Ассортимент и качество услуг розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования оптимального ассортимента торгового предприятия 6
1.1. Роль ассортимента и качество услуг в деятельности торгового предприятия 6
1.2. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли 8
1.3. Управление ассортиментом в деятельности предприятия розничной торговли 11
2. Состояние ассортимента и качество услуг в ООО «Орион» 15
2.1. Характеристика предприятия 15
2.2. Анализ ассортимента и ассортиментной политики предприятия 16
2.3. Анализ качества услуг и система управления ими 21
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

ассортимент и качество услуг розничной торговли.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     Однако, принимая во внимание необходимость  постоянного регулирования ассортимента товаров с учетом изменений конъюнктуры рынка и других факторов, в магазинах, как и на предприятиях оптовой торговли, могут быть использованы ассортиментные перечни товаров, которые устанавливают для каждого конкретного магазина в зависимости от его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов.

     Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент  товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность. Под полнотой ассортимента понимают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью — постоянное наличие в продаже товара соответствующего вида. Они могут быть определены с помощью коэффициентов полноты и стабильности ассортимента.

     Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле [8, с.192]

      (1.1)

     где Qф — фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки);

     Qn — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

     Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле [8, с.193]

      (1.2)

     где Qф1, Qф2, ... , Офп — фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

     Qn — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

     п — число проверок.

     Коэффициент устойчивости ассортимента определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).

     В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых  товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб торговых фирм и организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.

     1.3. Управление ассортиментом в деятельности предприятия розничной торговли

 

     Управление  ассортиментом на предприятиях розничной  торговли - это основной и один из самых сложных процессов протекающих  в коммерческой деятельности, направленный на достижение требований рациональности ассортимента. В нем очень тесно взаимоувязаны такие этапы коммерческой деятельности, как информационное обеспечение, определение потребности в товарах, выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения на рынок, установление хозяйственных связей между партнерами, организация оптовых закупок полуфабрикатов и комплектующих, организация оптовой продажи товаров, рекламно-информационная работа, оказание услуг и управление товарными запасами. Поэтому процесс управления ассортиментом является центральным звеном в сложной и многоуровневой цепочке содержания коммерческой деятельности предприятия. От его результатов зависит, какой товар и в каком объеме будет предложен потребителю.

     Основополагающими элементами управления являются установление требований по показателям к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента. Установление требований к рациональности начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы, как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение). Кроме того, организации, применяющие стратегию активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций. Требования к рациональности ассортимента изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка (платежеспособности покупателя, социально-экономических, социально-культурных, правовых характеристик окружающей среды) [17, с.130].

     Формирование товарного ассортимента является одновременно и средством и методом управления ассортиментом.

     Таким образом, управление ассортиментом  следует понимать как комплекс функций  управления, к которым на промышленном предприятии относятся: планирование; организация; контроль, направленный на изучение эффективности планирования и организации мероприятий в рамках ассортиментной политики предприятия.

     Процесс управления ассортиментом товаров, как видно из вышесказанного, довольно трудоемкий и сложный. В нем находят  применение многие элементы коммерческой деятельности. Управление ассортиментом товаров в коммерческих организациях необходимо рассматривать не только как процесс, который обеспечивает жизнестойкость предприятию, но и как основу повышения его конкурентоспособности. Все этапы процесса управления ассортиментом товаров необходимо проводить последовательно, так как именно через последовательность раскрывается их взаимосвязь.

     Управление  ассортиментом должно базироваться на определенных принципах. К ним относятся [14, с.20]:

  1. Системность, в соответствии с которой все функции управления ассортиментом должны рассматриваться во взаимосвязи;
  2. Комплексность, предполагающая учет факторов, влияющих на процесс управления ассортиментом;
  3. Эффективность, подразумевающая, прежде всего, экономию на пути к созданию конкурентоспособного ассортимента;
  4. Гибкость и динамизм, основными требованиями которых являются оперативность в реагировании на меняющуюся конъюнктуру рынка, а также экономико-политическую обстановку в стране;
  5. Научность, которая предполагает, что управленческие решения относительно ассортимента должны базироваться на объективной, полной и достоверной информации о состоянии и перспективах развития потребности, с одной стороны, и возможностях по ее удовлетворению, с другой стороны.

     Управление  ассортиментом предполагает координацию  взаимосвязанных видов деятельности - научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации  сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.

     Основные  направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.

     Важную  роль в управлении ассортиментом  играют нормативные и технологические  документы, регламентирующие базовую  широту и полноту ассортимента. Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП) и ТУ. В этих нормативных документах первый раздел называется «Классификация и ассортимент», или «Ассортимент», или «Виды». В ряде стандартов может быть приведена краткая характеристика видов и разновидностей товаров. Ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации. Они выполняют двойную функцию, информируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров. За рубежом широко распространены каталоги, которые разрабатываются на государственном и фирменном уровнях. В нашей стране также проводится работа по созданию Единого государственного каталога. После выпуска такого каталога появится технологический документ, содержащий полный ассортимент российских товаров, который может быть принят в качестве базового показателя широты [17, с.133].

     Все задачи управления ассортиментом тесно  взаимосвязаны между собой. Обеспечение  устойчивости ассортимента товаров  и создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса потребителей помогут сформировать торговый ассортимент, рассчитанный на покупателей с дифференцированным уровнем доходов. Сформированный таким образом ассортимент будет способствовать получению высоких производственно-финансовых результатов, которые предоставят предприятию возможности для улучшения своих позиций на рынке.

 

2. Состояние ассортимента и качество  товаров в ООО «Орион»

     2.1. Характеристика предприятия

 

     Магазин «Орион» расположен в г.Азнакаево и является обществом с ограниченной ответственностью, который был открыт в 2000 году в марте месяце, в котором работают 10 человек: директор, товаровед, 6 продавцов, грузчик, уборщица. Торговая площадь магазина – 27 м2.

     По  ассортиментному признаку этот магазин  – специализированный. Продаются группа товаров - хлеб и хлебобулочные изделия.

     Коммерческую деятельность предприятия можно анализировать по различным экономическим показателям (табл.2.1).

     Таблица 2.1.

     Основные  показатели хозяйственной деятельности магазина «Орион» взятые за период с 2007 по 2009 год

Наименование  показателя За 2007 г., руб. За 2008 г., руб. За 2009 г., руб.
Розничный товарооборот продажи хлебобулочной продукции 2050000 2400000 2800000
Валовой доход 401200 480000 570000
Товарные  запасы 2 дня 2 дня 2 дня
Издержки  обращения 1025 1200 1390
Среднесписочная численность работников, чел. 10 10 10
 

     Таким образом, мы видим что товарооборот 2009г. к 2008г. вырос  на 16,7%, валовой  доход увеличился по хлебобулочным  изделиям на 18,7%,

     Среднесписочная численность работников осталось постоянна.

     Издержки  обращения увеличились на 15,8%.

     Таким образом, продажи хлебобулочных изделий росли, также росли и другие показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина. На это повлиял рост цены поставляемых товаров, равный величине инфляции и рост покупательского спроса.

     2.2. Анализ ассортимента и ассортиментной политики предприятия

 

     В магазине «Орион» имеется широкий ассортимент хлебобулочных изделий. Более подробно можно увидеть ассортимент реализуемых хлебобулочных изделий в магазине «Орион» представленный в (табл.2.2)

     Таблица 2.2.

     Ассортимент хлебобулочных изделий, реализуемый в магазине «Орион»

Группа  хлебобулочных изделий Ассортимент
1. Хлеб ржаной:  
Обойной муки Заварной, Московский хлеб
Обдирной  муки Житный хлеб
Сеяной  муки Орловский
2.Хлеб ржано-пшеничный и пшенично-ржаной.  
Ржаной  обдирной и пшеничной второго сорта Бородинский хлеб, Российский, Дарницкий, Столичный, Любительский.
Ржаной  обдирной и пшеничной обойной  муки Украинский
Муки  сеяной и пшеничной второго сорта Минский, Рижский  хлеб
Смесь ржаной обдирной муки и муки высшего  сорта Тимирязевский хлеб
3.Хлеб  пшеничный:   
Обойной муки  
Высшего сорта батоны Столичные, Городские, Московские ситники, калачи, батоны "К обеду"
Первого сорта батоны Николаевские
Второго сорта Хлеб Хозяйский
Национальный  хлеб Лаваш, чурек  и т.д
Диетический хлеб батоны "Полюшко"
 

     Особенно много в продаже хлеба пшеничного, хлеба ржаного, хлеба ржано-пшеничного и пшенично-ржаного каждый сорт характеризуется определенным ароматом, вкусом, цветом. Ассортимент хлебобулочных изделий выложен по названиям, что облегчает покупателю выбор нужного продукта и нужного производителя. Витрина хорошо освещается, так что покупатель может хорошо рассмотреть дату изготовления.

Информация о работе Ассортимент и качество услуг розничной торговли