Формирование ассортимента предприятия розничной торговли в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проанализировать ассортимент и его влияние на экономические показатели исследуемого предприятия. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров.
2. Изучить принципы и этапы формирования ассортимента товаров в магазинах.
3. Охарактеризовать методы формирования ассортимента и организации контроля за его состоянием.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1.Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия 6
1.2. Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли. 15
1.3.Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия 20
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 22
2.1. Факторы определения, построения ассортимента товаров предприятия розничной торговли 22
2.2. Методы формирования торгового ассортимента 26
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА 30
3.1. Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность 30
3.2. Современные подходы к формированию ассортимента розничного торгового предприятия 34
Заключение 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.06 Кб (Скачать)

 

БЕЛКООПСОЮЗ

Учреждение образования «Гродненский торговый колледж»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Коммерческая  деятельность»

на тему: «Формирование  ассортимента предприятия розничной  торговли в современных условиях»

на материалах Ивацевичского районного потребительского общества

 

 

 

 

                                                      Выполнила

                                                       учащаяся 3 курса 303 КД-Э группы

                                                       специальности 2-25 01 10 «Коммерческая          

                                                       деятельность»

                                                       специализации 2-25 01 10-0124            

                                                       Информационное обеспечение бизнеса

                                                       Колончук Анастасия Владимировна

 

                                                       Руководитель Щербович Михаил Вячеславович

 

 

 

Гродно 2011

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6

1.1.Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия 6

1.2. Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли. 15

1.3.Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия 20

ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 22

2.1. Факторы определения, построения ассортимента товаров предприятия розничной торговли 22

2.2. Методы формирования торгового ассортимента 26

ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА 30

3.1. Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность 30

3.2. Современные подходы к формированию ассортимента розничного торгового предприятия 34

Заключение 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

ПРИЛОЖЕНИЕ 46

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. Она является посредником осуществления  рыночного соглашения товарного  предложения и покупательского  спроса. Являясь источником поступления  денежных средств, торговля тем самым  формирует основы финансовой стабильности государства.

В розничной торговле, как  ни в одной другой отрасли хозяйственной  системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая  высокая.

Современный рынок товаров  отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения  товаров полностью заменена отношениями  свободной купли-продажи.

На предприятиях розничной  торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение  товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой  технологии, совершенствованием техники  и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности  работы торговых предприятий и повышение  культуры торговли.

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность  в новых подходах к организации  и технологии торговых процессов, к  широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Все это  предъявляет новые требования к  подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения.

В курсовой работе освящены вопросы организации, состояния  и основные направления развития розничной торговой сети в настоящее  время. Особое внимание уделено формированию ассортимента на розничном торговом предприятии.

Понятие ассортимент товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному  признаку.

Товарный ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной  торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров  в соответствии со спросом населения  с целью его полного удовлетворения.

Постоянное внимание в  магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Процесс сбыта товаров  характеризуется наличием жесткой  конкуренции.

Прежде всего, это конкуренция  в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует также  отметить конкуренцию цен, по которым  товары предлагаются на рынке. Чтобы  лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики, следует  остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового  предприятия. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело  сочетать финансы предприятия с  ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная  ассортиментная политика предприятия  служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться  предприятие, что в свою очередь  позволяет сотрудникам предприятия  ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.

Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности  не будут упущены.

Объектом исследования курсовой работы является Ивацевичское районное потребительское общество.

Целью курсовой работы является проанализировать ассортимент и  его влияние на экономические  показатели исследуемого предприятия. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров.

2. Изучить принципы и   этапы формирования ассортимента  товаров в магазинах.

3. Охарактеризовать методы  формирования ассортимента и  организации контроля за его  состоянием.

Курсовая работа состоит  из содержания, введения, основной части, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1.Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия

Обеспечение постоянного, устойчивого  ассортимента, а также рациональная ассортиментная политика является коммерческим успехом. Для достижения этих целей немаловажным фактором является знание классификации ассортимента товаров.

Сначала рассмотрим понятие  ассортимент товаров. Ассортимент  товаров - это совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающих по определенному признаку. В свою очередь основными группировочными признаками товаров являются:

  • сырьевой;
  • производственный;
  • потребительский.

В соответствии с этим различают  два вида ассортимента товаров:

    1. производственный ассортимент.
    2. торговый ассортимент.

Понятие производственный ассортимент  включает в себя номенклатуру товаров, выпускаемых промышленности и сельскохозяйственными  предприятиями,  а также другими  изготовителями товаров. В  отличие  от торгового ассортимента производный ассортимент отдельного предприятия намного уже, нежели торговый ассортимент какой-либо организации.

Торговый ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащий продаже в розничной  торговой сети. Торговый ассортимент  предприятия торговли складывается из отдельных производственных ассортиментов, что в одном предприятии торговли будет представлен весь  производственный ассортимент предприятия. Если предприятие специализируется на продаже обуви для детей, то в нем будет представлена часть производственного ассортимента, удостоверяющая признаку специализаций, а именно детская обувь. Учитывая специфику производства товаров, торговый ассортимент делится на две товарные отрасли:

  • продовольственные товары;
  • непродовольственные товары.

В дальнейшем этот признак  определяет типизацию и специализацию  розничной торговли.

Данный признак классификации  наиболее актуален для магазинов  продовольственной группы, так как  именно здесь наибольшая масса товаров  имеет ограниченные сроки реализации и требует специальных условий  хранения и реализации. Поэтому и  коммерческому отделу придется более  тщательно формировать заказы и  объемы поставок.

Наличие, у отдельных видов  товаров, широкой внутренней классификации, определит выделение товаров  простого и сложного ассортимента. Так к товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов и сортов (овощи, соль, хозяйственное мыло), товары сложного ассортимента характеризуются признаком (размер, цвет). Как правило, простой ассортимент можно представить в любых типах предприятий. Его реализация менее трудоемкая и менее затратна. Товар сложного ассортимента требует специализированных предприятий, в первую очередь, если ставиться цель предложить потребителю максимально возможный ассортимент разновидностей какого-либо товара.

Товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и  материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента) образуют товарные группы (например, по потребительскому назначению товары подразделяют на изделия спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду).

В свою очередь товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых товары входят по признаку единства производственного происхождения (например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной,  текстильной, валяной и резиновой обуви;  группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфорофаянсовой посуды).

С  учетом вышеперечисленного деления товаров на группы, подгруппы  и виды принято выделить групповой  (перечень товарных групп, включенных в номенклатуру) и внутригрупповой (представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров) ассортимент товаров.[4;212]

Следующими признаками классификации  являются:

  • частота спроса;
  • стабильность и характер предъявляемого спроса.

    В зависимости от частоты спроса товары подразделяют на три группы:

    • повседневного спроса -  наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;
    • периодического спроса -  товары, покупка которых осуществляется периодически;
    • редкого спроса -  предметы  длительного пользования, срок службы которых, обычно, превышает пять лет.

В зависимости от стабильности и подверженности спроса, определенным колебаниям выделяют следующие группы товаров:

  • стабильного спроса;
  • спрос, на которые подвержен резким колебаниям;
  • твердосформулированного спроса;
  • альтернативного спроса;
  • импульсного спроса.

Кроме этого можно выделить группу сезонных товаров, реализация которых  осуществляется в определенные периоды  года.

Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной  торговой сети большое значение имеет  группировка товаров по комплексности  спроса покупателей, что очень удобно покупателям.

Коммерческая деятельность по формированию ассортимента предусматривает  выполненный комплекс операций и управление ими. Она базируется на теоретических и практических знаниях ассортимента. Через коммерческую деятельность устанавливаются связи изготовителей товаров с их потребителями.

 При формировании ассортимента  используется соответствующая экономическим  и социальным задачам общества  система принципов и методов управления ассортиментов товаров на всех этапах  их движения.

Ассортимент товаров в  розничной торговле представляет собой  предложение товаров. Поэтому он должен стимулировать потребителя  к покупке и быть шире. В таком случае ассортимент будет активно воздействовать на спрос, формировать новые  потребности, а это путь к увеличению объемов продажи товаров.

Формирование ассортимента и управление им является важной задачей  коммерческой деятельности в  розничной  торговле.

В управлении ассортимента задана система, формирования не только товаров, но и его упаковку, маркировку, установление цены, сервисное обслуживание. Все эти слагаемые   следует рассматривать в совокупности, так как они формируют «образ товара».

Задача торгового предприятия  состоит в том, чтобы не просто предложить покупателю товар, а особенность  комплексного удовлетворения его потребности (например, потребителю, который желает купить мебель должны быть предложены не отдельные предметы мебели, а возможность полностью решить проблему оформления удобного и эстетически привлекательного жилища с помощью мебельных компонентов гарнитуров и т.д.).  Таким образом, в коммерческой работе по формированию ассортимента товар должен рассматриваться не как отдельный продукт, обладающий даже самыми высокими потребительскими свойствами, а как совокупность слагаемых, обеспечивающих наилучшее удовлетворение покупательской потребности. Осуществлено это должно быть с наибольшей  совокупной эффективностью для потребителя, складывающейся из преимуществ, как в момент продажи, так и в процессе потребления. К слагаемым, обеспечивающим  комплексный подход к преобладанию товара в розничной торговле, относится сам товар, сервис, сопутствующие товары и услуги.

Информация о работе Формирование ассортимента предприятия розничной торговли в современных условиях