Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:50, дипломная работа
в Семейном кодексе Российской Федерации, вызванными Конституцией РФ 1993 года. Отныне забота о детях, их воспитание рассматривается на конституционном уровне как равное право и обязанность родителей. Это обстоятельство диктует необходимость более пристального и глубокого анализа сущности и содержания, родительских прав в современной России. Кроме того, перенос акцента на права гражданина (ст. 17 Конституции РФ) обязывает к принципиально иному взгляду на институт родительских прав, предоставляемых родителям государством ради достижения главной цели - надлежащего воспитания подрастающего поколения.
Введение
Глава 1. Понятие и объем прав и обязанностей родителей
1.1 Классификация прав и обязанностей родителей
1.2 Принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей
Глава 2. Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей
2.1 Реализация права и обязанности воспитывать детей
2.2 Реализация прав на общение с ребенком
2.3 Выполнение обязанностей обеспечить ребенка образованием
2.4 Обязанность реализовать неимущественные права ребенка
2.5 Реализовать права и обязанности защиты интересов ребенка
Глава 3. Меры защиты и ответственности родителей
3.1 Ограничение в родительских правах и отобрание ребенка
3.2 Лишение родительских прав
3.3 Споры о передаче детей на воспитание и определение порядка участия в воспитании ребенка
Заключение
Список литературы
Известно, что в теории и на практике права принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках этой формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Эти действия называют самозащитой прав Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами // Журнал российского права - №6 - 2001г.. Защита семейных прав согласно ст.8 СК РФ осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ - государственными органами или органами опеки и попечительства.
Согласно ст. 56 СК РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
Когда ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное не длительное пребывание ребенка в подобных учреждениях, обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При отсутствии возможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью, либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.
Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, он, защищая права детей, использует следующие способы:
- предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142СК);
- предъявление в суд, орган опеки и попечительства, заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
- непосредственно участвует в рассмотрении судом, дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
- внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»); Федеральный Закон "О Прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1
- опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).
Органы внутренних дел МВД РФ участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции" Закон «О Милиции» от 18 апреля 1991 года N 1026-1 (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.07.2009 N 13-П, ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также Органы внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.
Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:
- предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
- осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
- организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.
Согласно ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Кроме этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.
В данное время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних, выполняет, как правило, один специалист (инспектор) по охране детства. Это обстоятельство приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило, связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом, у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем, предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:
- расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;
- введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите "прикрепляется" патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);
- составление Плана по защите ребенка - акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;
- распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);
-создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании, и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.
Ребенок может и сам лично (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия и исполнение такого права необходимо в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и содержанию его. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.
Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Однако даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.
Кроме защиты прав ребенка на национальном, региональном, местном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение
В настоящее время Российская Федерация обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в России. Единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты и ученые считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта "защиты" в активного субъекта.
Еще одним неотъемлемым международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.
При этом в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы. Значительное количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также - права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение. Дела такого характера против России также уже подаются.
Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье, не обращаются за помощью, заключается в том, что несовершеннолетние не знают, куда и по какому вопросу они могут обращаться. Поэтому необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы (уроки, ликбезы, консультации) по ознакомления детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях. Кроме того, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая норма предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети.
В целях реального улучшения положения детей в России было принято одноименное Постановление Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации - 13 октября 1997 г., №41 - Ст. 4705., в котором утверждался целый ряд программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Подобные программы, безусловно, продолжают действовать и сейчас, но, надо признать, что усилия, осуществляемые государством, часто малоэффективны, а потому необходимо выработать и обеспечить реализацию «просемейной» государственной политики, обеспеченной должным финансированием. Наше общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории. Оно ответственно за социальную и нравственную безопасность семьи Мамонов В.В. Обеспечение демографической безопасности - приоритетная задача Российского государства // Журнал российского права - № 6 - 2002г.
Итак, подведем итог по данной главе. Нашей задачей было рассмотреть основные механизмы реализации отдельных прав и обязанностей родителей, определенных законодательством Российской Федерации. Основной вывод из вышеизложенного таков, что государство путем юридического закрепления прав и обязанностей родителей и детей, стремится сделать их жизнь безопаснее, удобнее, спокойнее с учетом норм международного права и национальной специфики. Трудно переоценить значение родителей, семьи в образовании и воспитании человека, его становлении как личности и гражданина. Следует подчеркнуть, что для воспитания полноценного, здорового, счастливого ребенка родители должны реализовывать не только свои права, но и выполнять на сто процентов возложенные на них обязанности по воспитанию своих детей.
Глава 3. Меры защиты и ответственности родителей
3.1 Ограничение в родительских правах и отобрание ребенка
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы и методы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Именно так закон определяет осуществление родительских прав, и нарушение данных предпосылок влечет ответственность родителей, осуществляющие свои права и обязанности в ущерб правам и интересам своих детей, в виде лишения родительских прав или ограничения в родительских правах.
Лишение родительских прав - крайняя мера, применение ее не всегда целесообразно или возможно, хотя иногда и очевидно, что находиться ребенку с родителями (одним из них) опасно для его жизни, здоровья и воспитания. В подобных случаях в качестве меры защиты его прав и интересов суд может ограничить родительские права, приняв решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них). Если лишение родительских прав является мерой семейно-правовой ответственности и применяется при виновном противоправном поведении родителей, то ограничение родительских прав может быть как мерой ответственности, так и мерой защиты прав и интересов детей.
Ограничение родительских прав -- это отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав. Семейный Кодекс Российской Федерации от 8.12.1995 г. (с изм. и доп.
от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 30.06.2008 N 106-ФЗ) Ограничение родительских прав имеет двойной смысл для родителей и для самого ребенка.
Опасность, угроза, исходящая от родителей (одного из них), делает невозможным их личное участие в воспитании несовершеннолетнего. Прямая связь с опасностью означает, что следует как можно скорее отобрать ребенка у родителей. То же самое происходит, если родители (один из них) не могут и (или) не хотят оградить своего ребенка от существующей в семье угрозы, поскольку, в конечном счете, не имеет значения, каков источник ее возникновения. Результатом удовлетворения иска об ограничении родительских прав становится отобрание ребенка у родителей, утрата ими права воспитывать своего ребенка лично. Гаврилов СТ., Анисимов А.А., Середин А.А. Правовая защита семьи: Учебно-методические рекомендации, 2004. - С. 84.
Поэтому Семейный кодекс предусматривает случаи, связанные с отобранием детей у родителей независимо от лишения их родительских прав. Такое отобрание рассматривается в ст. 73Кодекса как ограничение родительских прав.
Наряду с лишением родительских прав, ограничение в родительских правах также направлено на защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей.
Однако, в отличие от лишения родительских прав как крайней меры, наступающих при виновных действиях родителей, ограничение родительских прав направлено на то, чтобы уберечь детей от опасности со стороны родителей.
Вопрос об ограничении в родительских правах по ст.. 73 СК возникает в случаях, если:
-оставление ребенка с родителями (одного из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, с течением тяжелых обстоятельств и другие);
-оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав. В этом случае, учитывая противоправность поведения родителей, закон установил, что если родители (один из них) не изменяют своего поведения, то орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав, обязан предъявить иск о лишении их родительских прав. Вместе с тем, если этого требует интересы ребенка, такой иск может быть подан до истечения этого срока.
С иском в суд, об ограничении родительских прав, могут обратиться: близкие родственники ребенка, т.е. дедушка и бабушка, братья и сестры, органы и учреждения, на которых законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних, т.е. органы опеки и попечительства, комиссии по делам не совершеннолетних, дошкольные образовательные, общеобразовательные и другие учреждения, которые имеют непосредственное касательство к ребенку, прокурор. Рассмотрение в суде дела об ограничении родительских прав происходит по правилам искового производства, т. е. иск подается в суд по месту нахождения ребенка. Дело может быть рассмотрено и в суде по месту жительства истца, если одновременно с иском об ограничении родительских прав он заявляет и требование взыскание алиментов на детей (ребенка). Дела об ограничении родительских прав по п. 4 ст. 73 Семейного кодекса рассматриваются с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства. По п. 5 ст.73 Семейного кодекса есть одна особенность. Она заключается в том, что если истец не требует взыскания алиментов при рассмотрении дела об ограничении родительских прав, суд сам решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них) либо усыновителей. После вступления судебного решения об ограничении родительских прав в законную силу родители утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Однако родители (один из них) не освобождаются от обязанности уплачивать алименты на детей (ребенка). Кроме того, за такими детьми сохраняется право на жилое помещение или право пользования им, а также имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства (п. З. ст.74 СК).
Если в результате рассмотрения дела в родительских правах ограничен только один из родителей детей (ребенка), то они остаются со вторым родителем при условии, что последний ведет нормальный образ жизни, продолжает проявлять заботу о них. При ограничении в родительских правах обоих родителей, дети (ребенок) передаются на попечение органа опеки и попечительства (п.4 ст.74 СК).
В отличие от лишения родительских прав, ограничение в родительских правах является временной мерой. Беспалов Ю. Основания и порядок лишения родительских прав // Российская юстиция. - 2000. - № 12. - С. 36.
Она представляет собой срок, определяемый таким родителям для изменения своего поведения в отношении детей (ребенка). Так как эта мера в будущем может быть отменена, чтобы дети (ребенок) не потеряли связь с родителями, предусмотрена возможность их контактов с родителями, ограниченными в родительских правах. Однако такие контакты допускаются только с согласия органа опеки и попечительства; опекуна (попечителя); приемных родителей; администрации учреждения, где находятся дети (ребенок). И они возможны только в том случае, если это не оказывает на ребенка вредного влияния (ст.75 СК).
Если родители (один из них), ограниченные в родительских правах, изменили свое поведение, если отпала какая-нибудь опасность, угрожавшая детям (ребенку), и т п., они вправе обратиться в суд с иском об отмене ограничения их родительских прав.
Установив в ходе разбирательства дела, что родители (один из них) действительно изменили свое отношение в отношении детей (ребенка), и что опасности для последних больше не существует, а также приняв во внимание мнение самих детей, суд может постановить решение, которым отменяет ограничение их в родительских правах, и разрешает возвратить им детей (ребенка) (ст.76 СК). Однако суд вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение детей (ребенка) родителям (одному из них) противоречит его интересам. В жизни детей (ребенка) могут возникнуть обстоятельства, когда нахождение в семье с родителями (одним из них) или у других лиц, на попечение которых они находятся, становится опасным, т. е. появляется непосредственная угроза их жизни и здоровью. В этих случаях орган опеки и попечительства, видя, что такая угроз реальна, в силу ст.77 СК вправе немедленно отобрать у них (одного из них) детей (ребенка). Такие их действия возможны на основании соответствующего акта органа местного самоуправления. При отобрании детей (ребенка) орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить об этом прокурора; обеспечить временное устройство ребенка; подать в суд иск о лишении родительских прав или ограничении в родительских правах.
При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, прокурор и орган опеки и попечительства должен обязательно принимать участие в судебном заседании, независимо от того, кем заявлено требование, направленное на защиту прав и интересов ребенка. К спорам, связанным с воспитанием детей, относятся дела:
о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;
об осуществлении родительских прав родителями, проживающими отдельно от ребенка;
об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников;
о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения;
о возврате опекунами (попечителями) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных к тому оснований;
о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения;
о лишении родительских прав;
о восстановлении в родительских правах;
об ограничении родительских прав;
об отмене ограничения родительских прав;
об установлении усыновления;
об отмене усыновления.
Условия и порядок принудительного исполнения решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, определены нормами гражданского процессуального законодательства и Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года "Об исполнительном производстве".
3.2 Лишение родительских прав
Лишение родительских прав - это санкция, применяемая в тех случаях, когда здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка подвергается опасности вследствие применения родителями неправомерных способов осуществления родительских прав, недостойного их поведения или злостного уклонения от выполнения родительских обязанностей.
Лишение родительских прав - мера крайняя. Прежде всего, неблагополучной семье пытаются помочь, но когда интересы ребенка под угрозой и доверить его дальнейшее воспитание родителям никак нельзя, принимается решение о лишении таких родителей родительских прав.
Лишение родительских прав является исключительной и высшей мерой семейно-правовой ответственности за виновное невыполнение родительских обязанностей. Лишение родительских прав допускается только по основаниям и в порядке, установленном законом. Беспалов Ю. Основания и порядок лишения родительских прав // Российская юстиция. - 2000. - № 12. - С. 45.
Основанием лишения родительских прав, является уклонение от выполнения родительских обязанностей. Как предусмотрено ст. 69 СК, родители могут быть лишены родительских прав, если будет установлено, что они (один из них) уклоняется от выполнения родительских обязанностей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по надлежащему воспитанию детей может выражаться:
-в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду, отказе без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного и воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или других аналогичных учреждений;
-злоупотребление своими родительскими правами. Под злоупотреблением родительскими правами понимается использование этих прав в ущерб интересам детей, например, создание препятствий к обучению, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т. д.;
-жестоком обращении с детьми: если родители осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; жестокое обращение с детьми может выражаться и в применении недопустимых аморальных способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство или
эксплуатации детей). Жестокое обращение с детьми - физическое (избиение, пытки, лишение свободы), а также психическое (унижение, запугивание) насилие над ребенком;
-в том, что родители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией. Эти заболевания родителей должны быть подтверждены соответствующим медицинским заключением. Лишение родительских прав по этому основанию может быть произведено независимо от признания ответчика ограниченно дееспособным;
-в совершении умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей, либо против жизни или здоровья супруга.
Лишение родительских прав по п.1 ст. 70 СК происходит в судебном порядке. Перечень лиц, которым предоставлено право, требовать возбуждение судом дел о лишении родительских прав, определен законом.
В перечень этих лиц входят: один из родителей ребенка; лица, заменяющие родителей, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители; прокурор; органы и учреждения, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, в частности, органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дома ребенка, школы- интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, интернаты для детей с физическими недостатками и др. Дела о лишении родительских прав рассматриваются судами в порядке искового производства с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительств; (п. 2 ст. 70 СК). См. Приложение №2 Считая доказанным обстоятельства, указанные в исковом заявлении, и только в случае установления виновного поведения родителей, суд выносит решение о лишении родителей (одного из них) родительских прав и одновременно разрешает вопрос о взыскании с них алиментов на ребенка (детей) (ст. 70 СК). После вступления решения в законную силу суд обязан по п.5 ст. 71 СК в трехдневный срок направить выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации и рождения ребенка. Если в ходе разбирательства дела судом будут установлены в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, суд обязан уведомить об этом прокурора (п.4 ст. 70 СК). Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М., Юридический Дом Юстицинформ, 2003.
Однако не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие своих родительских обязанностей вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по причинам, от них не зависящим (например, психическое расстройство или иное хроническое заболевание, за исключением лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией). В таких случаях, а также когда при рассмотрении дела не будет установлено достаточных оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав, суд может вынести решение об отобрании ребенка и передаче на попечение органов опеки и попечительства при условии, что оставление ребенка у родителей опасно для него.
В исключительных случаях, при доказанности виновного поведения родителя, суд с учетом характера его поведения, личности и других конкретных обстоятельств, вправе отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав и предупреждает ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением им родительских обязанностей.
Вынесение решения о лишении родительских прав влечет за собой утрату родителями (одним из них) не только тех прав, которые они имели до достижения детьми совершеннолетия, но и других, основанных на факте родства с ребенком, вытекающих как из семейных, так и иных правоотношений. К таким правам, в частности, относятся следующие права:
на воспитание детей;
на защиту их интересов;
на истребование детей от других лиц;
на дачу согласия либо отказ в даче согласия передать ребенка на усыновление;
на дачу согласия, на совершение детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет сделок (за исключением сделок, при совершении которых они вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей);
-распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
-в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки; на ходатайство об ограничении или лишении ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
-давать согласие на эмансипацию несовершеннолетнего; получать содержание от совершеннолетних детей;
-получать пенсионное обеспечение после смерти детей;
-получать льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Однако лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своих детей (ребенка). Помимо того, дети (ребенок) сохраняют за собой право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004)
(ред. от 27.09.2009) также имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. Если будет установлено, что родители (один из них), лишены родительских прав, систематически нарушают правила общежития, то суд в порядке, установленном жилищным законодательством, решает вопрос о дальнейшем совместном проживании (одного из них) с детьми. Если, лишенные родительских прав и ребенок (дети) проживают в соответствии с договором социального найма в жилых помещениях государственного или муниципального жилищного фонда совместно и родители (один из них) систематически нарушают правила общежития, из-за чего проживание с ними ребенка (детей) признается невозможным, а меры предупреждения и общественного воздействия, принимаемые к ним, оказались безрезультатными, то суд может выселить их из квартиры без предоставления другого жилого помещения. Говоря о том, что лицо, лишенное родительских прав, утрачивает и право получать назначенные детям пенсии, пособия, иные платежи, а также алименты, взысканные на ребенка, суд после вступления в законную силу решения о лишении родительских прав направляет его копию органу, производящему указанные выплаты, или в суд по месту вынесения решения о выплатах для обсуждения вопроса о перечислении платежей на счет детского учреждения или лицу, которому передан ребенок на воспитание.
Если лицо, лишенное родительских прав, изменило свое поведение, образ жизни (или) отношение к воспитанию ребенка в лучшую сторону и это оно может подтвердить официальным заключением органа опеки и попечительства, то возможно восстановление данного лица в родительских правах, (п.1 ст. 72 СК).
Следует иметь в виду, что восстановление в родительских правах допускается только в том случае, когда этого требуют интересы ребенка. Кроме того, если поставлен вопрос о восстановлении в родительских правах в отношении ребенка, достигшего десятилетнего возраста, то оно возможно только с согласия ребенка (абз.2 п.4 ст. 72 СК). Восстановить в родительских правах также нельзя, если ребенка (детей) усыновили другие лица, и усыновление не отменено в установленном порядке (абз. 3 п.4 ст. 72 СК).
3.3 Споры о передаче детей на воспитание и определение порядка участия в воспитании ребенка
К сожалению, данная тема близка очень многим родителям. На разногласиях в вопросах воспитания ломается немало копьев. Несоответствие взглядов на воспитание детей может привести даже к развалу семьи, после чего споры не утихают, а разгораются с новой силой. Два родителя, являясь одновременно законными представителями ребенка, не могут найти общий язык даже в непринципиальных вопросах. К желанию "сделать, как лучше" часто примешивается желание самоутвердиться, отомстить за прошлые обиды, манипулировать ребенком в своих личных целях. Конечно, чаще всего, в силу различных причин, ребенок остается с матерью, и именно от позиции матери во многом зависит, как сложатся отношения между бывшими супругами по вопросам воспитания их детей. Но, часто и отцы используют данные им законом права для выяснения личных отношений с бывшей женой, расспросов ребенка о личной жизни матери, сведению счетов. Часто отцы после развода вовсе не выполняют свои родительские обязанности по воспитанию и содержанию, либо выполняют их нерегулярно и стихийно, "по вдохновению", не понимая или не желая понимать, что ребенок нуждается в полноценном и регулярном общении с отцом, а также в его материальной поддержке вплоть до совершеннолетия. Именно поэтому мне бы хотелось в этом параграфе разъяснить права и обязанности сторон, порядок разрешения споров в таких конфликтах, тем более что данные вопросы, судя по темам в конференциях, волнуют многих и многих.
Материалы по данной тематике подготовлены на основе семейного законодательства России, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, правоприменительной практики. Однако надо иметь в виду, что даже в судебных органах лица, участвующие в разрешении споров, связанных с воспитанием детей, могут столкнуться с нарушением своих прав. Знание закона в такой ситуации просто необходимо, поэтому нужно восполнить пробелы в знаниях родителей и других заинтересованных лиц для правильного и грамотного разрешения конфликтов. Не нужно также забывать о том, что мирное соглашение сторон в таких ситуациях предпочтительнее. Во-первых, потому, что "худой мир лучше доброй ссоры", во-вторых, дети волей и неволей оказываются втянутыми в противостояние сторон и это неизбежно отражается на их психике, а в-третьих, никакой судья и орган опеки не в состоянии распутать сложный клубок отношений в семье, если члены этой семьи (пусть даже и бывшие) не хотят взаимодействовать друг с другом. Также не стоит забывать и о том, что, к сожалению, реально исполнить решение суда по делам данной категории не всегда удается.
К спорам, связанным с воспитанием детей, подведомственным судам (т.е. когда спор рассматривается судом) относятся:
1. споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;
2. об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;
3. об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников;
4. о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения;
5. о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований;
6. о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения;
7. об установлении усыновления;
8. об отмене усыновления;
9. о лишении родительских прав;
10. о восстановлении в родительских правах;
11. об ограничении родительских прав;
12. об отмене ограничения родительских прав.
В первой части мы остановимся подробнее на спорах по воспитанию, указанных в пунктах 1-6.
Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей (независимо от того, состоят они в браке или нет) устанавливается соглашением родителей. В случае если, родители не могут прийти к соглашению по данному вопросу, место жительства ребенка определяется судом. Суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей. Однако, как подчеркивает постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998г. №10, само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998г. №10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"//Сборник постановлений Верховных судов РФ по гражданским делам.М.,1999 Надо иметь в виду, что суды при разрешении такого рода споров исходят из принципа, что малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучен с матерью. Если ребенок достиг 10-летнего возраста, то учет его мнения по вопросу, с кем он хочет жить, обязателен, за исключением тех случаев, когда это противоречит интересам ребенка. То есть суд может принять решение вопреки желанию ребенка в тех случаях, когда родитель, с которым хочет проживать ребенок, вовлекает его в пьянство, занятие проституцией, бродяжничество, воспитывает его на принципах, не соответствующих нормам морали и нравственности. Все эти обстоятельства тщательно изучаются судом на основании представленных доказательств. Желание ребенка проживать с одним из родителей выявляется путем опроса ребенка в присутствии педагога, классного руководителя и т.п., в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе суд выясняет, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей (других заинтересованных лиц), осознает ли ребенок свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает.
По спорам об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, родители должны знать, что они имеют право заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Таким соглашением может устанавливаться продолжительность и периодичность встреч с ребенком отдельно проживающего родителя, место этих встреч, график встреч и т.п. Если родители к такому соглашению прийти не могут, то по требованию одного из родителей спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства.
Суд определяет порядок общения ребенка с отдельно проживающим родителем Судебная практика по семейным спорам / Составитель П.В. Крашенинников. М., 2005. с учетом обстоятельств каждого конкретного дела, исходя из права такого родителя на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, а также из необходимости защиты прав и интересов ребенка при общении с этим родителем. Так, в случае, когда встречи с отдельно проживающим родителем наносят ребенку серьезные психические травмы, и он становится раздражительным, нервным, такие обстоятельства непременно учитываются судом при вынесении решения. Лишь в исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред физическому и психическому здоровью ребенка и его нравственному развитию, суд вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения. Определив порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, суд предупреждает другого родителя о возможных последствиях невыполнения решения суда. Невыполнение ответчиком решения суда или создание им препятствий для его исполнения, несмотря на применение к виновному родителю предусмотренных законом мер, может явиться основанием для удовлетворения требования родителя, проживающего отдельно от ребенка, о передаче ему несовершеннолетнего.
Надо подчеркнуть, что Верховный Суд РФ обязал в 1998 году нижестоящие суды при вынесении решения о расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, принимать меры к защите интересов несовершеннолетних детей независимо от того, возбужден ли спор о детях. Суд в этих целях обязан разъяснять сторонам, что отдельно проживающий родитель имеет право и обязан принимать участие в воспитании ребенка, а родитель, с которым проживает несовершеннолетний, не вправе препятствовать этому. В случае споров об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (дедушек, бабушек, братьев, сестер и других родственников), орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению и предоставлять близким родственникам свидания в установленном этим органом порядке.
Право на общение с ребенком его близких родственников даже отдаленной степени родства, а не только дедушки и бабушки, является новеллой в действующем Семейном кодексе. Родителям надо учитывать, что закон не возлагает на дедушку и бабушку, других родственников обязанность по воспитанию детей. Такая обязанность у них возникает только в случае, если они назначены в качестве опекунов или попечителей. Если после вынесения решения органом опеки и попечительства родители (один из них) продолжает препятствовать общению с ребенком, то близкие родственники, чьи права нарушены, либо орган опеки и попечительства, вправе обратиться с иском в суд для устранений препятствий к общению с ребенком. Суд при вынесении решения по такого рода спорам руководствуется, прежде всего, интересами ребенка и его мнением.
Бывают и такие случаи, когда в силу действий со стороны отдельных лиц или учреждений по различным причинам ребенок не возвращается родителям. Такие ситуации могут сложиться, когда ребенок временно передается на воспитание друзьям, родственникам, опекуну, в детское учреждение в связи с тем, что родители временно не могут осуществлять уход за ребенком (в силу болезни, длительной командировки и т.д.). В этом случае, если по просьбе родителей ребенок не возвращается, возникает спор о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения, который разрешается судом. См. Приложение 3 В силу закона родители имеют преимущественное право перед другими лицами на воспитание своих детей и могут требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда. Но суд может оставить иск без удовлетворения, если установит, что передача ребенка родителям противоречит интересам несовершеннолетнего. Мнение ребенка по этому вопросу также учитывается в соответствии с положениями Семейного кодекса. При разрешении данного спора, суд оценивает реальную возможность родителей (родителя) обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений ребенка с родителями, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителями, а также лицами, у которых фактически находится и воспитывается ребенок. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, которые удерживают ребенка, не в состоянии обеспечить ему надлежащее воспитание и развитие, суд одновременно с отказом в иске выносит определение о передаче ребенка на попечение органам опеки и попечительства с тем, чтобы был выбран наиболее приемлемый способ устройства его дальнейшей судьбы.
Право, сходное с правом родителей требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда, предоставлено опекунам, попечителям и приемным родителям. Эти лица имеют право по суду решать спорные вопросы о возврате опекунам (попечителям) и приемным родителям ребенка от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований. Причем, такое право указанные лица могут реализовать даже в том случае, если ребенок удерживается близкими родственниками. Как и во всех спорах, связанных с воспитанием детей, при рассмотрении дела в суде к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Суд с учетом мнения ребенка вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребенка родителям противоречит его интересам.
Таким образом, делая вывод по данной главе можно говорить о том, что тема правовых последствий неисполнения родителями своих прав и обязанностей в данное время является очень актуальной. Эти последствия проявляются как в форме лишения родительских прав, так и в форме ограничения родительских прав. Все споры, возникающие по этим вопросам, разрешаются судебными органами. И надо заметить, что дела такой категории, рассматриваются судебными органами неоднозначно и нелегко. Так как участниками таких процессов выступают родители и их дети, а это семейные отношения, зародившиеся далеко в древности, поэтому лучше самих участников этих отношений в их делах никому не разобраться.
Заключение
Нашей задачей было рассмотреть, основные механизмы реализации отдельных прав и обязанностей родителей по воспитанию своих несовершеннолетних детей, определенных законодательством Российской Федерации. Основной вывод из вышеизложенного таков, что государство путем юридического закрепления прав и обязанностей родителей и детей, стремится сделать их жизнь безопаснее, удобнее, спокойнее с учетом норм международного права и национальной специфики. Права и обязанности родителей возникают при рождении ребенка. Семейный кодекс РФ 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ Права и обязанности родителей имеют свои принципы осуществления. В соответствии с Семейным кодексом, родители обязаны не только воспитывать детей, как это было до этого в Кодексе о браке и Семье, но и имеют на это право. Трудно переоценить значение родителей, семьи в образовании и воспитании человека, его становлении как личности и гражданина. Следует подчеркнуть, что для воспитания полноценного, здорового, счастливого ребенка родители должны реализовывать не только свои права, но и выполнять на сто процентов возложенные на них обязанности по воспитанию своих детей.
Права и обязанностей родителей и детей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением как родительских прав, так и родительских обязанностей, а также прав и обязанностей детей дело обстоит благополучно. Родители являются самыми близкими людьми для детей, реализующие их права и свободы. В число прав (обязанностей) родителей, входит:
- равенство прав и обязанностей родителей (ст. 61 СК);
право (обязанность) по воспитанию и образованию детей (ст. 63 СК);
право (обязанность) по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК);
право (обязанность) на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников (ст. 67 СК);
право (обязанность) по содержанию детей (ст. 80 СК);
Надлежащее достойное воспитание и образование ребенка, забота о нем, немыслимы без необходимых материальных средств, их обеспечивающих. Содержание детей является совместной обязанностью родителей, независимо от того, живут они совместно или раздельно. Сюда входят расходы на питание, одежду, образование, развитие, лечение и уход за ребенком. Они зависят от возраста ребенка, состояния его здоровья и других индивидуальных особенностей его развития.
В случае недолжного исполнения родительских прав в ущерб правам и интересам ребенка, возникают правовые последствия. Такие последствия проявляются как в форме лишения родительских прав, так и в форме ограничения родительских прав. Все споры, возникающие по этим вопросам, разрешаются судебными органами. И надо заметить, что дела такой категории, рассматриваются судебными органами неоднозначно и нелегко. Так как участниками таких процессов выступают родители и их дети, а это семейные отношения, зародившиеся далеко в древности, поэтому лучше самих участников этих отношений в их делах никому не разобраться.
Необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы, уроки, консультации по конституционному и семейному праву, ведь например, есть же такие уроки ознакомительные, касающиеся Правил дорожного движения. Нужно с раннего возраста ребенку, детям разъяснять их конституционные, семейные, гражданские права, ведь эти дети, в скором времени повзрослев, сами станут родителями. А чему могут научить родители, не имеющие представления о своих правах и обязанностях. Я думаю, что проблемы по вопросам реализации прав и обязанностей родителей, закладываются на начальном уровне жизни человека. Ведь, в общем то можно говорить о том, что наше общество юридически безграмотное. У нас нет реального гражданского общества. Управленческой «элитой» созданы все условия для системного нарушения Конституционных прав родителей на участие в воспитании своих детей, а эта проблема снова вытекает от юридической безграмотности наших граждан. И такие пробелы надо устранять, как на государственном уровне, региональном, так и на местном. Нужно относиться к жизни человека, а тем более ребенка как, к чему то, наиболее ценному в нашем мире. Общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории.
Проблема, рассмотренная в работе, заслуживает дальнейшей разработки.
Во-первых, нужно на законодательном уровне ввести образовательные программы в школах, детских садах и т.д. по изучению основных конституционных, гражданских, семейных прав детей. Ведь эти отрасли права затрагивают основные личные неимущественные права детей.
Во- вторых, нужно к проблемам семьи и детей активно привлекать общественность. Надо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, способствующие укреплению семейных уз между родителями и детьми.
В- третьих, можно даже ввести на организациях и предприятиях по инициативе руководства, профсоюза, где работают родители детей, специальные лекции по правам и обязанностям родителей, ведь основное время люди проводят на работе, это было бы хорошей новеллой. Если проводить такие лекции, хотя бы один раз в год, мне кажется, это уже будет большим плюсом в понимании родителями своих прав и обязанностей по отношению к своим детям.
В- четвертых, в связи с реформой местного самоуправления, у местных органов власти полномочия расширились. Мне кажется в связи с этим, органам местного самоуправления, как в городах, так и в селах нужно брать инициативу в свои руки, наиболее активно изучать и анализировать проблемы, существующие в семье между родителями и детьми, выявлять эти проблемы, а потом эффективно их решать. Надо создавать конкретные, рациональные программы, касающиеся проблем семьи.
В- пятых, в целях эффективного взаимодействия учебных заведений и органов внутренних дел по ранней профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, выявлению родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей, фактов жестокого обращения с детьми предусмотреть введение в учебных заведениях штатной единицы освобожденного педагога-воспитателя;
В-шестых, расширить сеть специализированных учреждений (приютов) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и помощи со стороны государства;
В-седьмых, разграничить права и обязанности по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;
Рассмотрев и проанализировав проблему правовых последствий неисполнения родителями своих прав и обязанностей, можно говорить о том, что;
Во-первых, абсолютное большинство норм семейного законодательства рассчитано на граждан с позитивной направленностью, а субъекты семейного неблагополучия не воспринимают их вообще. Безусловно, для большинства родителей, применение таких мер семейно-правовой ответственности как лишение или ограничение родительских прав является действительно исключительными, а, следовательно, и высокоэффективным наказанием. Но в силу того, что указанные меры применяются к лицам деморализованным, утратившим понятие ценности отцовства и материнства, они не только не достигают ожидаемого эффекта, но и окончательно снимают с родителей ответственность за воспитание детей. В настоящие время цель защиты интересов ребенка от противоправного поведения со стороны родителей считается достигнутой, если будет предотвращено отрицательное влияние такого поведения на детей, т.е. система права не предусматривает каких-либо мер по отношению к родителям из неблагополучной семьи после достижения этой цели.
Таким образом, ликвидация семейного неблагополучия сводится пока лишь к устранению отрицательного влияния на несовершеннолетних членов семьи.
Во-вторых, Семейный кодекс предоставил ребенку право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц их заменяющих), а также в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения с их стороны обязанностей по воспитанию и образованию несовершеннолетнего.
Своеобразие такой постановки вопроса вызвана тем, что чаще всего дети в семье страдают по вине родителей, что обнаружить совсем непросто. Причем, обратиться за защитой в органы опеки и попечительства может несовершеннолетний любого возраста, а в суд лишь тот, кому исполнилось четырнадцать лет. С одной стороны, закон предоставляет право подростку обратится с иском в суд в защиту своих прав, нарушаемых родителями, а с другой стороны не включает его в перечень истцов по делу о лишении родительских прав. Семейный кодекс эту коллизию никак не разрешает. На мой взгляд, в этой ситуации необходимо обратиться к процессуальному законодательству, которое предоставляет, в случаях предусмотренных законом, по делам, возникающим, из брачно-семейных правоотношений, несовершеннолетнему право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы.
В-третьих, вот уже не один год правоведами предлагается внести в Уголовный кодекс норму, предусматривающую для родителей, совершивших умышленное преступление против своих детей, дополнительную меру наказания - лишение родительских прав. Это связано с тем, что совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей является самостоятельным основанием для лишения родительских прав. И достаточно приговора суда по этому факту, чтобы суд удовлетворил иск о лишении родительских прав. Но на сегодняшний день ситуация выглядит так, что если после приговора суда никто из лиц, перечисленных в СК, не обращается с иском в суд о лишении родительских прав, то после отбытия наказания такой родитель возвращается в семью и, как правило, продолжает свои издевательства. Но, несмотря на все это, соответствующие изменения в уголовное законодательство внесены не были. Скорее всего, это связано с тем, что лишение родительских прав это мера семейно-правовой ответственности, а поэтому подлежит рассмотрению только в порядке гражданского судопроизводства.
В-четвертых, не совсем понятна позиция судей в отношении такого основания лишения родительских прав, как злостное уклонение от уплаты алиментов. Чтобы суд удовлетворил иск по этому основанию, требуется приговор суда о привлечении родителя по ст.157 УК: злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Но чаще всего оснований для привлечения родителя к уголовной ответственности не достаточно, а к гражданской в виде лишения родительских прав нет возможности, т.к. отсутствует приговор суда. Получается замкнутый круг. На мой взгляд, достаточно убедиться в постоянном стремлении уклониться от уплаты алиментов, материальной поддержки своих детей, чтобы суд удовлетворил иск по этому основанию, т.к. одна из первейших обязанностей родителей это обязанность по содержанию своих несовершеннолетних детей.
Список нормативных актов и использованной литературы
1. Всеобщая декларация прав человека 1948г//СЗ РФ,1991,№39
2. Европейская конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950г.//СЗ РФ,1990,№32
3. Конвенция "О правах Ребенка" от 20.11.1989г., принята Генеральной Ассамблеей ООН //ВВС РФ.1990.№45
4.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Инфра-М,2004
5. Семейный Кодекс Российской Федерации от 8.12.1995 г. (с изм. и доп.
от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 30.06.2008 N 106-ФЗ)
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009)
7.Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004)
(ред. от 27.09.2009)
8. Постановление Правительства Российской Федерации (от 09.09.93 № 909) "О федеральной программе "Дети России".
11. Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. №124-ФЗ (ред. от 28.04.2009г.)
12. Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1(с изм. от 01.12.2007г)
13. 10. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995г. N 81-ФЗ (с изм. и доп. 24 июля 2009г.)
14. Федеральный закон от 31 мая 2002г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями с изменениями от 11 ноября 2003г., 2 ноября 2004г., 3 января, 18 июля 2006г., 1, 4 декабря 2007г., 1 октября, 30 декабря 2008г., 28 июня 2009г.)
15.Федеральная целевая программа образования на 2006-2010гг. Пост. Правительства РФ от 23.12.2005 № 803
16. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 17 ноября 2002 года N 138-ФЗ.
18.КоАП, УК "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации", от 24.07.1998 // СЗ,2003,№15
19. Татарстанский закон «Об образовании» от 1993г.(с изм. и доп. 2008 года.)
20. Закон «О Милиции» от 18 апреля 1991 года N 1026-1 (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.07.2009 N 13-П
22. «Комментарий к Семейному кодексу РФ» Пчелинцева Л.М., //М.,Норма, 2006
23. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации /
Под общ. ред. д. ю.н П. В. Крашенинникова и к. ю. н. заслуженного юриста РФ П. И. Седугина. -- 2-е изд, перераб и доп -- М. Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА * М), 2001 -- 480 с
24. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации - 13 октября 1997г., №41 - Ст. 4705.
25. Кодекс о браке и семье РСФСР от 01.11.69г.// «Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1969г., №32, Ст.1086.
Статьи, монографии
26. Антокольская М.В. Учебник Семейное право. - М.: Юристъ, 2002г. - 336 с.
27.Антокольская М.В. Семейное право.- М.: Юрист,2005.
28.Агарков М.М. Гражданское право.-М. Юридическое издательство НКЮ СССР,1944.
29.Алексеев С.С. Теория права. - М.: 1995.
30. Беспалов Ю. Ф. Судебная защита прав ребенка 1997
31. Беспалов Ю. Основания и порядок лишения родительских прав // Российская юстиция. - 2000. - № 12. - С. 36.
32. Беспалов Ю.Ф. Семейное право.- М.: изд. Закон и право, 2009
33.Встреча В.В. Путина с Святейшим Патриархом Всея Руси Алексием 19.11.2007г. - М: Изд.дом «Про- пресс».
34. Гаврилов СТ., Анисимов А.А., Середин А.А. Правовая защита семьи: Учебно-методические рекомендации, 2004. - С. 84.
35.Гришин И.П., Гришина И.И. Семейное право. Вопросы и ответы. -М.: Ю.,2001.
36.Звягинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу. Институт частного права,2008.
37.Илларионова Т.И. «Гражданское право» учебник для вузов. - М.: Инфра, 1998.
38. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Учебник. / Отв. ред. Л., Издательство ЛГУ. 1971. Т.1. 472 стр.
39. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М., Юридический Дом Юстицинформ, 2003.
40.Кружалова Л.В., Справочник юриста по семейному праву. - М., 2003.
41. Кузнецова И.М. Семейное право: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 118 с.
42. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. - М., 2002. - 485 с.
43.Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Издательство БЕК, 2002, 553 с.
44.Левушкин А.Н. Имущественные права и обязанности родителей: ответственность за их нарушение в российской семье // Семейное и жилищное право. 2005. №3.
45. Мамонов В.В. Обеспечение демографической безопасности - приоритетная задача Российского государства // Журнал российского права - № 6 - 2002г.
46.Матузов Н.И. теория государства и права, учебник.-2-Е ИЗД.-М.: Юристъ,2005
47.Нечаева A.M. Семейное право. Курс лекций. М, 2002.
48.Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2006.
49.Педчак Е. П. «Федеральный закон об образовании и правах ребенка с комментариями» Р. н/Д. 2002г.
50.Рабец А. М. Проблемы укрепления нравственных начал в нормах о личных неимущественных правах и обязанностях родителей и детей // Семейное и жилищное право. 2003. № 1
51.Рясенцев А. Советское семейное право учеб. Юрид. Лит. 1982г.
52.Сорокин С. Конвенция ООН «О правах ребенка» //Российская
юстиция,1999, №6, с.38-39.
53.Сорокин С. Имущественные права ребенка в семье // Российская юстиция. 2000. № 2.
54.Судебная практика по семейным спорам / Составитель П.В. Крашенинников. М., 2005.
55.Смирнова И. Дети России: список нормативных актов по правам ребенка //Правозащитник,1999, №1, с.30-36
56. Тарановский Е. Очерк развития личных прав // История науки и техники. № 5. 2003. С. 52 - 60.
57. Треушников М.К. Гражданский процесс. Учебник. - М.: ООО «Городец - Издат», 2003. - 720 с.
58.Фирсов М.В., История социальной работы в России // М., ВЛАДОС, 1999
59.Хлобустов О. Права человека: история и современность // Диалог, 1998, № 11
60.Шнекендорф 3. К. Приоритет, достойный человечества. К 10-летию Конвенции о правах ребенка // Педагогика, 1999, № 8
61. Эрделевский А.М. Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", - М., 2001. - С. 118.
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998г. №10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"//Сборник постановлений Верховных судов РФ по гражданским делам.М.,1999
2. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 04 сентября 2000 года №9 "О порядке установления согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста на усыновление"// ВВС РФ. 2001. №6
3. Постановления Пленумов Верховных Судов РФ по гражданским делам. М.,
2001г.//ВВС РФ. 2001.№5
4. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 2000 года №10 "О
применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с
воспитанием детей"// ВВС РФ. 2002.№8
5.Постановление Пленума Верховного суда РФ от 25 октября 2004 года № 9 "О порядке рассмотрения дел об установлении отцовства"// ВВС РФ.2005. №3
6. Бюллетень Верховного суда Российской федерации от 2007г., № 2
7. Бюллетень Верховного суда Российской федерации 0т 2007г., № 8
8. «Бюллетень Верховного суда Российской Федерации» от 2008г.,№ 2
9. « Бюллетень верховного суда Российской Федерации» от 2008г., № 8
10. Архив Бавлинского районного суда за 2007г, решение от 09.03.07
Информация о работе Родительские права и обязанности по воспитанию детей