Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать ассортимент и его влияние на экономические показатели исследуемого предприятия. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров.
2. Изучить принципы и этапы формирования ассортимента товаров в магазинах.
3. Охарактеризовать методы формирования ассортимента и организации контроля за его состоянием.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1.Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия 6
1.2. Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли. 15
1.3.Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия 20
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 22
2.1. Факторы определения, построения ассортимента товаров предприятия розничной торговли 22
2.2. Методы формирования торгового ассортимента 26
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА 30
3.1. Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность 30
3.2. Современные подходы к формированию ассортимента розничного торгового предприятия 34
Заключение 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Формирование ассортимента товаров на основе комплексного исследования рынка и с учётом перечисленных выше факторов позволит сформировать конкурентоспособный торговый ассортимент. Однако необходим периодический мониторинг среды деятельности организации торговли с тем, чтобы своевременно внести соответствующие коррективы и изменения в процессе формирования торгового ассортимента.[4; 221]
В настоящее время при
формировании ассортимента розничных
торговых предприятий используются
два метода, соответствующие современному
состоянию экономики – метод
ассортиментного перечня и
Первый метод предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в обязательном ассортиментном перечне. Метод ориентирован на удовлетворение твердо сформированного спроса. В перечень включаются товары, производимые в РБ, потребность в которых удовлетворяется не менее чем на 70%, а также продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости и социально-значимые.
Это особенно важно для
поддержания отечественных
Ассортиментные перечни
устанавливаются для
В соответствии с приказом Минторга № 64 от 20 сентября 1994 года ассортиментные перечни утверждаются:
Утверждение этих перечней производится по представлению соответствующих субъектов торговли. Перечни разрабатываются и утверждаются на год и доводятся до предприятий торговли не позднее 10 дней до его наступления. При изменении ситуации перечни подлежат переутверждению. Перечень вывешивается на видном для покупателей месте и может иметь следующую форму (таблица 2.2.):
Таблица 2.2.
Наименование отдела (секции, микрокомплекса) |
Наименование товаров |
Количество разновидностей товаров |
Период торговли |
1 |
2 |
3 |
4 |
В системе потребкооперации используется упрощенная форма (таблица 2.3.):
Таблица 2.3.
Наименование товаров, товарных групп, подгрупп |
Количество разновидностей (видов) |
1 |
2 |
Исходя, из вышесказанного при формировании ассортимента магазины также используют в своей деятельности ассортиментные перечни. При формировании товарного ассортимента большое внимание уделяется изменениям номенклатуры выпускаемой продукции. В современных условиях конкуренции, когда не стоит вопрос по обеспечению товарными ресурсами встает вопрос сбыта товаров. Это способствует расширению выпускаемой номенклатуры товаров, освоению выпуска новых товаров. В соответствии с этим происходит постоянное расширение и торгового ассортимента.
Как правило, такой подход к формированию ассортиментных перечней, когда коммерческой службой торгового отдела учитываются изменения рыночной ситуации, способствует безубыточной работе предприятия.[5;217]
Также существует более прогрессивный метод - метод потребительского комплекса. В его основе лежит принцип комплексного удовлетворения спроса. При этом он ориентирован на более полное удовлетворение определенных потребностей, обеспечивается экономия времени покупателей, облегчается выбор товаров и услуг, способствует совершению импульсных покупок. И все же, несмотря на преимущество формирования ассортимента по методу потребительского комплекса в период становления рыночных отношений предпочтения все же отдаются ассортиментному перечню.
Расмотренные выше методы
формирования ассортимента имеют как
положительные характеристики, так
и недостатки. Однако метод ассортиментного
перечня, безусловно, имеет больше «минусов»
по сравнению со вторым методом. Снизить
влияние объективных
Управление ассортиментом товаров в соответствии со спросом обслуживаемого контингента покупателей и принятой ассортиментной политикой предполагает его поддержание в полном и устойчивом состоянии на протяжении всего времени работы магазина.[4;233]
Для анализа полноты и устойчивости ассортимента во времени и принятии соответствующих мер оперативного и тактического характера могут быть рассчитаны соответствующие показатели – коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента.
Коэффициент полноты (Кп) рассчитывается по формуле:
Кп – коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;
Рф – практическое наличие разновидностей товаров в момент проверки;
Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем.
Коэффициент устойчивости ассортимента рассчитывается по следующей формуле:
Ку – коэффициент устойчивости ассортимент в магазине за период;
Рф + Рф + … Рф – практическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
Рн – количество разновидностей товаров предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем,
n – количество проверок.
Если значение этих коэффициентов ниже единицы, то набор товаров хуже и, соответственно, магазин несет скрытые потери оборота за счёт несовершенных покупок. Кроме того, такое состояние торговли отрицательно сказывается на имидже данной розничной торговой организации.
Коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента как по всему товарному ассортименту, так и по отдельным товарным группам, разновидностям или потребительским комплексам. Чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина. Это свидетельствует также о хорошей организации товароснабжения магазина, оптимизации товарных запасов. Кроме того, полнота и стабильность ассортимента товаров магазина являются важными определяющими культуры торговли.
Контроль за полнотой и стабильностью ассортимента может осуществляться как на уровне самого предприятия, так и вышестоящими контролирующими органами и организациями, имеющими на это право (таблица 3.1.)
Таблица 3.1.
Название организации, осуществляющей проверки магазина |
Направление проверки |
1.Внутрисистемный (
2.Управление торговли и услуг горисполкома (райисполкома)
3.Комитет государственного 4.Санстанция района, Центры гигиены и эпидемиологии (районный, городские) |
Проверка соответствия фактического ассортимента утвержденному ассортиментному перечню цен, санитарному состоянию магазина Проверка санитарного Комплексная проверка
Проверка сроков реализации и условий хранения товаров, санитарного состояния магазина, работников, рабочих мест. |
Целый ряд несоответствий по вопросам ассортимента товаров относятся, к грубым нарушениям законодательства о торговле и при их установлении субъект хозяйствования может быть лишен лицензии. К числу таки нарушений относятся следующие:
Должностные лица, имеющие
на это право, проводят проверки объектов
торговли по предъявлении служебного
удостоверения и предприятия
на проведение проверки. В практике
контроля за деятельностью субъектов
предпринимательской
Запись о результатах проверки проверяющие вносят в книгу учёта проверок. По результатам проверки могут быть составлены: протокол, акт или справка, которые подписываются проверяющими и руководителем проверяемой организации торговли. На основании этих документов, а так же предписаний контролирующих и лицензирующих органов применяется решение об ответственности субъекта хозяйствования в соответствии с действующим законодательством.
В процессе контроля за состоянием
ассортимента необходимо учитывать, что
контроль не является самоцелью. Стратегической
задачей контроля является современное
регулирование ассортимента в полном
соответствии со спросом покупателей
с целью увеличения объёма и скоростей
продаж, установления за организацией
торговли устойчивого имиджа. Поэтому
необходимо разработать и установить
в практике торговли эффективную
систему управления, включающую постоянный
внутренний контроль и регулирование
ассортимента. Для этого разрабатывается
соответствующая система
Современным подходом к формированию ассортимента розничного торгового предприятия является осуществление ассортиментной политики на предприятии.
Ассортиментная политика
представляет собой систему мер
стратегического характера, направленную
на формирование конкурентоспособной
модели, обеспечивающей устойчивые
позиции предприятия на рынке
и получение необходимой
Эта политика является центральным элементом коммерческой стратегии предприятия на розничном рынке. И главной ее целью в современных условиях является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемых сегментов рынка.
В современных условиях формирование ассортимента предприятий розничной торговли требует специальных знаний в области коммерции, экономики, маркетинга. Для достижения успеха на розничном рынке, необходимо отслеживать все изменения происходящие на нем и своевременно на них реагировать.
Это означает, что однажды сформированная модель ассортимента не дает гарантии рентабельной работы, так как обстановка на рынке очень динамичная и требует ответной адекватной реакции. В этих условиях объектом внимания, прежде всего, должны стать изменения экономической ситуации, социальной и демографической обстановки, денежных доходов потребителей.
Информация о работе Формирование ассортимента предприятия розничной торговли в современных условиях