Воспитание трудных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении особенностей воспитания трудных детей в современном обществе.
Исходя из целей курсовой работы, перед нами стоят следующие задачи:
• рассмотреть общие представления о «трудных» детях;
• раскрыть понятие «трудных» детей, «трудновоспитуемость»;
• описать основные причины невосприимчивости к воспитанию;
• расписать классификацию типов личности «трудных» детей
• какая воспитательная работа проводиться с «трудными» школьниками

Оглавление

Введение 3
1. Общие представления о «трудных» детях 5
1.1 Раскрытие понятий «трудные» дети, «трудновоспитуемость» 5
1.2 Основные причины невосприимчивости к воспитанию 7
2. Основные особенности в воспитании «трудных» детей 10
2.1 Классификация типов личности «трудных» детей 10
2.2 Воспитательная работа с «трудными» школьниками 15
Заключение 22
Список использованной литература 24

Файлы: 1 файл

Воспитание трудных детей.docx

— 56.74 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение           3

 

1. Общие представления о «трудных» детях     5

    1. Раскрытие понятий «трудные» дети, «трудновоспитуемость»  5
    2. Основные причины невосприимчивости к воспитанию   7

 

2. Основные особенности в воспитании «трудных» детей   10

2.1 Классификация типов личности  «трудных» детей    10

2.2 Воспитательная работа с «трудными»  школьниками   15

 

Заключение          22

 

Список использованной литература      24

 

 

Введение

 

Актуальность  данной темы курсовой работы является то, что несмотря на общий внешний рост экономического благополучия большинства семей, массу законов о семье, конвенцию о правах ребенка количество детей, покинувших семьи и пополнивших ряды беспризорников растет. Поэтому в работе дана попытка объединить работу школы, учителя, семьи по предупреждению педагогической запущенности детей и найти наиболее реальные пути совместной работы.

Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные  шаги, складывает из забавных сочетаний  звуков первые слова.… Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает  его уже в начале пути, сколько  неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых подчас сильно деформирует слабый «росток», наносит ущерб, и подчас непоправимый, его организму, заставляет развиваться  в нежелательном направлении  его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и интеллектуальный рост. Какою болью отзываются в  нас слова: трудные дети, дефективный  ребенок, аномальный малыш.

Воспитание  трудных подростков никогда не было и не будет легкой задачей. Разные родители пользуются для решения  этой задачи различными подходами. Бесспорно, важно следовать тому, что считается  правильным, но есть некоторые рекомендации, которым необходимо следовать, чтобы  помочь родителям пройти через все  это, а также понять, что они  не единственные, кто находится в  такой ситуации. Подростковый возраст  длится не вечно, поэтому не следует  зацикливаться на том, что ребенок  навечно останется трудным подростком. Вместо этого, необходимо сконцентрировать свои силы и внимание на том, чтобы  помочь ребенку справиться с имеющимися у него проблемами.

В последнее  время о трудных школьниках пишется  и говориться немало. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали модными  словами. Считается, что большинство  несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.

Когда говорят  о трудных детях, обычно имеют  в виду педагогическую трудность. При  этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность  работы с этими детьми и не рассматривается  вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений  с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько  не могут хорошо учиться и вести  себя должным образом.

Многие  родители, как и многие учителя, думают, что хорошим можно стать, изучив специальную литературу или овладев  какими-то особыми универсальными методами воспитания. Несомненно педагогические, психологические, методические знания необходимы, но этого мало. Можно  ли назвать хорошими тех родителей  или учителей, которые никогда  не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступать и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение своих детей, учеников в различных ситуациях, но и дальнейшую судьбу.

Большинство родителей и учителей желают своим  детям, ученикам только хорошего, поменьше невзгод, тревог, болезней и стараются  оберегать, удерживать от плохих поступков, вредных привычек, дурных примеров, неблагоприятного влияния улицы. Очень  часто эти действия рассогласованы; родители – одно, а учитель, школа  – другое. Рассогласованность действий приводит к росту беспризорности, наркомании, хулиганства, и это факт, факт современной жизни.

Цель  курсовой работы заключается в рассмотрении особенностей воспитания трудных детей в современном обществе.

Исходя  из целей курсовой работы, перед  нами стоят следующие задачи:

  • рассмотреть общие представления о «трудных» детях;
  • раскрыть понятие «трудных» детей, «трудновоспитуемость»; 
  • описать основные причины невосприимчивости к воспитанию;
  • расписать классификацию типов личности «трудных» детей
  • какая воспитательная работа проводиться с «трудными» школьниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие представления о «трудных» детях

 

    1. Раскрытие понятий «трудные» дети, «трудновоспитуемость»

 

Как известно, многим детям свойственны временные  отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей  выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких  детей относят к категории  «трудных». Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся  обучению и воспитанию учеников.

Под «трудными» школьниками понимаются такие дети и подростки, нарушения поведения  которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать  термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». «Трудные» дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

Состав  трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается  тремя основными факторами:

  • педагогической запущенностью;
  • социальной запущенностью;
  • отклонениями в состоянии здоровья

В одних  случаях педагогическая трудность  является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда  эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и  «неисправимых» нередко заносятся  и те педагогически и социально  запущенные дети, к которым педагог  не сумел найти правильного подхода.

Все трудные  дети, конечно, являются педагогически  запущенными. Но не все педагогически  запущенные дети трудные: некоторые  относительно легко поддаются перевоспитанию. Педагогическая запущенность - это  комплексное отклонение нравственных представлений, отношений и поведения  учащегося, обусловленное неблагоприятной  микросредой и недостатками учебно-воспитательного  процесса. Трудновоспитуемость –  это повышенная сопротивляемость личности педагогическим воздействиям, вследствие чего затруднено педагогическое общение. Трудновоспитуемость обусловлена  разнообразными причинами: неординарностью  личности, ее ярким индивидуальным своеобразием, особенностями трудного характера, нарушениями психического здоровья, и главное, педагогической запущенностью учащегося. Любая  причина, обусловившая трудновоспитуемость  личности, делает общение с ней  проблемным, часто малорезультативным, требующим дополнительных усилий со стороны педагога, специальных условий. Таким образом, трудновоспитуемый - это совсем не обязательно педагогически запущенный учащийся, в то время как педагогически запущенный учащийся - это обязательно трудный для воспитания объект.

Трудновоспитуемость и педагогическая запущенность - взаимопроникающие  феномены. Дело в том, что иногда трудновоспитуемость одаренного, своеобразного  или невротизированного учащегося  может, в свою очередь, стать фактором зарождения или ускорения развития педагогической запущенности. Это происходит и в том случае, если трудновоспитуемость  сочетается с сопутствующими неблагоприятными обстоятельствами: асоциальной и  неблагополучной семейной обстановкой, криминогенной дружеской компанией, конфликтными отношениями с педагогами.

В основе педагогической запущенности лежат  три ряда обуславливающих ее факторов:

  • пробелы в учебно-практических и социально-этических знаниях, наличие искаженных знаний и отрицательного жизненного опыта;
  • недостатки, ненормальности или дефекты в развитии черт и качеств личности;
  • недостатки и ненормальности во взаимоотношениях личности с окружающими.

Учителя, родители, работники других детских  учреждений включают в число трудных  неподдающихся воздействию, неуспевающих и недисциплинированных школьников, с которыми им трудно работать. Кроме  того, сюда относят также детей, поступки которых носят характер правонарушений. Трудность этих детей (в данном случае речь идет о педагогической трудности, а не о какой-либо другой) обуславливается  педагогической и социальной запущенностью, какими-то отклонениями в состоянии  психического и физического здоровья, а также особенностями переходного  периода и эпизодическими трудностями  жизни. В первом случае педагогическая трудность носит устойчивый характер, во втором – кратковременный.

Педагогическая  запущенность может наблюдаться  в любом возрасте ребенка, и в  каждом она имеет свои особенности. Наиболее ярко возрастная специфика  педагогической запущенности проявляется  у подростков. В сочетании с  некоторыми особенностями этого  периода, педагогическая запущенность обуславливает возникновение педагогической трудности подростков, наиболее частой и наиболее распространенной.

Несмотря  на неповторимо своеобразный, индивидуальный облик каждого педагогически  трудного ребенка, в проявлениях  педагогической запущенности детей  много общего. Они выступают как  внешние признаки педагогической запущенности, как ее симптомы.

 

1.2 Основные  причины невосприимчивости к  воспитанию

 

Если  у ребенка в семье плохие отношения, то именно это является одним из факторов, значительно увеличивающих  сложности переходного возраста, тогда как в гармоничных семьях возрастные трудности значительно  сглаживаются и не приводят к дезадаптации. В негармоничной семье налицо нарушение взаимоотношений. Один из родителей может занимать доминирующее, узурпирующее положение, подавляя своей  властью и самодурством остальных. И члены семьи, запуганные тираном, дрожат по углам и мечтают только об одном – невзначай не попасть  под его горячую руку. В негармоничных  семьях интересы одних удовлетворяются  за счет других. Роль отверженных игнорируется, а обязанности одних перекладываются  на других. Партнерство в таких  семьях отсутствует начисто. В семьях, где царит неблагоприятная обстановка, отсутствует солидарность в решении  каких-то сложностей и проблем. Тут  каждый сам за себя, наблюдается  своеобразная автономия каждого.

В такой  непростой психологической ситуации дети чаще всего запущены. На их сложности  и проблемы никто не обращает внимания – не до того. Негармоничные семьи  – одна из самых главных причин неправильного воспитания. И это  дает о себе знать в полной мере и со всеми последствиями именно в подростковом возрасте.

В настоящее  время в педагогике и психологии выделяются три группы факторов и  причин, вызывающих отклонения в поведении  учащихся: социальные, психолого-педагогические и медико-биологические.

К первой группе факторов относятся недостатки и упущения в учебно-воспитательной работе с детьми в семье, дошкольных учреждениях, школе, по месту жительства, негативные воздействия на детей и подростков со стороны социальной микросреды. В результате у детей и подростков возникают отставание в общем развитии, дефекты в отношениях с окружающими людьми, что приводит к социально-педагогической запущенности школьников.

Формирующиеся в этих условиях общественная пассивность, бездеятельность, лень приводят к развитию потребности в бездумных и  бессодержательных развлечениях, что в сочетании с отрицательным влиянием семьи, товарищей и других лиц может привести к безнадзорности подростков, от которой совсем недалеко и до правонарушений и преступлений.

Вторую  группу причин и факторов составляют внутренние и внешние конфликты, которые могут быть вызваны самыми различными обстоятельствами: систематической неуспеваемостью, неудовлетворительными взаимоотношениями с учителями, товарищами, родителями, развивающейся на этой основе неудовлетворенностью собой, своим положением в коллективе. Формируется устойчивый психологический дискомфорт, состояние тревожности, неуверенности в себе, своих силах и возможностях. Психологической перегрузке учащихся способствуют также нерациональная организация труда и отдыха учащихся, перегрузка их дополнительными занятиями, излишний шум на уроках и переменах.

Картина психологического состояния может  еще более усложниться, если в  семье ученика имеют места  конфликтные взаимоотношения между  родителями, если они проявляют жесткое  отношение к нему.

К третьей  группе причин и факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков, относятся задержки и отклонения в физическом развитии, умственная отсталость, психические заболевания. К ним же относятся нарушения обменных процессов (пониженная или повышенная упитанность, малорослость или гигантизм, нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, явления акселерации и ретардации).

Информация о работе Воспитание трудных детей