Зависимость детско-родительских отношений от эмпатии родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

соответствии с темой, целью исследования является: изучение зависимости детско-родительских отношений от уровня развития эмпатии у родителей, воспитывающих ребенка с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: высокий уровень эмпатии у родителей способствует формированию у них эмоционально благоприятного отношения к ребенку с нарушением зрения.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретический материал о влиянии эмпатии на взаимоотношения родителей и детей с нарушением зрения;
- систематизировать диагностический комплекс, направленный на изучение эмпатии у родителей, а так же детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения;
- провести экспериментальное исследование, проанализировать результаты;
- разработать рекомендации, направленные на коррекцию отношений между родителями и их детьми.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. 5
1.1.Понятие детско-родительских отношений в психологии. 5
1.2.Модели семейного воспитания детей с нарушенным зрением. 10
1.3.Развитие эмпатических тенденций личности родителей как основа успешного воспитания ребенка с нарушением зрения. 17
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМПАТИИ У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ, ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. 24
2.1. Методики исследования и их краткие характеристики. 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 33
2.3. Психолого-педагогические рекомендации семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский Государственный Гуманитарный Университет»

 

Факультет психологии

 

Кафедра психологии

 

 

Курсовая работа

ЗАВИСИМОСТЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ОТ ЭМПАТИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Выполнила

                                                                                     Студентка 3 курса, группы ФСП-31

                                                                                  Иванкова Екатерина Николаевна

                                                                                        _________________(подпись)                                      

                                                                    Научный руководитель                                                                               

                                                                                 Матанцева Татьяна Николаевна

                                                                                   ___________________(подпись)

 

Киров    2009

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Будущее общества в немалой степени зависит от воспитания подрастающих поколений. Среди различных институтов решающее влияние на становление человека оказывает семья: здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным и материальным ценностям.

Успешность выполнения семьей воспитательных функций зависит от ряда факторов. Одним из них является психолого-педагогическая  культура родителей. В психолого-педагогической культуре родителей воплощается накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Это качество, положительно влияя на уклад  семейной жизни, служит основой собственно  педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок и найти верные решения в нетрадиционных, нестандартных ситуациях.

Ожидая рождения ребенка, будущие родители часто тревожатся — родится ли он здоровым. Однако в глубине души они обычно уверены, что их ребенок непременно будет здоров и о каких-либо отклонениях в развитии не может быть и речи. Поэтому сообщение о том, что у малыша имеется врожденный дефект зрения, вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Часто, особенно когда речь идет о первенце, родители совершенно не готовы к такому удару судьбы. Рушатся их надежды, планы, связанные с рождением ребенка, ломается представление о всей дальнейшей жизни.

Наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей, надо обладать и соответствующими умениями. В быстро меняющемся мире воспитание ребенка с дефектом зрения в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, т. е. если материнство и отцовство становится для них творчеством. Кроме того, успешность воспитательной деятельности родителей во многом определяется тем, как они любят своего ребенка, и что для них значит родительство.

Важным моментом в воспитании детей и общении с ними является присутствие взаимопонимания. Понимание ребенка, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие  его индивидуальности. Это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями и требует от родителей проявления эмпатии.

Способ понимания другого человека  определяется как эмпатия. Для родителей, в их общении с детьми, развитие этого качества весьма важно, т. к. в данном случае мы ведем речь не о рациональном осмыслении проблем ребенка, а, скорее, о стремлении эмоционально откликнуться на его проблемы. В связи с этим мы считаем актуальной тему исследования,  которую мы формируем следующим образом: «Зависимость детско-родительских отношений от эмпатии родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения».

В соответствии с темой, целью исследования является: изучение зависимости детско-родительских отношений от уровня развития эмпатии у родителей, воспитывающих ребенка с нарушением зрения.

Гипотеза исследования: высокий уровень эмпатии у родителей способствует формированию у них эмоционально благоприятного отношения к ребенку с нарушением зрения.

Задачи исследования:

- проанализировать теоретический  материал о влиянии эмпатии на взаимоотношения родителей и детей с нарушением зрения;

- систематизировать диагностический комплекс, направленный на изучение эмпатии у родителей, а так же детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения;

- провести экспериментальное  исследование, проанализировать результаты;

- разработать рекомендации, направленные на коррекцию отношений между родителями и их детьми.

Предмет исследования: влияние эмпатии родителей, воспитывающих ребенка с нарушением зрения на их отношение к нему.

Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих ребенка с нарушением зрения.

 

 

 

 

  ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

 

1.1.Понятие детско-родительских отношений в психологии.

 

Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни.

Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все  времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).[1]

В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений».[10]

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена».

В социологии семья рассматривается как:

-первичная социальная группа, в  которой начинается и протекает  социальная жизнь человека;

-основной фактор в социализации;

-социальный институт, регулирующий  различные стороны жизни на  основе принципов и правил, принятых  в обществе;

-социальная система, все члены  которой имеют определённые статус  и роли;

-общность, для которой характерна  особая система межличностных  отношений.

По     мнению     исследователей,      занимающихся      проблемами      семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание» – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах:

-гуманность и милосердие к  растущему человеку;

-вовлечение детей в жизнедеятельность  семьи как её равноправных  участников;

-открытость и доверительность отношений с детьми;

-оптимистичность взаимоотношений  в семье;

-последовательность в своих  требованиях (не требовать невозможного);

-оказание посильной помощи своему  ребёнку, готовность отвечать на  вопросы.

Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:

Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.

Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.

Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.

Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.[16]

Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат. По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.[1]

П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

1.Родители не обращают внимания  на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.

2.Родители постоянно восхищаются  своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.

3.Гармоничные отношения, построенные  на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.

4.Родители постоянно не довольны  ребёнком, критикуют и порицают  его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5.Родители чрезмерно балуют  и оберегают ребёнка. Дети растут  ленивыми, социально незрелыми.

6.Родители, на позицию которых  оказывают влияние финансовые  трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.

В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:

1.«Принятие – отвержение». Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает  индивидуальность  ребёнка, симпатизирует ему. Отвержение: родитель воспринимает своего  ребёнка плохим, неприспособ-ленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

2.«Кооперация» – родитель заинтересован  в делах и планах ребёнка, старается  во всем помочь ему. Высоко  оценивает его интеллектуальные  и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.

3.«Симбиоз» – родитель постоянно  ощущает тревогу за ребенка, он  кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку  самостоятельности.

4.«Авторитарная гиперсоциализация»  – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

5.«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление  инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную  несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.[6]

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно: ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира.

 Ребенок может быть знаком  социального статуса семьи, символизируя  ее социальное благополучие. При  этом ребенок, выполняет роль объекта для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Информация о работе Зависимость детско-родительских отношений от эмпатии родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения