен стереотип поведения представителей малого бизнеса, характеризующийся недоверием ко всем проводимым мероприятиям.
объективные потребности предпринимателей, особенно в сфере налогообложения.
4. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса.
5. Дефицит средств, направляемых на поддержку предпринимательства.
6. Недостаточное развитие инфраструктуры поддержки
малого бизнеса.
В целях повышение эффективности деятельности региональных органов государственной власти и управления по разрешению проблем малого предпринимательства необходимо, в первую очередь установление партнерских взаимоотношений с представителями малого бизнеса, особенно в лице общественных объединений. На наш взгляд особое внимание следует уделить поиску взаимовыгодных условий для развития малого бизнеса, при которых предприятия будут иметь возможность стабильного и эффективного функционирования и станут обеспечивать высокий уровень налоговых поступлений в бюджет.
Также исследование показало, что на нынешнем этапе назрела необходимость смещения акцентов в системе поддержки малого предпринимательства в сторону косвенных методов. Их суть заключается в нормативно - правовом и организационном содействии развитию предпринимательских структур, способных самостоятельно решать многие проблемы. При таких условиях в итоге государство будет осуществлять общее регулирование сферы малого предпринимательства, тогда как часть функций будет передана в руки общественных объединений и финансово - кредитных структур, выражающих интересы предпринимателей.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный Закон от 14.06.1995. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
3. Федеральный Закон от 29.12.1995. № 222-ФЗ. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
4. Федеральный Закон от 31.07.1998. №148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
5. Указ Президента Российской Федерации от 29.06.1998. №740 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2000. №128 "Об утверждении федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 -2001 годы".
7. Областной закон Ростовской области от 16.06.1997 №40-ЗС "О поддержке малого предпринимательства в Ростовской области".
8. Областной закон Ростовской области от 30.11.1998 №14-ЗС "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
9. Областной закон Ростовской области от10.05.2000 №73-ЗС "О
проверках хозяйствующих субъектов на территории Ростовской
области". Ю.Постановление Главы Администрации области от 3.11.1997 №408
"Об утверждении положения о проведении конкурсного отбора
инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства в
Ростовской области".
11.Решение Законодательного Собрания Ростовской области от 22.11.1996 №103-ЗС "Об установлении объектов обложения единым налогом и ставок единого налога для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности".
12-Решение Законодательного Собрания Ростовской области от 10.05.2000 №52 "Об утверждении программы государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области на 2000 - 2002 годы".
13. Аналитическая записка по результатам анкетирования предпринимателей. //Материалы Администрации Ростовской Области.
14.Афронин Ю.А., Доронин А.О. Малому предпринимательству -большую дорогу. // Муниципальный мир. -1998.-№1.
15.Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.-1999.
16.Виленский А. Финансовая поддержка малого предпринимательства. // Экономист. - 1999.-№1.
17-Высоков В.В. Малый бизнес: тас1е т Киз81а. Научный проект. Ростов-на-Дону. -1999.
18.Грачев И.Д. Программные тезисы общероссийского общественно-политического движения "Развитие предпринимательства". М.-1999.
19-Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. Малое предпринимательство и его государственная поддержка в России. Ростов-на-Дону.-1997.