Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель работы: исследовать процесс бизнес – планирования.
Для достижения цели в работе ставятся следующие задачи:
раскрыть понятие бизнес-плана;
рассмотреть его структуру и его роль в предпринимательской деятельности;
выделить этапы построения бизнес плана;
исследовать основные вопросы бизнес планирования на примере мастерской по ремонту теле, видео, аудио – аппаратуры ООО «Декодер-М».
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие бизнес плана…………………………………………...........5
1.1. Сущность понятия бизнес-плана и его роль в предпринимательской деятельности. Задачи, цели, функции и правила составления…………............5
1.2. Структура бизнес плана и его компоненты. Этапы построения бизнес-плана…………………………………………………………………………….....14
Глава 2. Бизнес план мастерской по ремонту теле, видео, аудио – аппаратуры ООО «Декодер-М»…………………………………………….....27
Заключение…………………………………………………………………….....36
Библиографический список……………………………………………………38
Внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий. А также, для получения финансирования.
Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет, таким образом, первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес - планирования, то большинство фирм составляют планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период, и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более пяти лет". [9]
Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что бизнес-план составляется наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных. Другой подход - когда инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов. Для российской практики второй подход является наиболее правильным. Инициаторы проекта обычно являются специалистами в производственных вопросах, но, как правило, довольно слабо разбираются в тонкостях финансового обеспечения проекта и сбыта продукции. Эти вопросы разрабатывают наемные специалисты. [10]
В бизнес-плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне нее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-
Наряду с внутрифирменными функциями, бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации, как вне фирмы, так и внутри нее, при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования. [12]
При составлении бизнес-плана необходимо придерживаться следующих общих правил:
1. Чем короче, тем лучше. Составляйте бизнес - план кратко и четко. Его объем не должен превышать 20—30 страниц формата DIN A4 (плюс приложения).
2. Для солидной подготовки и принятия обоснованных решений в процессе создания предприятия необходимо собрать всю важную информацию по различным разделам бизнес-плана. Используйте для этого как внутренние (балансы, планы, договоры и т. д.), так и внешние источники (Ресурсы Интернета, институты рыночных исследований и т. д.).
3. Собранную информацию рекомендуется предварительно распределить по темам (будущим разделам бизнес-плана). Каждый раздел должен содержать альтернативные идеи, вопросы, требующие выяснения, а также выявленные информационные пробелы. Форма и содержание первоначального, чернового варианта бизнес-плана изменяется по ходу его разработки до тех пор, пока не сформируется надежная концептуальная основа для составления его окончательного «чистового» варианта. «Хороший бизнес-план должен быть основательным и глубоко продуманным, его можно завершить лишь тогда, когда собраны все необходимые коммерческие и финансовые сведения, а также соответствующие документы».
4. Годовые отчеты, автобиографии менеджеров, технические описания, договоры или проспекты помещаются в приложении, которое рекомендуется представлять отдельно от самого бизнес-плана (в отдельной папке или скоросшивателе).
5. Избегайте папок с не подшитыми документами. Бизнес план должен быть представлен в переплетенном или сшитом виде.
6. Напишите на титульном листе крупными буквами БИЗНЕС-ПЛАН или ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, а в его нижней части — название, адрес, номер телефона, телефакса и адрес электронной почты вашего предприятия (по возможности, с логотипом фирмы), укажите так же имя контактного лица на вашем предприятии. Если бизнес-план адресован конкретному лицу, укажите на титульном листе его имя.
7. Не забудьте составить к бизнес-плану оглавление с логичной разбивкой каждой отдельной главы. По окончании составления бизнес-плана проверьте еще раз соответствие страниц.
8. Отдельные главы должны быть озаглавлены жирным шрифтом. Выделенные заголовки должны отражать ключевую мысль раздела. Это позволит читателю ориентироваться в материале уже при его беглом просмотре.
9. Если бизнес-план адресован международным финансовым учреждениям или зарубежным инвесторам, необходим перевод текста на английский язык.
10. Структура, форма и содержание бизнес-плана ориентированы на потребности читателя. Они должны быть понятными, четкими и интересными. Не пользуйтесь слишком мелким шрифтом. Оставьте справа широкое поле для заметок и комментариев читателя. Оживите текст иллюстрациями и графиками. Используйте современные профессиональные возможности компьютерных программ: текстовые редакторы и калькуляционные программы.
11. В бизнес-плане необходимо четко различать факты и планы. Все прогнозы нужно подкреплять цифрами.
12. Обратите внимание на то, чтобы не возникало противоречий между разными частями бизнес-плана. В частности, показатели планового баланса, плановой оценки прибылей и убытков, финансового плана и плана ликвидности должны быть четко согласованы друг с другом.
13. Отразите в бизнес-плане риски, с которыми может столкнуться ваше предприятие. Слишком оптимистические надежды и коктейль из желаемого и реального легко обнаруживаются. Имея реалистический анализ сильных и слабых сторон проекта, предоставляя различные сценарии и альтернативную стратегию, вы получите дополнительные баллы у адресата вашего бизнес-плана.
14. По возможности разрабатывайте ваш бизнес-план сами. Привлеките к этой работе руководителей отделов маркетинга, снабжения и производства, кадров и организации, контроллинга и финансов. Для профессионального оформления бизнес-плана рекомендуется пригласить консультанта, обладающего опытом в этой сфере. Он возьмет на себя роль координатора при составлении бизнес-плана и, возможно, привлечет по согласованию с вами других специалистов, которые помогут сформулировать соответствующие разделы бизнес-плана.
15. Если время и знания (умение) позволяют вам составить бизнес-план без привлечения специалиста консультанта, то, во всяком случае, имеет смысл показать готовый план внешнему партнеру и затем, с учетом его критики и предложений, подготовить окончательный вариант. [13]
1.2. Структура бизнес плана и его компоненты. Этапы построения бизнес-плана.
Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспективности бизнес идеи, то есть выбрать сферу деятельности, стратегию и тактику управления.
Предпочтительным вариантом предпринимательства является такая сфера, в которой предприятие начинает функционировать первым и имеется возможность предопределять ассортимент, цены, привлекать клиентов и заказчиков. Однако предприниматель должен иметь "запасной" вариант направления деятельности на тот случай, если первоначально избранный не приносит успеха. [14]
Для каждого варианта выбираемой стратегии составляется бизнес-план, который позволяет предпринимателю определить направления действий на этапе становления предприятия, условия выживания при наличии жесткой конкурентной борьбы, а потенциальным внешним инвесторам - решить вопрос относительно участия в финансовой поддержке создаваемого предприятия.
В процессе разработки бизнес-плана предприниматель имеет возможности критически оценить свои силы, ответить на вопросы о целесообразности создания предприятия, найдет ли оно своего клиента, с кем придется конкурировать и удастся ли завоевать рынок сбыта. [28]
Ситуация может сложиться таким образом, что на стадии разработки бизнес-плана предприниматель убедится в бесперспективности проектируемого бизнеса. Это лучше, чем прийти к такому выводу после того, как уже вложены средства, и предприятие начинает функционировать. [15]
Для составления бизнес-плана необходима информация о емкости рынка, производственных и финансовых потребностях предприятия.
Производственные и финансовые потребности предприятия зависят от проектируемых видов деятельности и от того, какую продукцию предполагается выпускать. [16]Для их расчета следует подготовить:
перечень операций по обработке и сборке с учетом получения отдельных узлов и деталей по кооперации;
список необходимых сырья и материалов с указанием вероятных поставщиков, их месторасположения, ориентировочных цен и транспортных тарифов по доставке;
перечень необходимого технологического оборудования, его стоимость, возможность периодического использования на основе аренды;
перечень требуемых специальностей с указанием числа работников каждой специальности, расходов на заработную плату, затрат по подготовке отдельных специалистов;
потребность в производственных площадях, возможности аренды или купли помещений;
предполагаемые накладные расходы. Бизнес-план по своей структуре является сложным документом. Его разделы и параграфы должны охватывать все стороны деятельности предприятия, а состав разделов может иметь особенности в зависимости от специфики предприятия. [17]
Бизнес-план должен соответствовать требованиям, которые диктует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Критерии ФФПМП разработаны в соответствии с требованиями международных стандартов UNIDO, поэтому принимаются и банковскими кредиторами. [18] Бизнес-план должен состоять из следующих разделов:
Титульный лист
Оглавление
Резюме
Досье компании
Продукты и услуги
Производственная деятельность
Анализ отрасли
Объем продаж
План маркетинга
Финансовый план
План на будущее
1. Титульный лист.
Хорошо оформленный титульный лист придаст бизнес-плану профессиональный вид. Первое впечатление имеет очень большое значение, особенно для тех, через чьи руки проходит много бизнес-планов, например, для банкиров. Лучше всего оформить титульный лист следующим образом:
название компании
период времени, который охватывает бизнес-план
составитель бизнес-плана и его должность
адрес компании, телефон, факс
дата составления
2. Оглавление.
В оглавлении даются разделы, которые нашли отражение в бизнес-плане. Это предоставляет возможность читателю быстро переходить к наиболее интересующим его темам. Оглавление должно быть составлено очень подробно с указанием страниц для каждого раздела.
Вот примерная структуры оглавления, которая может изменяться с учетом необходимости:
Название компании.
Резюме - " почему" и "сколько"
Досье компании - кто мы и что мы продаем.
Продукты и услуги - описание и характеристики того, что мы продаем.
Производственная деятельность - необходимые для деятельности здания и оборудование.
Анализ отрасли - информация по отрасли, в которой мы выступаем в качестве конкурентов.
Продажи - что и как мы продаем.
Маркетинг - что и как мы продвигаем на рынке.
Финансовый план - прошлые, текущие и будущие финансовые показатели.
Планирование на будущее - долгосрочные цели и задачи.
Оглавление - это "карта", с помощью которой можно быстро найти более подробную информацию по каждому разделу. [30]
3. Резюме.
Целью этого раздела является привлечение интереса читателя, и заставить его дочитать план до конца. В этом разделе необходимо указать цели и задачи плана, а так же изложить основные положения плана.
В этом разделе необходимо кратко сформулировать цель поиска средств финансирования и изложить условия и вид предлагаемого финансирования, включая:
Информация о работе Бизнес-план, его структура и значение для предпринимательской деятельности