Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать ассортимент и его влияние на экономические показатели исследуемого предприятия. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров.
2. Изучить принципы и этапы формирования ассортимента товаров в магазинах.
3. Охарактеризовать методы формирования ассортимента и организации контроля за его состоянием.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1.Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия 6
1.2. Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли. 15
1.3.Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия 20
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 22
2.1. Факторы определения, построения ассортимента товаров предприятия розничной торговли 22
2.2. Методы формирования торгового ассортимента 26
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА 30
3.1. Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность 30
3.2. Современные подходы к формированию ассортимента розничного торгового предприятия 34
Заключение 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Кроме этого очень важно учитывать также потенциальные возможности своего предприятия возможности поставщиков, стратегии конкурентов.
Рассмотрим условия, которым
должен удовлетворять
1. Рентабельность ассортимента.
Актуальность данного условия наиболее проявилась после перехода предприятий на работу по хозрасчету, когда получение прибыли стало рассматриваться как цель деятельности предприятий.
Для соблюдения данного условия, каждой товарной позицией по возможности должна быть рентабельной, то есть размер торговой надбавки на товар должен перекрывать его издержкоемкость.
Но на практике существует
необходимость включения в
1) перекрывать убытки
от реализации этих товаров
включение в ассортимент
2) стремление к ускорению
оборачиваемости, что в случае
увеличения скорости
2. Оптимизация структуры ассортимента.
Широта и глубина ассортимента должны соответствовать принятой ассортиментной политике, которая ориентирована на требования конкретного сегмента рынка. Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупки в одном месте.
Однако этот ассортимент
требует вложения дополнительных ресурсов
в различные товарные группы и
подгруппы. Глубокий ассортимент может
удовлетворять потребности
Но в тоже время он увеличивает расходы на поддержание запасов и может затруднять сопоставление и выбор товаров.
На практике рекомендуется
сопоставимый ассортимент исходя из
соотношений между
Политика, при которой
предприятие торгует узким по
широте и мелким по глубине ассортиментом
и реализует исключительно
3. Образ товара.
Исходя из того, что успех
товара во многом зависит от его
привлекательности для
1). Важным средством коммуникации
с потребителем является
2). Маркировка – это текст, условные обозначения и рисунки на упаковке или товаре. Во многом успех товара зависит от того, какую реакцию вызовет у покупателя маркировка. Насколько она будет доступна и понятна каждому покупателю.[5;221]
3). Цена товара не должна быть как слишком высокой, так и слишком низкой. Она должная подбираться дифференцированно для каждого сегмента рынка.
4). Сервис и услуги, сопутствующие
продаже товаров и
5). Товар – ведь именно
качество, внешний вид, характеристики,
назначение и возможность
4. Жизненный цикл товара.
Современная ассортиментная политика предприятия требует включения в ассортиментную модель магазина товаров, которые находятся на разных стадиях жизненного цикла. Такой подход позволяет гарантировать относительно устойчивые объемы продаж и стабильное положение на рынке (рис. 3.1).
Для определения такого оптимального набора сопутствуют единые рекомендации, но при этом важно соотношение данных групп и их доля на рынке. На практике известно, что основная группа (А) товаров составляет 70%-85% всех видов товаров в ассортименте магазина.
Рис. 3.1. Этапы жизненного цикла товара.
А – основная группа товаров, которая обеспечивает набольшую долю оборота, находится в стадии роста;
Б – сопутствующие (поддерживающие), стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости;
В – стратегические товары, на которые ставка делается в будущем, в перспективе;
Г – товары, на которые снизился спрос и это тенденция сохраняется.
На самом деле практически
невозможно точно определить этап жизненного
цикла товара и четыре основные фазы
не распределяются на четкие этапы. Поэтому
можно говорить об этом относительно
конкретно анализируемых
Особую осторожность необходимо
проявлять в период ввода в
ассортимент нового неизвестного потребителю
товара, так как его жизненный
цикл может закончиться на этапе
ввода. Поэтому делаются пробные
закупки малых партий и при
условии устойчивой тенденции роста
продаж, закупки этого товара можно
увеличить до максимума. Здесь следует
использовать весь арсенал средств
стимулирования продаж, включая ценовые
методы. На этом этапе спада товар
выводится из ассортимента и заменяется
новым товаром либо модифицированным.
При этом эффективным является значительное
снижение цен на данные товары с
соответствующим
5. Стратегия реализации
товаров, включенных в
Для каждого товара, включенного в ассортимент, должна быть разработана стратегия его реализации, которая предполагает:
- определение объемов и цен реализации;
- выбор методов продажи;
- подбор средств стимулирования и рекламы;
- определение перечня
услуг, сервисного
6.Формирование гибкой ассортиментной модели магазина
С учетом вышеуказанных подходов и принципов может быть сформирована ассортиментная модель, гибкая ассортиментная модель, отвечающая новой концепции управления ассортиментом в розничной торговле. Схематично она может быть представлена следующим образом:
Рисунок 3.2. Современная гибкая ассортиментная модель.[5;225]
Ассортимент (а) товаров
Рассмотрим более подробно формирование ассортиментной политики.
Ее основой является сегментация рынка, что представляет расчленение его на однородные в определенном отношении группы покупателей, которые различаются своими требованиями к данному товару. Выделим основные критерии сегментации рынка:
- географические;
- демографические;
- разновидности и
- уровень инфляции.
На практике довольно сложно
удовлетворить запросы в
Исходя из этого, главной
целью сегментации является обеспечение
адресности реализуемых товаров
и услуг. Учитывая важность сегментации
как инструмент ассортиментной политики
и зависимость от этого конкурентоспособности
предприятия, требуется особая объективность
и профессионализм
В современных условиях предприятия розничной торговли должны проводить политику с учетом индивидуальных предпочтений. Знание особенностей поведения различных групп потребителей и мотивации покупок являются условием правильного формирования спроса, принятия оптимальных решений в ассортиментной политике.
Сущность современной ассортиментной политики составляет рассмотрение проблем развития ассортиментной политики и удовлетворения спроса различных покупателей на основе анализа их предпочтений и изменений рыночной ситуации.
В связи с этим выделяют следующие составляющие ассортиментной политики:
- сегментация рынка и
выбор целевых рыночных
- изучение требований
потребителей к товарам,
- определение набора товарных
групп, наиболее
- выбор наиболее эффективного
метода формирования
- определение оптимального
соотношения товаров,
- разработка стратегии реализации товаров.
Кроме составляющих ассортиментной политики, ее разработка и осуществление требует соблюдения следующих условий:
- четкого представления
о коммерческой стратегии
- хорошего знания розничного рынка и характера требований потребителя;
- ясного представления
о своих возможностях и
Исходя из всего изложенного, надо отметить, что задачи ассортиментной политики решаются на стратегическом уровне, с учетом общей коммерческой стратегией на розничном рынке. Такой подход обеспечивает достижение конечных целей предприятия, связывает воедино все составляющие коммерческой работы и позволяет наиболее эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.
Ассортиментная политика разрабатывается на перспективу (3-5 лет), и в своей основе в течение определенного времени остается неизменной. В отличие от ассортиментной политики стратегия может меняться в соответствии с серьезными изменениями на рынке.
В конкурентной борьбе каждое предприятие стремится привлечь как можно больше покупателей, использует все возможные средства. Ассортимент товаров торгового предприятия является одним из таких средств, а следовательно его изучение, анализ и правильное построение необходимо в современных условиях. Успех предприятия торговли во многом зависит от того, на сколько гибким и оптимальным будет сформированный ассортимент товаров.
Коммерческая деятельность по формированию ассортимента предусматривает выполнения комплекса операций и управления ими. Она базируется на теоретических и практических знаниях ассортимента. Через коммерческую деятельность устанавливаются связи изготовителей товаров с их потребителями.
Главной целью формирования ассортимента является наиболее полное удовлетворение покупательского спроса. Поэтому одним из важнейших факторов формирования ассортимента является спрос. Однако формирование ассортимента в магазинах должно идти не только с учетом спроса, но и с учетом обеспечения его рентабельности. Ассортимент товаров зависит также от размера торговой площади магазина, от района деятельности магазина.
Современным подходом к формированию ассортимента розничного торгового предприятия является осуществление ассортиментной политики предприятия.
Информация о работе Формирование ассортимента предприятия розничной торговли в современных условиях