Ассортимент и качество услуг розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования оптимального ассортимента торгового предприятия 6
1.1. Роль ассортимента и качество услуг в деятельности торгового предприятия 6
1.2. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли 8
1.3. Управление ассортиментом в деятельности предприятия розничной торговли 11
2. Состояние ассортимента и качество услуг в ООО «Орион» 15
2.1. Характеристика предприятия 15
2.2. Анализ ассортимента и ассортиментной политики предприятия 16
2.3. Анализ качества услуг и система управления ими 21
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

ассортимент и качество услуг розничной торговли.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ: 

 

Введение

 

     Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного  предложения и покупательского  спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

     За  период рыночных преобразований она  претерпела коренные изменения.

     В розничной торговле, как ни в одной  другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.

     Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного  дефицита фактически нет. Бюрократическая  система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи.

     Динамизм  объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает  все более устойчивый характер.

     На  предприятиях розничной торговли завершается  процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

     Переход к рыночной экономике, появление  большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Все это предъявляет новые требования к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения.

     В курсовой работе особое внимание уделено формированию ассортимента на розничном торговом предприятии.

     Процессы  экономических преобразований в  Российской Федерации привели к новому пониманию принципов предпринимательской деятельности. Развитие рыночных отношений и усиление конкуренции указывают на необходимость новых подходов в предпринимательстве, ориентированных на повышение прибыли и конкурентоспособности предприятия. Обеспечение конкурентоспособности и прибыльности предприятия определяется зачастую способностью ассортимента товаров предприятия адекватно отвечать текущему потребительскому спросу на качественном и количественном уровнях.

     Таким образом, повышение эффективности управления товарным ассортиментом предприятия является актуальной задачей в современных условиях хозяйствования.

     Различные аспекты формирования ассортиментной политики рассматривались в трудах отечественных (Алескеров Ф.Н., Голубков Е.П., Завьялов П.С., Попов Е.В., Романов А.Н., Тренев В., Ширалев Ш.А. и многих других) и зарубежных (Армстронг Р., ВонгИ., Дихтль Е., Кокс К.Т., Котлер Ф., Сондерс С, Твилдиани Ю.К., Хершген X., Эванс Дж. и многих других) ученых, работы которых внесли большой вклад в исследование проблем управления товарным ассортиментом предприятия. Однако ряд проблем в этой области до настоящего времени исследованы недостаточно. Основные положения, предложенные в трудах данных исследователей, требуют дальнейшей проработки с целью создания конкретных практических инструментов, что является другим аспектом актуальности исследования.

     Цель  работы: изучение ассортимента и качества услуг розничной торговли.

     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

     - рассмотреть роль ассортимента и качество товаров в деятельности торгового предприятия;

     - показать порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли;

     - проанализировать особенности управления ассортиментом в деятельности предприятия розничной торговли;

     - дать краткую экономическую характеристику исследуемого предприятия;

     - провести анализ ассортимента и ассортиментной политики предприятия;

     - оценить уровень качества услуг и систему управления ими.

     Объект  исследования: предприятие сферы розничной торговли ООО «Орион».

 

1. Теоретические аспекты формирования  оптимального ассортимента торгового предприятия

     1.1. Роль ассортимента и качество услуг в деятельности торгового предприятия

 

     Сущность  формирования и управления ассортиментом  заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Одной из важнейших характеристик товара является ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товаров - набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

     С экономической точки зрения ассортимент - это, прежде всего отражение отраслевой и межотраслевой пропорции в  составе товарного предложения, которое характеризует результаты деятельности предприятий, то есть это  один из факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения [12, с.41].

     Товарная  номенклатура - это совокупность всех ассортиментных групп и товарных единиц, предлагаемых конкретной фирмой [14, с.18].

     Совокупность  товаров в ассортименте характеризуется определенным единством, выражающим взаимосвязь между отдельными изделиями в системе в целом. Поэтому ассортимент товаров представляет собой не случайную совокупность, а целенаправленно сформированную, в которой состояние отдельных изделий, их соотношение находятся в сложной взаимозависимости.

     Ассортимент товаров представляет сложную систему. В ней товары различаются многообразием  естественно-природных и потребительских  свойств, особенностей назначения, характера  использования, участия в удовлетворении потребностей, эффекта потребления. Они различаются по исходным материалам, конструктивным решениям и технологиям изготовления, объемным, линейным и габаритным размерным показателям, сохранности, срокам потребления и множеству других особенностей.

     Ассортимент продукции буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассортимент классифицируется на группы: по местонахождения (промышленный, торговый), на подгруппы – по широте охвата товаров (простой, сложный, групповой, видовой, марочный, развернутый, сопутствующий, смешанный), на виды – по степени удовлетворения потребностей (рациональный, оптимальный), на разновидности – по характеру потребностей (реальный, прогнозируемый, учебный) [12, с.42].

     При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств  и показателей ассортимента, что  требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей  ассортимента.

     Качество  товаров является одной из основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Сложная природа качества определяет ее многозначность. С учетом современных системных представлений качество, как философская (общенаучная) существенная, относительно устойчивая определенность целостности предметов, коллективов, систем, абстрактных преставлений. Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным, и отличается от других. Другими словами, качество – это совокупность сущностных характеристик и свойств объекта [3, с.119].

     Особым  видом следует считать качество товара. Его целесообразно рассматривать  как сложный вид. С точки зрения управления качеством наиболее значительными  можно считать следующие виды качества: технологии, труда, производства, организации, корпорации, персонала [17, с.81].

     1.2. Порядок формирования  ассортимента товаров на предприятиях  розничной торговли

 

     Формирование  ассортимента товаров в магазинах, в отличие от предприятий оптовой торговли, имеет свою специфику. При этом необходимо учитывать влияние многих факторов. На построение ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях оказывают влияние следующие факторы []:

     - тип и размер магазина и его техническая оснащенность;

     - условия товароснабжения розничной торговой сети (в первую очередь наличие стабильных источников);

     - численность обслуживаемого населения;

     - транспортные условия;

     - наличие сети магазинов-конкурентов и др.

     Известно, что одним из важных признаков, определяющих тип магазина, является его ассортиментный профиль. Поэтому первое, что следует учитывать при формировании ассортимента товаров, — тип розничного торгового предприятия.

     Кроме того, в магазинах одного типа, но с различной торговой площадью ассортимент товаров будет отличаться как по широте, так и по глубине. Существенное влияние при этом будет оказывать и оснащенность магазина, например, холодильным оборудованием.

     Для того чтобы обеспечить постоянное наличие  в продаже определенных товаров, необходимо, чтобы магазин снабжался ими из стабильных источников и желательно в централизованном порядке.

     На  формирование ассортимента товаров  розничных торговых предприятий  сильное влияние оказывают социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень доходов населения. Весьма существенным фактором является уровень цен на товары. Кроме этого, следует учитывать половозрастной, профессиональный и национальный состав населения, его традиции и обычаи, а также количество и структуру обслуживаемых семей.

     При формировании ассортимента товаров  нельзя не учитывать наличие сети магазинов-конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т. д.

     Процесс формирования ассортимента товаров  в розничной торговой сети можно условно разделить на три этапа.

     На  первом этапе устанавливается укрупненный  ассортимент товаров, т.е. определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учетом действующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. С учетом этого определяется место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания города, района и т. д.

     Второй  этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине, т. е. рассчитывается структура укрупненного ассортимента.

     На  третьем этапе определяется развернутый  ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспечено соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента товаров на каждом конкретном розничном торговом предприятии.

     Таким образом, формирование ассортимента товаров  в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т. е. должны быть обеспечены достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, и комплексность их предложения. Кроме того, должна быть обеспечена прибыльная работа магазина.

     Реализации  в магазинах должны подлежать  товары надлежащего качества.

     Следует учитывать, что ассортимент товаров постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и других факторов. Поэтому на розничных торговых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в предлагаемый ассортимент. При этом покупателей надо проинформировать о появлении новых товаров. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент соответствующих товаров [9, с.219].

     В соответствии с действующими Правилами  продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации, ассортимент предлагаемых к продаже товаров и перечень оказываемых услуг определяются продавцом (магазином и т. п.) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности.

Информация о работе Ассортимент и качество услуг розничной торговли