Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:50, дипломная работа
в Семейном кодексе Российской Федерации, вызванными Конституцией РФ 1993 года. Отныне забота о детях, их воспитание рассматривается на конституционном уровне как равное право и обязанность родителей. Это обстоятельство диктует необходимость более пристального и глубокого анализа сущности и содержания, родительских прав в современной России. Кроме того, перенос акцента на права гражданина (ст. 17 Конституции РФ) обязывает к принципиально иному взгляду на институт родительских прав, предоставляемых родителям государством ради достижения главной цели - надлежащего воспитания подрастающего поколения.
Введение
Глава 1. Понятие и объем прав и обязанностей родителей
1.1 Классификация прав и обязанностей родителей
1.2 Принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей
Глава 2. Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей
2.1 Реализация права и обязанности воспитывать детей
2.2 Реализация прав на общение с ребенком
2.3 Выполнение обязанностей обеспечить ребенка образованием
2.4 Обязанность реализовать неимущественные права ребенка
2.5 Реализовать права и обязанности защиты интересов ребенка
Глава 3. Меры защиты и ответственности родителей
3.1 Ограничение в родительских правах и отобрание ребенка
3.2 Лишение родительских прав
3.3 Споры о передаче детей на воспитание и определение порядка участия в воспитании ребенка
Заключение
Список литературы
Государство обязано уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований, который может быть установлен или утвержден государством. На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывают воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п.
Родители - это семья ребенка. Семья - ключевая социальная группа - основа гражданского общества и государства. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2006. Трудно переоценить значение родителей, семьи в образовании и воспитании человека, его становлении как личности и гражданина. Государственный приоритет в вопросах обеспечения стабильности семьи, гарантия со стороны государства и Президента России. Право родителей (законных представителей) в области образования, преимущественное право на воспитание ребенка и возможность обеспечения своих конституционных родительских обязанностей - это залог стабильности государства и общества.
Как мы уже говорили выше роль родителей как непосредственных участников образовательного процесса и их обязанность обеспечения получения детьми основного общего образования отражена в Законе «Об образовании в РФ». Однако на практике отсутствуют реальные механизмы участия родителей в образовательном процессе и управлении общеобразовательным учреждением. Современная школа остается закрытой для родительской общественности. Права родителей ущемляются, создаются искусственные условия для отделения родителей от ребенка.
19 ноября 2007 года в Кремле состоялась встреча тогдашнего Президента России В.В. Путина с иерархами Русской православной церкви по случаю 90-летия восстановления патриаршества. Говоря об имеющемся опыте «преподавания знаний о религии» и «духовно-нравственного воспитания», Президент отметил, что «все эти формы имеют право на существование», но при этом «при разработке образовательных стандартов, и, разумеется, при изучении конфессионально ориентированных предметов должен соблюдаться принцип добровольности». Важнейшим приоритетом при этом, является “возрождение семейных ценностей и изменение отношения людей к институту семьи и вопросам воспитания детей, возможно только усилиями всего общества … роль религиозных конфессий, здесь очень высока". Встреча В.В. Путина с Святейшим Патриархом Всея Руси Алексием 19.11.2007г. - М: Изд.дом «Про- пресс».
Это означает, что изучение «конфессионально ориентированных предметов», нормальное духовно-нравственное воспитание в общеобразовательных школах, возможно лишь при положительном волеизъявлении граждан-родителей по этому поводу. В свою очередь это предполагает наличие правового механизма участия родителей (законных представителей) в управлении общеобразовательными учреждениями. Тем не менее, разработка этого механизма, «саботируется» наделенными властными полномочиями чиновниками.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы образования принимают недостаточные и несистемные усилия для реализации в школе принципа государственно-общественного управления образованием. Это делается без учета роли родителей и реализации их прав и обязанностей по образованию и воспитанию несовершеннолетних детей. Создание механизма реального включения родителей в управление общеобразовательными учреждениями и в целом в российское образование, является залогом не только модернизации российского образования, но и выполнения «Национальных проектов», а также главной линии на формирование гражданского общества. Именно по причине отсутствия реального и легитимного включения родительской общественности в процесс управления образованием, сегодня развитие образования в значительной степени осуществляется в интересах бюрократии, а не государства, общества и семьи. Об этом свидетельствует проведение различных «экспериментов», таких как ЕГЭ, без их серьезной апробации и без учета мнения родителей. В школу поступают низкокачественные, а порой просто вредные для ребенка учебники и учебные программы. Попытки родителей повлиять на качество образования наталкиваются на противодействие чиновников, заинтересованных в кулуарном рассмотрении вопросов. Отсутствуют открытые конкурсы учебников и учебных программ, нацеленные на выбор объективно лучших вариантов. Фамилии экспертов засекречены, процедура экспертизы непрозрачна, что способствует тотальной безответственности и навязыванию неприемлемых с точки зрения родителей программ и учебников.
Повсеместно ущемляются права родителей и в вопросе охраны прав здоровья ребенка. Многие образовательные учреждения реализуют сами и совместно с различными организациями растлевающие детей программы полового просвещения под видом профилактики заболеваний. Прививки осуществляются в массовом порядке без учета индивидуального состояния здоровья ребенка и противопоказаний. При этом игнорируется право родителей на информированное согласие на проведение прививок и профилактической работы, как способов медицинского вмешательства.
Все указанное, способствует углублению социального кризиса, межведомственной рассогласованности и привело к противодействию родителей и различных общественных групп процессу модернизации образования.
В программе «Концепция модернизации Российского образования до 2010 года» указано, что: «Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Федеральная целевая программа образования на 2006-2010гг. Пост. Правительства РФ от 23.12.2005 № 803 Интересы гражданского общества и государства в области образования не всегда совпадают с интересами самой системы образования. Непосредственно активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность».
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 28 марта 2006 года №- Пр-488 в рамках ПНПО Приоритетный национальный проект «Образование» осуществляется поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 848 в качестве основного критерия конкурсного отбора субъектов Российской Федерации определено обеспечение государственно-общественного характера управления образованием.
Особую важность темы модернизации образования Владимир Владимирович Путин подчеркнул на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, который прошел в Белгороде 13 сентября 2007 года. Итогом Совета стало поручение Президента России к марту 2008 года подготовить комплексный план по формированию современной модели образования.
Поэтому крайне важно, для координации усилий Церкви, общества и государства в решении вопроса создания в России условий для созидательного государственно-общественного взаимодействия, обладать объективной информацией о происходящих процессах в образовании и совместными усилиями исправлять их в интересах гражданина, семьи, общества и государства.
Таким образом, можно констатировать о том, что:
1. Отсутствие реального и четкого механизма участия родителей, родительского сообщества (законных представителей) в управлении общеобразовательными учреждениями, и реализации ими преимущественного права на воспитание ребенка, способствует нарушению конституционных прав участников образовательного процесса на бесплатное, доступное и качественное образование, на получение объективной информации, препятствует реализации фундаментального права и обязанности родителей по защите интересов детей (Статьи 38 и 4 Конституции РФ).
2. Конституция РФ, ФЗ «Об образовании», Семейный кодекс РФ декларируют права родителей (законных представителей) на воспитание и образование своих детей. Однако в законодательстве Российской Федерации, подзаконных актах и законодательстве Субъектов Федерации не определены реальные полномочия и права родителей, порядок их участия в управлении общеобразовательными учреждениями в разрешении конфликтных ситуаций, в выборах должностных лиц, управлении финансовой деятельностью школ, контроле качества и определении содержания образования. Учредители образовательных учреждений в добровольном порядке не регламентируют механизмы реализации родителями своих прав. Из-за указанных пробелов сложилась практика имитации создания органов самоуправления и демократического, государственно-общественного управления в интересах чиновников. Органы, носящие название «общественных органов» или «органов местного самоуправления» зачастую не избираются снизу, а назначаются сверху и наделяются полномочиями тоже сверху, что лишает их законного права представлять интересы участников образовательного процесса.
Руководящей «элитой» созданы все условия для системного нарушения конституционных прав родителей на участие в образовании и воспитании своих детей. В настоящее времея практически отсутствует реальный механизм участия родителей в управлении образовательными учреждениями. Не обеспечены Конституционные права и свободы граждан России на бесплатное, доступное и качественное образование, на получение объективной информации, на защиту информации об участниках образовательного процесса (то есть детей, родителей и учителей).
В многочисленных исследованиях и мониторингах доказано, что основная социально-психологическая причина, по которой молодежь идет в криминальные структуры, это лицемерие представителей старшего поколения, прежде всего родителей, а затем уже общества и власти. Поэтому «бессилие родителей» перед «системой», которая заинтересована сохранять имитацию самоуправления и государственно-общественного управления в системе образования можно смело назвать главным фактором роста отчужденности детей от родителей и как следствие криминализации общества.
3. Сложившаяся на данный момент ситуация делает невозможным создание государственно-общественной системы управления образованием, прозрачной и эффективной системы финансирования образовательной деятельности, препятствует принятию эффективных мер, направленных на объединение усилий общества и власти в сфере образования.
2.4 Обязанность реализовать неимущественные права ребенка
Семейные права ребенка по действующему семейному законодательству указаны в главе 11 СК РФ. Выделим пять основных личных прав ребенка: Семейный Кодекс Российской Федерации от 8.12.1995 г. (с изм. и доп.
от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 30.06.2008 N 106-ФЗ)
- право ребенка жить и воспитываться в семье;
- право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;
- право ребенка на защиту своих прав и законных интересов;
- право ребенка выражать свое мнение;
- право ребенка на имя, отчество и фамилию.
Большинство из них не только провозглашены в законе, но и снабжены санкциями. Гарантией их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей, исходя из интересов и потребностей каждого ребенка. Более того, обеспечение этих прав -- задача конституционного, а не семейного права. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. - М., 2002. - 485 с.
В этом параграфе подробно рассмотрим личные неимущественные права ребенка.
В семье закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. Семья-это фундамент общества. Поэтому одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Это право, прежде всего, заключается в обеспечении ребенку этой возможности. Одним из основных и важных принципов семейного законодательства является защита права ребенка на семейное воспитание. Подразумевается, прежде всего, собственная семья, которую образуют родители.
Наше законодательство, как правило, выполняет чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к методам более активного воздействия на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав.
Реализация права на воспитание в семье в отношении детей, лишившихся ее по каким-то причинам, означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). В случаях, если устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения Педчак Е. П. «Федеральный закон об образовании и правах ребенка с комментариями» Р. н/Д. 2002г..
Ребенок имеет право, в пределах возможности, знать своих родителей. Это право ограничено, прежде всего, тем, что в некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например, если ребенок был найден.
Получение заботы со стороны родителей - право ребенка, оно служит предпосылкой удовлетворения его жизненно важных потребностей. Под заботой следует понимать все виды помощи ребенку (обеспечение его питанием, лечением, одеждой, учебными пособиями и т.п.).
Совместное проживание со своими родителями также является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. Государства - участники Конвенции ООН «О правах ребенка», обязаны содействовать воссоединению разъединенных семей.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства родителей. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей); регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет исполняется на основании их свидетельства о рождении Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации (А.М.Эрделевский) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", - М., 2001. - С. 118..
Что касается регистрации по месту пребывания (месту временного нахождения) несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, то она реализуется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании их свидетельства о рождении.
Информация о работе Родительские права и обязанности по воспитанию детей