Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:50, дипломная работа
в Семейном кодексе Российской Федерации, вызванными Конституцией РФ 1993 года. Отныне забота о детях, их воспитание рассматривается на конституционном уровне как равное право и обязанность родителей. Это обстоятельство диктует необходимость более пристального и глубокого анализа сущности и содержания, родительских прав в современной России. Кроме того, перенос акцента на права гражданина (ст. 17 Конституции РФ) обязывает к принципиально иному взгляду на институт родительских прав, предоставляемых родителям государством ради достижения главной цели - надлежащего воспитания подрастающего поколения.
Введение
Глава 1. Понятие и объем прав и обязанностей родителей
1.1 Классификация прав и обязанностей родителей
1.2 Принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей
Глава 2. Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей
2.1 Реализация права и обязанности воспитывать детей
2.2 Реализация прав на общение с ребенком
2.3 Выполнение обязанностей обеспечить ребенка образованием
2.4 Обязанность реализовать неимущественные права ребенка
2.5 Реализовать права и обязанности защиты интересов ребенка
Глава 3. Меры защиты и ответственности родителей
3.1 Ограничение в родительских правах и отобрание ребенка
3.2 Лишение родительских прав
3.3 Споры о передаче детей на воспитание и определение порядка участия в воспитании ребенка
Заключение
Список литературы
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения, обязанности по воспитанию детей, не проявления заботы о детях, родители могут быть привлечены к семейно-правовой (лишение родительских прав и ограничение родительских прав при недостойном поведении родителей), гражданско-правовой (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за вред причиненный несовершеннолетними детьми), к административной (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей), и даже к уголовной ответственности (ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
2.2 Реализация прав на общение с ребенком
Общение с ребенком относится к числу личных прав одного из родителей, о существовании которого прямо говорит закон. Семейный Кодекс Российской Федерации от 8.12.1995 г. (с изм. и доп.
от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 30.06.2008 N 106-ФЗ) Поэтому нарушение этого права, создание условий, затрудняющих или делающих невозможной его реализацию, есть правонарушение. Причем это нарушение не только прав одного из родителей, но и ребенка. Поэтому СК РФ запрещает родителю, с которым проживает ребенок, препятствовать его общению с другим родителем при условии, если такое общение не причинит вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Общение должно приносить пользу ребенку, служить источником его полноценного воспитания и развития.
В основе противодействия общению не должны лежать сугубо личные, продиктованные эгоистическими соображениями мотивы. Проблемы осуществления права на общение возникают при прекращении семейных отношений между родителями. Целесообразно именно в этот момент решить все вопросы, связанные с правом на общение. Тогда легче оценить реальную перспективу будущих контактов отдельно проживающего родителя со своими детьми.
Родителям предоставляется право заключать соглашения о порядке осуществления права на общение, где могут быть зафиксированы любые важные для сторон детали: место общения, график общения, его частота, продолжительность и т.п. Рабец А. М. Проблемы укрепления нравственных начал в нормах о личных неимущественных правах и обязанностях родителей и детей // Семейное и жилищное право. 2003. № 1
В любом случае это соглашение должно быть свободно от положений, противоречащих интересам ребенка, заключено в простой письменной форме, не подлежащей нотариальному удостоверению. При необходимости это соглашение может послужить одним из доказательств, при рассмотрении судом иска об устранении препятствий к общению. Нарушение права на общение касается одного из наиболее значимых личных прав гражданина как родителя. Семейный кодекс устанавливает защиту прав отдельно проживающего родителя в судебном порядке. В отличие от КоБС (Кодекс о браке и семье), при наличии спора, связанного с реализацией этого права, любая из заинтересованных сторон может обратиться с иском в суд. Спор разрешается с обязательным участием органов опеки и попечительства, дающим свое заключение по поручению суда, а не по просьбе родителей.
Суд в своем решении подтверждает право на общение и одновременно определяет его форму, сообразуясь с конкретной ситуацией (возрастом ребенка, состоянием его здоровья, привязанностью к каждому из родителей и т.п.). Но, в иске может быть отказано, если того требуют интересы ребенка. В любом случае всякий раз такой отказ нуждается в серьезном обосновании. Судебный порядок служит более надежной гарантией осуществления права на общение. Если родитель, обязанный устранить препятствия к общению, по независящим от него причинам сделать этого не может (тяжело болен, выехал в командировку и т.п.), применение к нему мер принудительного характера откладывается. Сознательное упорное нежелание подчиниться решению суда, уйти от его исполнения любым способом, даже ценой нанесения душевной травмы ребенку, рассматривается как злостное невыполнение решения суда. Это позволяет передать несовершеннолетнего другому родителю для совместного проживания. При рассмотрении такого иска суд обязательно учитывает мнение ребенка, его желание (нежелание) перейти жить к другому родителю. Только противодействия исполнению решения суда по делам подобного рода для лишения родительских прав недостаточно. Если родитель, чьи права нарушаются, стремится только к общению, он вправе обратиться за помощью в орган опеки и попечительства, к педагогу, воспитателю.
Родитель, проживающий отдельно от своего ребенка, имеет право на получение интересующей его информации о ребенке из любого учреждения, где находится его ребенок, будь то общеобразовательное учреждение, специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением или больница, дом инвалидов, центр милосердия или реабилитации, и т.п. Такая информация о ребенке не должна представлять угрозы его жизни и здоровью со стороны родителя, если он, например, страдает тяжелым и опасным для окружающих психическим заболеванием, глубоким слабоумием, после возвращения из мест лишения свободы, продолжает вести асоциальный образ жизни и т.п. Родитель, имеющий право на информацию о ребенке, вправе оспорить (обжаловать) в судебном порядке отказ в предоставлении ему этой информации. При этом он освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но должен доказать факт нарушения своих прав, в данном случае родительских.
Право на общение, включает в себя не только право на личные встречи, но и право общения по телефону, электронной почте, в системе on-line. Родитель имеет право на общение с ребенком, в том числе и в тех случаях, когда они расторгли брак, прекратили совместное проживание и даже если находятся в разных государствах. Согласно ст. 10 Конвенции ООН "О правах ребенка" 1989г. в соответствии с обязательством государств-участников по п. 1 ст. 9 заявления ребенка или его родителей на въезд в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи, должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом. Государства-участники обеспечивают, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи. Конвенция "О правах Ребенка" от 20.11.1989г., принята Генеральной Ассамблеей ООН //ВВС РФ.1990.№45 Несовершеннолетний ребенок, родители которого проживают в разных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью и в соответствии с обязательством по п. 2 ст. 9 государства-участники уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. В отношении права покидать любую страну действуют только такие ограничения, какие установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц, и совместимы с признанными в названной Конвенции другими правами.
Конвенцией определен перечень лиц, с которыми ребенок имеет право на общение. К ним относятся:
- родители (если ребенок усыновлен, то он имеет право на общение с усыновителями);
- дедушка, бабушка со стороны, как матери, так и отца;
- братья, сестры, в том числе неполнородные;
- другие родственники (тети, дяди, двоюродные братья и сестры, прадедушки, прабабушки и др.).
Право на общение должно быть реализовано также в случаях расторжения брака между родителями или признания брака недействительным. Если ребенок усыновлен, то он может сохранить право на общение в соответствии с п. 3, 4 ст. 137 СК РФ. Если ребенок усыновлен одним лицом, то личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены с матерью, если усыновитель - мужчина, или с отцом, если усыновитель - женщина. Если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя.
Реализация права на общение возможна лишь при наличии желания ребенка и его родственников. Общение с ребенком является обязанностью исключительно родителей, для других родственников это право, но не обязанность (см. также комментарий к ст.67СК). Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации /
Под общ ред д юн П. В. Крашенинникова и к ю н, Заслуженного юриста РФ П. И. Седугина. -- 2-е изд, перераб. и доп. -- М Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА * М), 2001 -- 480 с
Обязанность и право родителей на общение с ребенком являются составляющей права и обязанности родителей по воспитанию ребенка. Однако в том случае, если родители или другие родственники отказываются от общения с ребенком, их нельзя к этому принудить.
Важное внимание уделим осуществлению права на общение ребенка со своими родственниками в случае нахождения в экстремальной ситуации. К таким ситуациям относятся задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении. Право на общение включает не только право на личное общение, но и на общение по телефону. Ограничение права ребенка на общение возможно только при наличии существенных причин (например, опасность для ребенка со стороны родственников). В соответствии со ст. 96 УПК РФ дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет об этом кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с санкции прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый, является несовершеннолетним. В соответствии со ст. 423 УПК РФ о задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей, несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого об этом незамедлительно извещаются его законные представители. Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ
В том случае, если родители уклоняются от общения с ребенком, попавшим в экстремальную ситуацию, и не оказывают ему помощь, необходимую для спасения жизни или здоровья, к ним могут быть применены нормы ст. 125 УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ об уголовной ответственности, согласно которой заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. В целях обеспечения права на защиту, общение при нахождении ребенка в лечебном учреждении ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 предоставляет право одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.
2.3 Выполнение обязанности обеспечить ребенка образованием
Основные обязанности и права родителей в сфере образования определяются Конституцией РФ ст.38,43,Законом РФ "Об образовании", в частности ст.14-19,52; Типовым положением об образовательном учреждении; Уставом образовательного учреждения. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования не только имеют права, но и несут юридические обязанности в отношении своих детей-учеников. Родители обучающегося, воспитанника обязаны:
- заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте;
- подать заявление при приеме ребенка в образовательное учреждение;
- оформить договор с дошкольным образовательным учреждением, если ребенок поступает в данное учреждение;
- оплачивать пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении;
- обеспечить получение детьми основного общего образования;
- отвечать за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования;
- выполнять устав образовательного учреждения;
- контролировать проведение перевода обучающегося в специальные (коррекционные) группы и классы, только с их согласия и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии;
- контролировать осуществление гражданским образовательным учреждением военной подготовки учащихся только с их согласия и на факультативной основе;
- контролировать проведение начальной профессиональной подготовки общеобразовательным учреждением только с их согласия и согласия их ребенка;
-контролировать привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой только с их согласия и согласия их ребенка;
- отвечать за ликвидацию, обучающимися, академической задолженности в течение следующего учебного года, если обучающиеся были переведены в следующий класс условно. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1Обязанности и права родителей не предусмотренные указанными документами, могут закрепляться в заключенном между ними и образовательным учреждением договором в соответствии с уставом данного учреждения. Как уже подчеркивалось ранее, образование является неотъемлемой частью процесса воспитания ребенка. При этом государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (п. 2 ст. 43 Конституции РФ).
Выполняя обязанность по получению детьми основного общего образования, родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом их мнения (п. 2 ст. 63 СК РФ). Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 2007г. также предоставляет родителям право выбора образовательного учреждения, где будет обучаться их ребенок, а также формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Таким образом, прежде всего от выбора родителей зависит, где и в какой форме их дети получат образование: очно, заочно, в форме экстерната, самообразования, семейного образования и др. Однако необходимо учитывать, что избранная форма образования должна соответствовать единому государственному образовательному стандарту. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, статья 10. Учет мнения ребенка при выборе учебного заведения и формы обучения обязателен независимо от возраста ребенка. Но, если, пожелания ребенка противоречат его интересам (например, ребенок не может обучаться в компьютерном классе из-за слабого зрения) либо не могут быть выполнены в силу объективных причин (уровень материальной обеспеченности семьи не позволяет обучать ребенка в платной школе), родители вправе поступить по своему усмотрению.
Информация о работе Родительские права и обязанности по воспитанию детей