Цель и структура бизнес-плана

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:06, контрольная работа

Краткое описание

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Этот план дает характеристику процесса функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь выполнения поставленных задач, в первую очередь — повышения прибыльности компании. Хорошо разработанный план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять более глубокие перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Оглавление

1. Цели и задачи бизнес-плана……………………..……………………………3
2. Структура бизнес-плана………………………………………….......….……7
1) возможности фирмы……………………………….…………....…….7
2) виды товаров (услуг)…………………………………….…………….8
3) рынки сбыта товаров (услуг)………………………………….………9
4) конкуренция на рынках сбыта………………………………….……10
5) план маркетинга………………………………………………………12
6) план производства………………………………………….…………15
7) организационный план……………………………………………….16
8) правовое обеспечение деятельности фирмы………………..………17
9) оценка риска и страхование………………………………………….19
10) финансовый план……………………………………………………21
11) страхование финансирования………………………………….…….25
Список использованной литературы…………………………………….……..27

Файлы: 1 файл

планирование.docx

— 59.62 Кб (Скачать)

Содержание

 

  1. Цели и задачи бизнес-плана……………………..……………………………3

 

  1. Структура бизнес-плана………………………………………….......….……7

1) возможности фирмы……………………………….…………....…….7

2) виды товаров (услуг)…………………………………….…………….8

3) рынки сбыта товаров  (услуг)………………………………….………9

4) конкуренция на рынках  сбыта………………………………….……10

5) план маркетинга………………………………………………………12

6) план производства………………………………………….…………15

7) организационный план……………………………………………….16

8) правовое обеспечение деятельности фирмы………………..………17

9) оценка риска и страхование………………………………………….19

10) финансовый план……………………………………………………21

11) страхование финансирования………………………………….…….25

Список использованной литературы…………………………………….……..27

 

 

 

 

 

 

  1. Цели и задачи бизнес-плана

 

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Этот план дает характеристику процесса функционирования фирмы, показывает, каким образом  ее руководители собираются достичь  выполнения поставленных задач, в первую очередь — повышения прибыльности компании. Хорошо разработанный план помогает фирме расти, завоевывать  новые позиции на рынке, где она  функционирует, составлять более глубокие перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров  и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.  

Бизнес-план как правило, систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как  с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями  на рынке, где действует фирма, и  в экономике в целом. Таким  образом, бизнес-план помогает предпринимателю  оценивать прогресс своего дела на основе внутрифирменного и макроэкономического  анализа и контролировать текущие  операции.

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы  на ближайший и отдаленные периоды  в соответствии с потребностями  рынка и возможностями получения  необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут  быть различными, например:

    • уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;
    • доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;
    • убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и др.

Бизнес-план, также, призван  помочь предпринимателю решить следующие  основные задачи, связанные с функционированием  фирмы:

    • определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
    • оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
    • выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
    • проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;
    • просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции. Первая из них связана с возможностью его  использования для разработки стратегии  бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а  также при выработке новых  направлений деятельности.

Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности  развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет  привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить  какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная  причина заключается не столько  в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки  принимают целый комплекс мер  по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального  залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет  привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые  пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся  у них технологию. Решение вопроса  о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при  наличии бизнес-плана, отражающего  курс развития компании на определенный период времени.

Таким образом, внутрифирменное  планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его  размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и  дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и  для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий. А  также, для получения финансирования.

Подготовка и эффективное  использование бизнес-плана имеет  таким образом, первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляют планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более пяти лет".

Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что  бизнес-план составляется наемной группой  специалистов, а инициаторы проекта  участвуют в нем посредством  подготовки исходных данных. Другой подход — когда инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов. Для российской практики второй подход является наиболее правильным. Инициаторы проекта обычно являются специалистами в производственных вопросах, но как правило, довольно слабо разбираются в тонкостях финансового обеспечения проекта и сбыта продукции. Эти вопросы разрабатывают наемные специалисты.

В бизнес-плане оценивается  перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана  руководители компании принимают решение  о накоплении прибыли и распределении  ее части в виде дивидендов между  акционерами. Этот план используется при  обосновании мероприятий по совершенствованию  и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности  для обоснования уровня централизации  управления и ответственности сотрудников. Следует отметить, что указанный  план, как правило, активно помогает координировать деятельность партнерских  фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием  и изготовлением одинаковых или  взаимодополняющих продуктов. В  таком случае фирмы-партнеры осуществляют общее финансирование.

Наряду с внутрифирменными функциями, бизнес-планирование имеет  большое значение при определении  стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для  разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования  экономики.

Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при  оценке рыночной ситуации как вне  фирмы, так и внутри нее, при поиске инвесторов. Он может помочь крупным  предпринимателям расширить дело с  помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.

 

  1. Структура бизнес-плана

1) Возможности фирмы

Бизнес-план предназначен для  потенциальных инвесторов, через  которых, как правило, ежедневно  проходит не один бизнес-план. Поэтому  для изучения предлагаемого проекта  используется резюме, представляющее собой краткий обзор бизнес-плана. Задача резюме - в сжатой форме представить  основные идеи бизнес-плана, а также  при необходимости привлечь внимание и заинтересовать потенциального партнера, инвестора или кредитора.

С первых слов они должны убедиться в экономической эффективности  реализуемого проекта. Основное требование резюме - простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем  не должен превышать 2-3 машинописных страниц.

Пишется резюме в последнюю  очередь, при этом текст обычно составляется из ключевых фраз других разделов бизнес-плана. Но при оформлении резюме помещается в начале плана с тем, чтобы  знакомясь с планом можно было охватить суть дела и иметь ясность  во всех вопросах. В резюме должны быть четко определены возможность для открытия бизнеса, в чем его привлекательность, кто будет во главе нового бизнеса, каковы его достоинства, как новая фирма проникнет на рынок и т.д.

 

 

2) Виды товаров (услуг)

Любой предпринимательский  проект начинается с формирования идеи продукта, товара или услуги. Недостаточно четкое и полное представление о  них может стать неудачей предпринимательского бизнеса. Идея продукта может быть оригинальной (новой), а может и не быть новой, уже реализуемой кем-то. Однако это  не помеха для успешного бизнеса. Идея бесплодна, если в ее основе лежит  производство бесполезного, не имеющего спроса товара или услуги. Идеальным  для предпринимателя является продукт, позволяющий уйти от конкуренции. Но в развитой рыночной системе идея такого продукта встречается редко.

 Чтобы достаточно полно представить в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок товара (услуги), необходимо дать не только представление о товаре, но и раскрыть его преимущества в сравнении с аналогами, конкурентоспособность на рынке, спрос на него и т.д. Описание продукта должно содержать технические характеристики товара. При необходимости следует приложить фотографии, рисунки или рекламный проспект, позволяющие наглядно увидеть будущий продукт.

На этом этапе бизнес-плана  необходимо наглядное изображение  товара или изделий, полученных с  помощью разработанной технологии фирмы, поскольку трудно получить деньги под идею, которая не привела еще  к появлению хотя бы одного экземпляра нового товара.

Также должна быть определена примерная цена нового товара и стоимость  затрат, которые пойдут на его производство. Из этого ориентировочно можно определить и размер прибыли, которую будет  приносить каждая единица товара.

 

 

 

3) Рынки сбыта товаров (услуг)

При изучении рынка, в первую очередь, необходимо определить тип  рынка по каждому товару или услуге.

Данный анализ предназначен для определения объемов продаж товара за некоторый планируемый  период времени. При этом важно не только спрогнозировать, на каких рынках товар найдет потребителя, но и «вычислить»  свой сегмент. В условиях конкуренции  бизнесмены пытаются заполнить одно и то же место своими услугами, вытесняя соперников. Так что фирма, разрабатывающая  бизнес-план, должна учитывать: на ее долю придется только часть желаемой площади, а скорее всего часть сегмента. Необходимо учесть емкость рынка  данного товара, а уже затем  свою долю на нем с учетом возможных  действий конкурентов.

Первоначальной задачей  на этом этапе бизнес-плана является определение своего целевого рынка. Поиск его осуществляется путем  логических рассуждений на тему: «Кто заинтересован в ваших товарах  или услугах?»

Нужно научиться распознавать самого выгодного клиента и с  полуслова понимать, что ему нужно. Это облегчит последующие поиски нужной клиентуры. Если вы реализуете большую часть своей продукции  фирмам, границы поиска будут несколько  шире: сначала определите, каким  фирмам выгоднее всего продавать  вашу продукцию, затем найдите среди  персонала этих фирм людей, с которыми имеет смысл завязывать свои контакты, и постарайтесь побольше узнать о  них. Сегментирование рынка оправдывает себя даже в рамках небольшой фирмы.

Необходимо оценить емкость  своего рынка. Если клиентура малочисленна, то ваша фирма неминуемо обанкротится. Хотя фирма черпает средства из четырех  источников - выручка от реализации, заемные средства, доход от продажи  недвижимости и прибыль на новые  инвестиции - главным является прибыль от основной деятельности, которая возникает в результате продажи.

Необходимо определить, кто  является потребителем данных продуктов (услуг) или кто может стать  им в будущем. При этом потенциальные  потребители должны быть классифицированы по относительно породным группам в  соответствии с общими идентифицируемыми  характеристиками. Определить, кто  и где является основным покупателем  вашего товара в каждом сегменте рынка.

Информация о работе Цель и структура бизнес-плана