Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:41, курсовая работа
соответствии с темой, целью исследования является: изучение зависимости детско-родительских отношений от уровня развития эмпатии у родителей, воспитывающих ребенка с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: высокий уровень эмпатии у родителей способствует формированию у них эмоционально благоприятного отношения к ребенку с нарушением зрения.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретический материал о влиянии эмпатии на взаимоотношения родителей и детей с нарушением зрения;
- систематизировать диагностический комплекс, направленный на изучение эмпатии у родителей, а так же детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения;
- провести экспериментальное исследование, проанализировать результаты;
- разработать рекомендации, направленные на коррекцию отношений между родителями и их детьми.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. 5
1.1.Понятие детско-родительских отношений в психологии. 5
1.2.Модели семейного воспитания детей с нарушенным зрением. 10
1.3.Развитие эмпатических тенденций личности родителей как основа успешного воспитания ребенка с нарушением зрения. 17
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМПАТИИ У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ, ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. 24
2.1. Методики исследования и их краткие характеристики. 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 33
2.3. Психолого-педагогические рекомендации семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57
Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25,31,34,35,36.
Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Авторитарная гиперсоциализация: 2,19, 30,48, 50,57,59.
"Маленький неудачник": 9,11,13,17,22,28, 54, 61.
Результаты проведения исследования родительского отношения по
А.Я. Варга, В.В. Столину
Названия шкал | |||||
Ф.И.О. родителя |
Принятие-отвержение, баллы |
Социальная желательность, баллы |
Симбиоз, баллы |
Авторитарная гиперсоциализация, баллы |
Маленький неудачник, баллы |
Демина Л.В. |
11 |
7 |
6 |
7 |
3 |
Евстифеева И.А. |
8 |
6 |
5 |
6 |
5 |
Ефремова А.Н. |
18 |
6 |
5 |
5 |
2 |
Зырянова С.А. |
8 |
5 |
3 |
6 |
3 |
Кормщикова Н.И. |
12 |
8 |
3 |
4 |
4 |
Котряхова М.С. |
8 |
2 |
2 |
4 |
3 |
Кротова Е.Н. |
15 |
5 |
6 |
3 |
2 |
Кривошеина Н.В. |
20 |
6 |
5 |
2 |
2 |
Крылова А.А. |
14 |
5 |
6 |
4 |
1 |
Кропачева Е.Г. |
8 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Меркушева Т.А. |
17 |
6 |
5 |
4 |
1 |
Норкина В.И. |
18 |
6 |
5 |
3 |
1 |
Романова Р.Г |
9 |
2 |
3 |
7 |
3 |
Рябова Л.Л. |
10 |
6 |
3 |
5 |
3 |
Стельмашова В.П. |
9 |
5 |
6 |
6 |
4 |
Татаринова Л.С. |
8 |
3 |
4 |
6 |
3 |
Черная С.Н. |
9 |
7 |
4 |
4 |
3 |
Процентное соотношение уровней по каждой шкале:
- шкала «принятие – отвержение»: высокий уровень по данной шкале имеют 0% всех родителей, средний – 53%, низкий – 47%;
- шкала «социальная
- шкала «симбиоз»: высокий уровень по данной шкале имеют 24% родителей, средний – 70%, низкий – 6%;
- шкала «авторитарная
- шкала «маленький неудачник»: высокий уровень по данной шкале имеют 0% всех родителей, средний – 65%, низкий – 35%.
Результаты ответов детей с нарушенным зрением по методике Рене Жиля
Количество выборов | |||
Фамилия, имя ребенка |
Мать |
Отец | |
Демина Елизавета |
15 |
9 | |
Евстифеев Иван |
9 |
8 | |
Ефремова Лилиана |
17 |
8 | |
Зырянов Иван |
8 |
3 | |
Кормщиков Вадим |
15 |
10 | |
Котряхова Мария |
16 |
6 | |
Кротов Дмитрий |
17 |
8 | |
Кривошеин Артур |
19 |
13 | |
Крылов Вячеслав |
16 |
7 | |
Кропачева Елена |
8 |
6 | |
Меркушев Максим |
17 |
13 | |
Норкина Кристина |
18 |
12 | |
Романова Эльвира |
13 |
6 | |
Рябова Анастасия |
15 |
7 | |
Стельмашова Александра |
13 |
5 | |
Татаринова Елизавета |
13 |
6 | |
Черная Марина |
12 |
9 |
Таким образом, интимно-личностное отношение к родителю имеют 53% обследованных детей, противоречивое отношение – 29%, конфликтное отношение – 18%, негативное отношение – 0%.