Воспитание трудных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении особенностей воспитания трудных детей в современном обществе.
Исходя из целей курсовой работы, перед нами стоят следующие задачи:
• рассмотреть общие представления о «трудных» детях;
• раскрыть понятие «трудных» детей, «трудновоспитуемость»;
• описать основные причины невосприимчивости к воспитанию;
• расписать классификацию типов личности «трудных» детей
• какая воспитательная работа проводиться с «трудными» школьниками

Оглавление

Введение 3
1. Общие представления о «трудных» детях 5
1.1 Раскрытие понятий «трудные» дети, «трудновоспитуемость» 5
1.2 Основные причины невосприимчивости к воспитанию 7
2. Основные особенности в воспитании «трудных» детей 10
2.1 Классификация типов личности «трудных» детей 10
2.2 Воспитательная работа с «трудными» школьниками 15
Заключение 22
Список использованной литература 24

Файлы: 1 файл

Воспитание трудных детей.docx

— 56.74 Кб (Скачать)
:justify">Совершенно  очевидно, что успешная борьба с  отклонениями в поведении учащихся возможна только при тщательном изучении и учете всех этих и других причин и факторов, индивидуальных особенностей подростков.

Степень сложности перевоспитания зависит  от степени педагогической запущенности.

Условно принято различать три степени  педагогической запущенности (по И. В. Павлову).

Первая  степень характеризуется небольшими отклонениями в нравственном развитии. Перевоспитание протекает здесь  как процесс установления правильных отношений ребенка с окружающим миром. Воспитатель стремится поправить  отдельно недостатки личности, устранить  отрицательное влияние микросреды.

Для второй степени запущенности характерно углубление конфликтных отношений подростков с коллективом, семьей. Подросток  становится агрессивным, бесконтрольным, отрицает право других воспитывать  себя. Перевоспитание здесь возможно на основе общего умственного и нравственного  развития ребенка, вовлечения его в  отношения с окружающим миром.

Третья  степень запущенности характеризуется  общим кризисом в развитии ребенка, ему трудно жить в коллективе класса. Он может осознанно совершить  правонарушение. Умственное развитие идет здесь в отрыве от нравственного. Возникает состояние полной безнадзорности, педагогический контроль оказывается  очень трудным.

Основные  причины возникновения у школьников поведения с недостатками характера  – это фактическая безнадзорность ребенка в семье и отсюда воздействие  на него отрицательных примеров, отсутствие в семье единой твердой линии  воспитания, то, что обычно порождает  слабохарактерность; избалованность ребенка  в семье; недостаточная требовательность к нему; применение физических наказаний, что приводит к возникновению  лживости, трусливости; отсутствие четкого  режима дня в семье, вызывающее у  детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность.

На возникновение недостатков  характера влияет также неучет воспитателями, возрастных особенностей школьников. Так, неудовлетворение потребности подростка быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему, как к ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у школьников упрямства, капризности, негативизма, грубости, а то и более серьезных деформаций черт характера, может вызвать крупные и продолжительные конфликты с воспитателями, скрытую или явную войну с ними.

Сказывается на закреплении  отрицательных черт характера отношение  к ним воспитателей и самих  учащихся. Например, родители не всегда своевременно реагируют на появление  недостатков характера у детей. А между тем, чем быстрее с  ними начать бороться, тем легче  искоренить. В противном случае они  закрепляются в структуре личности школьника, «врастает» в нее. Тогда  для искоренения отдельных недостатков  характера надо будет влиять на связанные  с ними другие психические качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень  сложно.

Неблагоприятно влияет на ребенка переоценка или недооценка недостатков его характера воспитателем. Так, некоторые родители склонны  объяснять чрезвычайную капризность  или недисциплинированность, невыдержанность  своих детей их нервностью, то есть известной болезненностью. Это способствует укреплению у таких школьников этих недостатков и появлению чувства  недозволенности. Нередко они прямо  заявляют ученикам и своим одноклассникам: «Не троньте меня: я нервный!»

Плохо и когда родители не обращают внимание на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость  или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, тики, неоправданная  слезливость. Тогда надо немедленно обращаться к врачу.

Нередко бывает, что сами учащиеся неправильно квалифицируют  свои черты характера, принимая упрямство  за силу воли, грубость – за правдолюбие  и мужество, невежливость – за прямоту, высокомерие – за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Некоторые школьники, даже сознавая недостатки своего характера, не хотят  от них избавляться. Например, что  лень позволяет сохранить жизненные  силы и не надорваться, а неискренность  и своевременная расчетливость  – добиться личного преуспевания в служебной карьере. Здесь важно  помнить, что ребенок не только объект, но, прежде всего субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему правильно  оценить недостатки своего характера  и постараться самому их изжить.

 

 

2. Основные особенности в воспитании «трудных» детей

 

2.1 Классификация  типов личности «трудных» детей

 

Воспитательная  работа с педагогически запущенными  детьми определяется типом личности конкретного ребенка. Мазуров Г. И. выделяет следующие типы «трудных»  детей:

1) Возбудимый  тип личности. У учащихся, относящихся к этому типу, ярко выражено стремление к лидерству, поэтому они, как правило, активны. Им не свойственно иметь четко выработанную позицию в коллективе учащихся и поэтому их можно встретить как среди хорошистов, так и среди себе подобных — с отрицательной направленностью в поведении. Они обычно стремятся добиться лидерства в группе с отрицательной направленностью в поведении, ради этого грубо нарушают установленный распорядок и правила поведения на уроках и во внеурочное время, притесняют более слабых учащихся, могут принять участие в драке, открыто не подчиниться учителю и дирекции школы и т.д. Но они не склонны к тонкому расчету и не способны прогнозировать последствия своего поведения. Чаще всего им удастся утвердить свой авторитет за счет грубых нарушений правил поведения учащихся в школе. Если же им утвердиться в школьной группе с отрицательной направленностью не удалось, они способны сделать видимость улучшения поведения, дать обещания учителю и на классном собрании — коллективу впредь изменить отношение к учебе и личной дисциплине. Однако, лишь утвердив свое недавно шаткое положение среди основной массы учащихся, они попытаются реализовать свое стремление к доминированию над другими.

2) Неуправляемый  тип личности. Учащиеся этой категории,  по некоторым своим психологическим  особенностям, сходны с возбудимым  типом. Но у них те же личностные  свойства выражены более ярко, и это соответствующим образом  отражается на поведении, которое  приобретает как бы импульсивный  характер из-за неумения управлять  своим поведением.

Выраженное  у этого типа подростков стремление к доминированию над другими  учащимися в условиях школы приводит к тому, что они с готовностью  выполняют поручения лидера группы с отрицательной направленностью. Сами же лидерами «отрицательных» они, как правило, не становятся в силу того, что не умеют подчинять свое поведение интересам группы, не способны подавлять собственные эмоции быть хитрыми и расчетливыми.

Своими  поступками трудные школьники этого  типа выделяются среди общей массы  учеников, так как постоянно создают  вокруг себя конфликтную обстановку, нарушают распорядок в школе, дисциплину на уроках, притесняют других учащихся, активно участвуют в драках и  за пределами школы. Находясь под  контролем дирекции школы или  классного руководителя, школьники  удерживаются от нарушений распорядка школы. Но стоит только ослабить контроль, они сразу же начинают вести себя по-прежнему. Обсуждения на педсовете, беседа с родителями в присутствии этих учащихся существенного влияния на их поведение не оказывают. Любые убеждения, доводы и аргументы ими просто игнорируются.

Такие учащиеся подростки плохо усваивают как  социально-одобряемые нормы, так и  нормы, действующие в «отрицательной»  среде. Практически их поведение  трудно предсказуемо. Они не способны учитывать прошлый опыт. Отсюда —  отсутствие страха перед очередной  беседой с классным руководителем, дирекцией школы и сообщением в комиссию по делам несовершеннолетних.

3) Упорный тип личности. Поведение этого типа детей в значительной степени определяется такой их личностной чертой, как честолюбие. В зависимости от своих убеждений и взглядов они любым путем стремятся занять лидирующее положение в группе с отрицательной направленностью. Но в отличие от «возбудимых» эти трудные подростки имеют четко выбранную жизненную позицию, проявляют упорство в отстаивании своих взглядов, склонных к прямолинейности и завышенной оценке собственной личности. Они воспринимают окружающий «школьный мир» по принципу «черного» и «белого», в суждениях категоричны, в поступках решительны. Как правило, придерживаются в школьном ученическом коллективе раз выбранной линии поведения.

Учащиеся  этой направленности поддерживают традиции уголовной среды, способны проявлять  жестокость в отношении тех учащихся, которые пытаются подорвать их авторитет, большинство их поступков направлено на утверждение своего лидерства. В  своем поведении руководствуются  девизом «цель оправдывает средства», используя свои организаторские способности, могут создавать «отрицательные» группировки среди учащихся.

Состояние агрессивности возникает у них, как правило, в период полового созревания. У мальчиков с опережающим физическим развитием в этот период наблюдаются даже элементы садизма, проявляющиеся порой в издевательских действиях. Элементы агрессивности связаны с проявлением определенной модели поведения, которой свойственны вспышки гнева, негативизма, а порой преступности. Реакции на различные виды возбуждений бывают настолько острыми, что создается своеобразная модель поведения, выражающаяся в постоянной грубости, крике, тенденции любыми способами защитить себя и обвинить другого. Эта агрессивная реакция — своего рода защитная зона, за которой скрывается бездеятельность и желание уйти от ответственности. На порицания классного руководителя и обсуждения у дирекции школы эти подростки попадают довольно редко, так как им удается переложить ответственность за нарушения дисциплины в школе на других учащихся, не пользующихся таким авторитетом. Бывают случаи, когда подростки «упорного типа» идут на грубые нарушения дисциплины — неповиновение учителям в школе. Это делается для того, чтобы еще больше утвердить свой авторитет среди «отрицательных».

Если  же они не достигают желаемого  положения среди учащихся в школьном коллективе, то картина их поведения  становится иной: действия учащихся классного (школьного) коллектива они воспринимают как враждебные, ущемляющие их интересы, нередко выступают в роли «борцов  за справедливость», забрасывают вопросами  и заявлениями учителя и дирекцию школы.

Для этого  типа трудных детей характерны такие  черты, как чрезмерная подозрительность и склонность к неприятным переживаниям. Они недоверчивы, осторожны, трезвы в расчетах, долго помнят нанесенную обиду, особенно, когда она затрагивает  их самолюбие. Поэтому их часто характеризуют  как злопамятных, болезненно обидчивых  и мстительных людей.

4) Активный тип личности. Основной личностной характеристикой этих «трудных» школьников является повышенная активность, проявляющаяся во всех сферах их учебы и быта. Они стремятся к любого рода деятельности школьной жизни и коллектива учащихся, в которой смогли бы реализовать эти качества. В то же время у детей этого типа снижено чувство ответственности, ярко выражено постоянное влечение к переживаниям. В своем большинстве это старшеклассники, которые хотят получить от жизни прежде всего удовольствие, отсюда стремление удовлетворять свои прихоти и влечения. В поисках удовольствия они теряют грани между дозволенным и недозволенным, что часто приводит их к нарушениям внутреннего распорядка поведения в школе и дисциплины на уроках. Этим подросткам свойственно нарушение ритмов работоспособности, взвинченность, дерзость. Обычно такие воспитанники способны сидеть спокойно не более 20 минут, после чего возбуждаются, нарушают дисциплину. Их поведение вызывает конфликты с учителями, воспитателями, для которых они становятся раздражителями. Получая различные замечания, они отвечают на них резкостью, грубостью. Отношение воспитателей к таким подросткам требует известной выдержки, такта.

Подобные  личностные свойства определяют их поведение  прежде всего в условиях школы. Если они являются нарушителями дисциплины и поведения на уроках и во внеурочное время, то их нарушения представлены настолько большим диапазоном, что  трудно выделить доминирующие. Подросток  такого типа часто бывает лидером  или активным членом «отрицательной»  группировки в школе, он способен рисковать и для утверждения  своего лидерства может пойти  на открытое сопротивление требованиям  дирекции школы.

В противоположность  неформальным лидерам упорного типа «активные» не столь проницательны  и тверды в своих жизненных  позициях. Они изворотливы, строят различные  комбинации, пытаются войти в «сговор» с учителем, чтобы заручиться его  поддержкой и помощью уйти от ответственности  за содеянное. Но это делают неосмотрительно. Эти подростки охотно поддерживают отношения с активистами класса и школы, с готовностью соглашаются стать звеньевыми на пришкольных участках в летние каникулы. Но, как показывает практика, чаще всего не справляются с возложенными на них обязанностями, разваливают порученную на них работу, так как такого рода деятельность требует выполнения повседневной, кропотливой работы, ответственности, аккуратности. А им быстро все надоедает и вскоре они начинают халатно относиться к своим обязанностям. Переоценка собственной личности и то, что они берутся сразу за много дел, почти ни одного не доводя до конца, приводит к трению с ученическим коллективом школы и учителями. Некоторые «трудные» дети этого типа обычно к 8-му классу попадают в число «отвергаемых». Это происходит из-за их легкомыслия, отсутствия чувства ответственности за свои слова и поступки, когда накапливается достаточное количество конфликтов с другими учащимися подростками, в том числе и с «трудными».

5) Демонстративный  тип личности «трудного» ребенка. Поведение этих учащихся отличается прежде всего сильным стремлением любым путем выделиться, добиться восхищения других учащихся, удивления самим собой. Самое обидное для них — остаться незамеченными. Они любят быть в центре внимания, обладают богатой фантазией, склонны к позерству. Очень высоко оценивают себя и, чтобы добиться признания, могут пойти на ложь, причем зачастую делают это настолько искусно, что у учителя и других учащихся не возникает сомнений в правдивости их слов. Им свойственна тенденция преувеличения, чрезмерная болтливость, фразерство, а порой и ложь. Это провоцирует появление нездоровых стремлений и потребностей, удовлетворение которых ведет порой к преступлению. Таким детям свойственна чрезмерная увлеченность чем-то. Например, по многим предметам у него могут быть плохие оценки, а по географии — «5», ибо он изучает страны, собирает марки и ему этот предмет интересен, а остальные – нет.

Информация о работе Воспитание трудных детей