Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 19:32, курсовая работа
Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования оптимального ассортимента торгового предприятия 6
1.1. Роль ассортимента и качество услуг в деятельности торгового предприятия 6
1.2. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли 8
1.3. Управление ассортиментом в деятельности предприятия розничной торговли 11
2. Состояние ассортимента и качество услуг в ООО «Орион» 15
2.1. Характеристика предприятия 15
2.2. Анализ ассортимента и ассортиментной политики предприятия 16
2.3. Анализ качества услуг и система управления ими 21
Заключение 25
Список использованной литературы 28
Однако, принимая во внимание необходимость постоянного регулирования ассортимента товаров с учетом изменений конъюнктуры рынка и других факторов, в магазинах, как и на предприятиях оптовой торговли, могут быть использованы ассортиментные перечни товаров, которые устанавливают для каждого конкретного магазина в зависимости от его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов.
Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность. Под полнотой ассортимента понимают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью — постоянное наличие в продаже товара соответствующего вида. Они могут быть определены с помощью коэффициентов полноты и стабильности ассортимента.
Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле [8, с.192]
(1.1)
где Qф — фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки);
Qn — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле [8, с.193]
(1.2)
где Qф1, Qф2, ... , Офп — фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
Qn — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
п — число проверок.
Коэффициент устойчивости ассортимента определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).
В
условиях перехода к рыночным отношениям
работа по формированию ассортимента
в магазинах значительно
Управление
ассортиментом на предприятиях розничной
торговли - это основной и один из
самых сложных процессов
Основополагающими элементами управления являются установление требований по показателям к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента. Установление требований к рациональности начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы, как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение). Кроме того, организации, применяющие стратегию активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций. Требования к рациональности ассортимента изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка (платежеспособности покупателя, социально-экономических, социально-культурных, правовых характеристик окружающей среды) [17, с.130].
Формирование товарного ассортимента является одновременно и средством и методом управления ассортиментом.
Таким образом, управление ассортиментом следует понимать как комплекс функций управления, к которым на промышленном предприятии относятся: планирование; организация; контроль, направленный на изучение эффективности планирования и организации мероприятий в рамках ассортиментной политики предприятия.
Процесс управления ассортиментом товаров, как видно из вышесказанного, довольно трудоемкий и сложный. В нем находят применение многие элементы коммерческой деятельности. Управление ассортиментом товаров в коммерческих организациях необходимо рассматривать не только как процесс, который обеспечивает жизнестойкость предприятию, но и как основу повышения его конкурентоспособности. Все этапы процесса управления ассортиментом товаров необходимо проводить последовательно, так как именно через последовательность раскрывается их взаимосвязь.
Управление ассортиментом должно базироваться на определенных принципах. К ним относятся [14, с.20]:
Управление
ассортиментом предполагает координацию
взаимосвязанных видов
Основные
направления в области
Важную роль в управлении ассортиментом играют нормативные и технологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ассортимента. Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП) и ТУ. В этих нормативных документах первый раздел называется «Классификация и ассортимент», или «Ассортимент», или «Виды». В ряде стандартов может быть приведена краткая характеристика видов и разновидностей товаров. Ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации. Они выполняют двойную функцию, информируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров. За рубежом широко распространены каталоги, которые разрабатываются на государственном и фирменном уровнях. В нашей стране также проводится работа по созданию Единого государственного каталога. После выпуска такого каталога появится технологический документ, содержащий полный ассортимент российских товаров, который может быть принят в качестве базового показателя широты [17, с.133].
Все задачи управления ассортиментом тесно взаимосвязаны между собой. Обеспечение устойчивости ассортимента товаров и создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса потребителей помогут сформировать торговый ассортимент, рассчитанный на покупателей с дифференцированным уровнем доходов. Сформированный таким образом ассортимент будет способствовать получению высоких производственно-финансовых результатов, которые предоставят предприятию возможности для улучшения своих позиций на рынке.
Магазин «Орион» расположен в г.Азнакаево и является обществом с ограниченной ответственностью, который был открыт в 2000 году в марте месяце, в котором работают 10 человек: директор, товаровед, 6 продавцов, грузчик, уборщица. Торговая площадь магазина – 27 м2.
По ассортиментному признаку этот магазин – специализированный. Продаются группа товаров - хлеб и хлебобулочные изделия.
Коммерческую деятельность предприятия можно анализировать по различным экономическим показателям (табл.2.1).
Таблица 2.1.
Основные показатели хозяйственной деятельности магазина «Орион» взятые за период с 2007 по 2009 год
Наименование показателя | За 2007 г., руб. | За 2008 г., руб. | За 2009 г., руб. |
Розничный товарооборот продажи хлебобулочной продукции | 2050000 | 2400000 | 2800000 |
Валовой доход | 401200 | 480000 | 570000 |
Товарные запасы | 2 дня | 2 дня | 2 дня |
Издержки обращения | 1025 | 1200 | 1390 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 10 | 10 | 10 |
Таким образом, мы видим что товарооборот 2009г. к 2008г. вырос на 16,7%, валовой доход увеличился по хлебобулочным изделиям на 18,7%,
Среднесписочная численность работников осталось постоянна.
Издержки обращения увеличились на 15,8%.
Таким образом, продажи хлебобулочных изделий росли, также росли и другие показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина. На это повлиял рост цены поставляемых товаров, равный величине инфляции и рост покупательского спроса.
В магазине «Орион» имеется широкий ассортимент хлебобулочных изделий. Более подробно можно увидеть ассортимент реализуемых хлебобулочных изделий в магазине «Орион» представленный в (табл.2.2)
Таблица 2.2.
Ассортимент хлебобулочных изделий, реализуемый в магазине «Орион»
Группа хлебобулочных изделий | Ассортимент |
1. Хлеб ржаной: | |
Обойной муки | Заварной, Московский хлеб |
Обдирной муки | Житный хлеб |
Сеяной муки | Орловский |
2.Хлеб ржано-пшеничный и пшенично-ржаной. | |
Ржаной обдирной и пшеничной второго сорта | Бородинский хлеб, Российский, Дарницкий, Столичный, Любительский. |
Ржаной обдирной и пшеничной обойной муки | Украинский |
Муки сеяной и пшеничной второго сорта | Минский, Рижский хлеб |
Смесь ржаной обдирной муки и муки высшего сорта | Тимирязевский хлеб |
3.Хлеб пшеничный: | |
Обойной муки | |
Высшего сорта | батоны Столичные, Городские, Московские ситники, калачи, батоны "К обеду" |
Первого сорта | батоны Николаевские |
Второго сорта | Хлеб Хозяйский |
Национальный хлеб | Лаваш, чурек и т.д |
Диетический хлеб | батоны "Полюшко" |
Особенно много в продаже хлеба пшеничного, хлеба ржаного, хлеба ржано-пшеничного и пшенично-ржаного каждый сорт характеризуется определенным ароматом, вкусом, цветом. Ассортимент хлебобулочных изделий выложен по названиям, что облегчает покупателю выбор нужного продукта и нужного производителя. Витрина хорошо освещается, так что покупатель может хорошо рассмотреть дату изготовления.
Информация о работе Ассортимент и качество услуг розничной торговли