Родительские права и обязанности по воспитанию детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:50, дипломная работа

Краткое описание

в Семейном кодексе Российской Федерации, вызванными Конституцией РФ 1993 года. Отныне забота о детях, их воспитание рассматривается на конституционном уровне как равное право и обязанность родителей. Это обстоятельство диктует необходимость более пристального и глубокого анализа сущности и содержания, родительских прав в современной России. Кроме того, перенос акцента на права гражданина (ст. 17 Конституции РФ) обязывает к принципиально иному взгляду на институт родительских прав, предоставляемых родителям государством ради достижения главной цели - надлежащего воспитания подрастающего поколения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие и объем прав и обязанностей родителей
1.1 Классификация прав и обязанностей родителей
1.2 Принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей
Глава 2. Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей
2.1 Реализация права и обязанности воспитывать детей
2.2 Реализация прав на общение с ребенком
2.3 Выполнение обязанностей обеспечить ребенка образованием
2.4 Обязанность реализовать неимущественные права ребенка
2.5 Реализовать права и обязанности защиты интересов ребенка
Глава 3. Меры защиты и ответственности родителей
3.1 Ограничение в родительских правах и отобрание ребенка
3.2 Лишение родительских прав
3.3 Споры о передаче детей на воспитание и определение порядка участия в воспитании ребенка
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Родительские права и обязанности по воспитанию детей.doc

— 366.50 Кб (Скачать)


Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и объем прав и обязанностей родителей

1.1 Классификация прав и обязанностей родителей

1.2 Принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей

Глава 2. Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей

2.1 Реализация права и обязанности воспитывать детей

2.2 Реализация прав на общение с ребенком

2.3 Выполнение обязанностей обеспечить ребенка образованием

2.4 Обязанность реализовать неимущественные права ребенка

2.5 Реализовать права и обязанности защиты интересов ребенка

Глава 3. Меры защиты и ответственности родителей

3.1 Ограничение в родительских правах и отобрание ребенка

3.2 Лишение родительских прав

3.3 Споры о передаче детей на воспитание и определение порядка участия в воспитании ребенка

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования объясняется переменами в Семейном кодексе Российской Федерации, вызванными Конституцией РФ 1993 года. Отныне забота о детях, их воспитание рассматривается на конституционном уровне как равное право и обязанность родителей. Это обстоятельство диктует необходимость более пристального и глубокого анализа сущности и содержания, родительских прав в современной России. Кроме того, перенос акцента на права гражданина (ст. 17 Конституции РФ) обязывает к принципиально иному взгляду на институт родительских прав, предоставляемых родителям государством ради достижения главной цели - надлежащего воспитания подрастающего поколения. Остроту проблемы наглядно демонстрирует правоприменительная практика, свидетельствующая о растущей тенденции к злоупотреблению родительскими правами, неисполнению родительских обязанностей, увеличению числа детей, лишенных родительского попечения. Только в 2008 году мерам административного воздействия за злостное неисполнение обязанностей по воспитанию своих детей были подвергнуты 450 тыс. родителей. (В 2004г. их было 248 тыс., в 2003 - 237, 8 тыс.).1Вместе с тем идет постоянное увеличение количества предъявляемых в суд исков о лишении родительских прав. В2006 году таких исков было 30, 4 тыс., в 2007г. - 33 тыс., в 2008 году 50 тыс. Растет число родителей, привлеченных к уголовной ответственности за неисполнение своих обязанностей (с 2,5 тыс. в 2006 году до 5,5 тыс. в 2008 году). О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. М., 2008г., С. 56. В результате увеличивается контингент детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав: от 41411 чел. в 2003 году до 56350 в 2007 году. Отсюда острота проблемы профилактической работы с неблагополучной семьей, поиска более эффективных мер семейно-правовой ответственности родителей.

Актуальность избранной темы исследования подчеркивается и необходимостью соблюдения Российской Федерацией требований Конвенции ООН 1989 года “о правах ребенка”, Европейской Конвенции “о защите прав человека и основных свобод”, в части, касающейся родительских прав и обязанностей.

Государство, будучи заинтересованным в качестве подрастающего поколения, возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию своих детей. Предоставляются родительские права не только для удовлетворения материнских и отцовских потребностей, но и в целях обеспечения интересов детей. Именно по средством реализации этих прав, и достигается, полноценное развитие ребенка. Но осуществление родителями своих прав не должно осуществляться в противоречии интересам детей. Именно обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Чаще всего в семье дети страдают по вине родителей, в результате безразличного отношения к родительским правам или их использования не по назначению. А в результате - искалеченная судьба, ущербная личность, имеющая асоциальные установки, словом, все то, что подрывает корни физического и психического здоровья будущих граждан. Ведь именно семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирование жизненных планов.

Но все чаще и чаще используется термин «неблагополучная семья». Что же понимается под семейным неблагополучием: материальная неустроенность семьи, неполная семья или неблагополучие отношений между родителями и детьми? Мне видится, что именно последнее является основным критерием попадания семьи в данную категорию. Семейное неблагополучие выражается чаще всего в сочетании таких факторов, как деформация семейных связей и отношений; низкий культурный общеобразовательный и профессиональный уровень родителей; примитивный круг интересов; искаженные нравственные и правовые воззрения. Проблема заключается в том, что число таких, неблагополучных семей, где родители не могут, а часто и не хотят заботиться о естественных потребностях своих детей, воспитывать детей в духе моральных и правовых норм, проявляют безразличие, отрицательно влияют на них своим образом жизни и психологией, с каждым годом растет. Следует отметить, что влияние стиля жизни неблагополучной семьи на формирование личности несовершеннолетнего настолько высоко, что представляется необходимым какое-то счастливое стечение обстоятельств, чтобы подросток из такой семьи не имел антиобщественной или аморальной ориентации или не стал на путь правонарушений. Беда заключается в том, что ребенок не получая от родителей, прежде всего, удовлетворения в своих естественных потребностях: в пище, тепле, безопасности, вынужден удовлетворять их сам вставая на путь бродяжничества, воровства, попрошайничества, преступности. На улице появились не единицы, а десятки и сотни беспризорных детей, которые «болтаются» на вокзалах, рынках, в поездах. Они отличаются от других детей внешним видом, развязанным поведением, грубой нецензурной речью.

Будущее этих детей с уверенностью можно предсказать. Они пополнят армию безработных, т.к. уже лишены возможности получения полноценного образования, в будущем хорошей профессии, встанут на путь наркомании и преступности. В чем же причина этого явления, принимающей массовый характер? Прежде всего, в родителях, на которых лежит обязанность по воспитанию своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних, именно родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Многие родители, и их число с каждым годом растет, не чувствуют ответственности за судьбу своих детей. Одни уклоняются от выполнения обязанностей родителей, что проявляется в нежелании заботиться о потребностях своего ребенка, оставление его без надзора; другие отказываются от своих детей, оставляя их в родильных домах; третьи, при осуществлении родительских прав причиняют вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Целью исследования является проведение анализа прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей, на основе действующего законодательства РФ.

В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи исследования:

1) проанализировать права и обязанности родителей;

2) проследить, как действующее законодательство регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей;

3) изучить принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей;

4) проанализировать особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей;

5) рассмотреть правовые последствия неисполнения родителями своих прав и обязанностей (лишение родительских прав, ограничение родительских прав).

Предмет исследования: в рамках исследования анализируются правовые нормы, содержащиеся в семейном, гражданском, гражданско-процессуальном законодательстве, формулирующие права и обязанности родителей, и устанавливающие порядок их реализации. Изучаются современные проблемы, возникающие в процессе их реализации.

Объектом исследования являются права и обязанности родителей по воспитанию детей, и особенности их реализации.

Методологическая база исследования. В работе использованы как общенаучный диалектический метод познания, так и частные научные методы системно-структурного анализа (функциональный, сравнительного правоведения, исторический, технико-юридический метод комментирования).

Дипломная работа включает в себя следующие структурные части: введение, три главы и заключение, список использованной литературы, приложения.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных правоведов советского и современного периодов в области общей теории права, гражданского и семейного права- М.М. Агаркова, С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, Л.М Пчелинцевой, Ю.Ф.Беспалова, В.В. Мамонова, Ю.А.Королева, Кузнецовой И. М., Л.М. Звягинцевой, Т.И. Илларионовой, О.С. Иоффе, Н.И.Матузова. Нормативную основу составили: Конституция РФ Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Инфра-М,2004, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы семейных отношений, положения международных нормативных актов. Судебная практика представлена разъяснениями Пленума Верховного суда, решениями федеральных и иных судов.

Глава 1. Понятие и объем прав и обязанностей родителей

1.1 Классификация прав и обязанностей родителей

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей. Происхождение - это биологическая (кровная) связь ребенка и его родителей. Происхождение ребенка считается установленным и становится юридическим фактом, если оно удостоверено в установленном законом порядке. Таким порядком является государственная регистрация рождения ребенка в органах загса. Порядок государственной регистрации рождения ребенка установлен Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» (ст.14-23).

При государственной регистрации рождения ребенка, которая должна быть произведена в течение одного месяца после его рождения, составляется запись акта о рождении ребенка, в которой указываются необходимые сведения, определяющие личный статус ребенка, а также сведения о его родителях. Запись о родителях, произведенная органом загса, является доказательством происхождения ребенка от указанных в ней лиц и может быть оспорена только в судебном порядке.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 38}, забота о детях, их воспитание в равной степени право и обязанность обоих родителей. Это означает, что забота воспитание не только нравственный долг каждого родителя, но и его конституционные право и обязанность, существование которых, не зависит от наличия или отсутствия брака между родителями.

Именно родители, прежде всего, помогают ребенку стать полноценным членом общества, воспитывают в нем нравственные принципы, передают жизненный опыт, оказывают воздействие на формирование его характера, влияют на уровень его образования и на все его последующее развитие.

СК РФ предельно полно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым определяет их сущность. Причем глава СК, именуемая «Права и обязанности родителей», почти целиком посвящается их личным правам и обязанностям. Семейный кодекс РФ 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (разд.4,гл12.)

Права и обязанности возникают у родителей при рождении ребенка; основываются на его происхождении, удостоверенном в установленном законом порядке, и прекращаются по достижении совершеннолетия (возраста 18 лет), а также в случаях, предусмотренных законом. Наличие брака между родителями дает основание считать их отцом и матерью ребенка. Отсутствие брака между родителями порождает следующие последствия: установление отцовства в добровольном порядке и по суду. Добровольное установление отцовства заключается в подаче совместного заявления в загс, позволяющего записать отца ребенка в свидетельство о рождении ребенка. При отсутствии совместного заявления родителей ребенка или заявления фактического отца отцовство устанавливается судом, который должен установить один-единственный факт - действительное происхождение ребенка. Право на предъявление такого требования имеют: мать, фактический отец ребенка и др. лица, предусмотренные законом (ст.49 СК РФ). При вынесении судом решения об установлении отцовства ответчик записывается отцом в свидетельство о рождении ребенка, и он обязан его содержать.

Права родителей в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им рекомендуется линия поведения, направленная на совершение полезных, желательных с точки зрения государства действий и поступков для блага ребенка. Это достигается путем наделения родителей родительскими правами, которые одновременно являются родительскими обязанностями, (ст. 61.СК);

В Семейном кодексе нашего государства закреплены следующие виды личных прав и обязанностей родителей:

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

2. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ).

3. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК РФ).

4. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

5. Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

6. Родители имеют право и обязаны защищать права и интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ).

7. Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ).

8. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общее с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права.

9. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ).

В соответствии с Семейным кодексом РФ родители не только обязаны воспитывать своих детей, но и имеют на это право, тогда как ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР (ст. 52), предусматривал только обязанность родителей по воспитанию своих детей. Кодекс о браке и семье РСФСР от 01.11.69г.// «Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1969г., №32, Ст.1086. Под воспитанием ребенка понимается воздействие на его духовное, нравственное и физическое развитие, обучение правилам поведения, обеспечение образования ребенка.

Родители имеют преимущественное право лично воспитывать своих детей. Будучи свободными в выборе методов и способов воспитания, они при этом должны исходить из интересов ребенка, общества и государства. Государство в свою очередь принимает меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей.

Информация о работе Родительские права и обязанности по воспитанию детей