Формирование ассортимента предприятия розничной торговли в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проанализировать ассортимент и его влияние на экономические показатели исследуемого предприятия. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров.
2. Изучить принципы и этапы формирования ассортимента товаров в магазинах.
3. Охарактеризовать методы формирования ассортимента и организации контроля за его состоянием.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1.Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия 6
1.2. Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли. 15
1.3.Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия 20
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 22
2.1. Факторы определения, построения ассортимента товаров предприятия розничной торговли 22
2.2. Методы формирования торгового ассортимента 26
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА 30
3.1. Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность 30
3.2. Современные подходы к формированию ассортимента розничного торгового предприятия 34
Заключение 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.06 Кб (Скачать)

Сравнение ассортиментных перечней показывает, что ассортиментный перечень магазина № 3 имеет наибольшее количество разновидностей товаров (362), а наименьшее количество разновидностей имеет магазин № 2 (333).

Такая же тенденция прослеживается и по практическому наличию товаров  в магазинах (1330 – магазин №  3, 1007 – магазин № 1, 950 – магазин № 2).

Несмотря на различие в  количестве разновидностей магазинов ассортиментному перечню, в расчете числа разновидностей на 1 м2 торговой площади отличий практически нет (0,8-1,1).

Таблица 1.1. Взаимосвязь количества реализуемых товарных разновидностей и товарооборота

Наименование

магазина

Торговая площадь, м2

Однодневный товарооборот, тыс. руб.

Однодневный товарооборот на 1 м2 торг. S, тыс. руб.

Число разновидностей товарных единиц

Число разновидностей на 1 м2 торг. S

факт

По ассорт перечню

факт

По ассорт перечню

Магазин  № 1

 

335

 

12550

37,46

1007

353

3,0

1,1

Магазин №  2

 

420

 

9452

22,50

950

333

2,3

0,8

Магазин № 3

440

16739

38,04

1330

362

3,0

0,8


 

Это указывает на то, что  при составлении ассортиментных перечней учитываются различия предприятий  по торговой площади.

Наибольший товарооборот также имеет магазин № 3 (16739 тыс. руб.), а наименьший магазин № 2 (9452 тыс. руб.), что доказывает предыдущее предположение, а также показывает влияние широты ассортимента товарооборот.

Обеспечение рентабельности работы магазина – это непременное  коммерческое условие и соответственно принцип формирования ассортимента. В идеале каждый товар, включенный в  ассортимент, должен быть рентабельным, т.е. размер его торговой надбавки должен превышать его издержкоемкость.При этом анализируется и учитывается товарооборачиваемость и другие экономические показатели. [4; 224]

Формирование ассортимента товаров в магазинах осуществляется в несколько этапов.

  1. Определяется ассортиментный профиль и направление специализации магазина в соответствии с выбранной коммерческой стратегией на розничном рынке с учётом специализации уже существующей сети магазинов в данном районе и ассортиментной стратегией конкурентов.
  2. Устанавливается структура ассортимента в магазине. На этом этапе определяется количественное соотношение отдельных групп товаров и происходит их увязка с плановыми показателями магазина и рентабельностью групп и подгрупп товара.
  3. Если торговля осуществляется по комплексам, то определяется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в размере потребительских комплексов и микрокомплексов.
  4. Осуществляется подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с увязкой его конкретной торговой площадью, рентабельностью товаров. Таким образом определяется количество видов и разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров.[4;225]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Организационно-экономическая характеристика  торгового предприятия

Название: Ивацевичское районное потребительское общество

Форма собственности: Кооперативное  предприятие

Количество сотрудников: 1610

Год основания: 1996

УНП: 200099686

Контакты:

Регион: Брестская область

Адрес: 225295, г. Ивацевичи, ул. Заслонова, 6

Телефон: 2-19-36-рук., 2-15-57-гл.бухгал.

Факс: 2-15-67-прием., 2-44-30-торг.отд.

Контактное лицо: Воробей  Тамара Николаевна

Предприятие работает с 1947 года. Оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами.Заготовительная деятельность.Производство продуктов питания.

В настоящее время в  состав Ивацевичского райпо входят  10 филиалов: «Ивацевичский», «Пригородный», «Телеханский», «Лотос», «Оптовая база», «Автобаза», «Комбинат кооперативной  промышленности», «Ремонтный комбинат», «Спутник», «Коопзаготпром».

Потребительская кооперация района обслуживает 63,2 тысячи человек, из них сельских жителей – 31,8 тысяч  человек.

Всего членов потребительского общества более 24 тысяч человек. Численность  работающих 1577 человек. Председатели правления  Ивацевичского райпотребсоюза–  Можейко М.П.(Коссовский  райпотребсоюз)  ( по 1945г.), Крюков ( по 1948г.), Гуторов А.И.   (1948 – 1949г.г.), Микулич В.Г.(1949 – 1950г.г.), Верещагин В.Л.(1950-1954г.г.), Каминский Ф.Л.(1954 – 1960г.г.), Атрашкевич А.Ф(1960 – 1965г.г.), Блохин А.В.(1965 – 1967г.г.), Гандюк   И.С. (1967 – 1968г.г.), Гордейчик С.С.(1969 –1973г.г.), Шевчук  И.И.(1973 – 1984г.г.), Титок В.П. (1984 – 1987г.г.), Власовец В.А. (1987 – 2005г.г.). С 2005 года по настоящее время- Воробей Тамара Николаевна.

В январе 1940 года образованы  Коссовский  райпотребсоюз Брестской  области, Бытенский  райпотребсоюз  Барановичской области,  Телеханский  райпотребсоюз Пинской области.

Работа этих райпотребсоюзов  была возобновлена летом 1944 года. В  сентябре 1947 года Коссовский райпотребсоюз  переименован в Ивацевичский. В январе 1957 года Бытеньский райпотребсоюз реорганизован  путем присоединения  к Ивацевичскому  райпотребсоюзу. До января 1954 года Телеханский  райпотребсоюз относился к Пинской  области, затем до августа 1959 года- к  Брестской. В 1959 году был реорганизован  и присоединен к Ивацевичскому  райпотребсоюзу.

В Коссово в 30-е годы существовала платная «гандлевая  школа». В  школе работали 11 преподавателей, все  с высшим образованием, некоторые  имели ученую степень. Учащиеся изучали  машинопись и стенографию, науку  о торговле и кооперации, товароведение, торговую переписку на польском и  немецком языках, технику торговой рекламы, экономическую географию  и бухгалтерскую науку. В советское  время «школа-магазин» Брестского облпотребсоюза с 1964 по 1991 годы работала в г.Ивацевичи  и продолжила практику подготовки кадров для торговых предприятий Ивацевичского  райпотребсоюза.

В марте 1996 года Ивацевичский райпотребсоюз преобразован в Ивацевичское районное потребительское общество.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ  КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА В РОЗНИЧНОЙ  ТОРГОВЛЕ

2.1. Факторы определения, построения ассортимента товаров предприятия розничной торговли

    Формирование  ассортимента осуществляется постоянно  во всех звеньях товародвижения  – от производства до потребления.  В каждом из них ассортимент  товаров различён.При этом торговый  ассортимент в конечном звене  товародвижения – магазине выступает  в качестве целевой установки  всего процесса движения товаров  и вормирования ассортимента, так  как позволяет удовлетворить  спрос покупателей и получить  прибыль от реализации товаров  и услуг.[4;217]

На действия любого предприятия  по формированию ассортимента оказывают  влияние ряд объективно действующих  факторов. Знание и использование  их обеспечивает наиболее успешное формирование ассортимента. Все факторы можно  разделить на две группы: общие (независящие от конкретных условий деятельности предприятия (они определяют направление специализации и тип предприятия)) и специфические (отражающие конкретные условия работы предприятия (определяют макро и микроструктуру ассортимента конкретного предприятия)). Все факторы представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Основные факторы, определяющие построение торгового  ассортимента.

Общие

Не  зависят от конкретных условий деятельности предприятия

Специфические

Отражают  конкретные условия работы на предприятии

Социальные:

  • социальный состав населения
  • уровень культуры
  • социальное обеспечение населения
  • характер трудовой деятельности

Экономические:

  • развитие производства товаров
  • уровень доходов населения и источники их образования
  • развитие экономики района деятельности
  • цена на товары и др.

Демографические:

  • половозрастной состав
  • количество и структура семей
  • профессиональный состав населения и др.

Национально-бытовые:

  • национальный состав населения
  • обычаи, традиции

Природно-климатические:

  • географическое располодение
  • климат
  • природные ресурсы и др.

Учитываемые при определении широты ассортимента:

  • роль данного магазина в системе торгового обслуживания
  • наличие других магазинов в зоне деятельности, их специализация
  • тип и мощность предприятия
  • характерискика сегментов
  • транспортные связи и др.

Учитываемые при определении глубины ассортимента

  • уровень доходов по сегментам
  • размер торговой площади и характеристики, параметры оборудования
  • специфика спроса внутри сегментов и др.

 

К общим факторам относятся  все внешние факторы, влияющие целом  на коммерческую деятельность торговой организации. Среди этих факторов особо  выделяют развити епроизводства  в республике, в регионе и в  районе дислокации розничной торговой сети или конкретной точки продажи. Производство являясь основным источником товарных ресурсов торговли, влияет на структуру ассортимента в розничной  торговле. А развивающийся спрос, в свою очередь, должен непосредственно  учитываться производственными  предприятиями при формировании производственных программ.Сбалансированность спроса и предложения на товарных рынках республики позволяет розничным торговым организациям предлагать более конкурентоспособный ассортимент прежде всего за счёт формирования более приемлемых цен. Поэтому близость производства и его развитость в республике, при условии постоянногоповышения конкурентоспособности производимой продукции, обеспечивает более благоприятные условия формирования товарных ресурсов и торгового ассортимента хозяйствующими на розничном рынке субъектами. Вместе с тем региональный протекционизм, снижает фактор конкуренции и искуственно сужает ассортимент и выбор покупателей. Продвижение таким образом неконкурентной продукции снижает валовые доходы торговли и не способствует развитию производства.

С другой стороны, конъюнктура  рынка складывается под влиянием такого стратегически важного фактора, как спрос. Прежде чем начинать изучение спроса коммерческий аппарат должен определиться, на каком сегменте будет  работать данная организация торговли. Эта работа проводится специалистами  отдела маркетинга вместе с руководителями и специалистами коммерческой службы в ходе маркетиногового исследования на основе результатов комплексного исследования розничного рынка конкретного  региона. Поэтому при построение ассортимента товаров в розничных  торговых организациях необходимо распологать  достоверной информацией об обмене и структуре спроса, динамике его  развития, характере и особенностях спроса на отдельные товары и у  различных контингентов покупателей.[4; 219]

К спецефическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конктерном магазине, относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность  и состав обслуживаемого населения, транспортные связи между населенными  пунктами, наличие других розничных  торговых организаций в зоне деятельности данного магазина, ассортиментные стратегии  конкурентов и др.

При формировании ассортимента учитывают также фактор взаимозаменяемости товаров. Уровень развития производства и широта предложения товара на рынке  полностью снимают проблему дифицита и потребитель становится более  требовательным к наличию в продаже  необходимых товаров. Поэтому периодическое  их отсутствие может привести к значительным потерям товарооборота и формированию отрицательного имиджа предприятия.

Важным фактором формирования ассортимента продовольственных товаров  является комплексность спроса на отдельные  продукты питания (с мясом приобретают  овощи, картофель, специи; с кондитерскими  изделиями – чай, кофе, фрукты). Формирование ассортимента товаров без учёта  этого фактора может привети  к сокращению товарооборота, снижению культуры торговли.

Формируя ассортимент  товаров, необходимо учитывать такой  фактор, как сезонность потребления  и производства отдельных продуктов (зимой увеличивается потребление  мяса, крупп, а летом и осенью молочные продукты, сахар, безалкогольных напитков).

На формирование ассортимента товаров в магазинах оказывает  влияние и такой фактор, как  праздники, традиции. Этот фактор приводит по ряду продовольсивенных товаров  не только к росту объёма спроса, но и к его структурным изменениям. В периоды праздников предъявляется  повышенный спрос на высококачественные гастрономические товары, кондитерские изделия и др.[4; 220]

Информация о работе Формирование ассортимента предприятия розничной торговли в современных условиях