Зависимость детско-родительских отношений от эмпатии родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

соответствии с темой, целью исследования является: изучение зависимости детско-родительских отношений от уровня развития эмпатии у родителей, воспитывающих ребенка с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: высокий уровень эмпатии у родителей способствует формированию у них эмоционально благоприятного отношения к ребенку с нарушением зрения.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретический материал о влиянии эмпатии на взаимоотношения родителей и детей с нарушением зрения;
- систематизировать диагностический комплекс, направленный на изучение эмпатии у родителей, а так же детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения;
- провести экспериментальное исследование, проанализировать результаты;
- разработать рекомендации, направленные на коррекцию отношений между родителями и их детьми.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. 5
1.1.Понятие детско-родительских отношений в психологии. 5
1.2.Модели семейного воспитания детей с нарушенным зрением. 10
1.3.Развитие эмпатических тенденций личности родителей как основа успешного воспитания ребенка с нарушением зрения. 17
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМПАТИИ У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ, ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. 24
2.1. Методики исследования и их краткие характеристики. 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 33
2.3. Психолого-педагогические рекомендации семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

Цели и задачи игровых занятий по коррекции отношений родителей и детей:

— достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;

— установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;

— улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;

— выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;

— устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

Для проведения коррекционных занятий предлагаются следующие упражнения:

«Игра без правил»

Цель. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты...» и добавляя к ней свое содержание. Тем самым возникает позитивный диалог, родитель дает ребенку, а ребенок — родителю «обратную связь».

«Я — Ты»

Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми.

Родители и дети садятся на ковер спиной друг к другу. Звучит спокойная музыка. Они должны почувствовать друг друга. Затем родитель говорит «я», ребенок — «ты». Родитель говорит «ты», ребенок — «я». И так по очереди. Упражнение заканчивается тогда, когда захотят сами участники.

«Налаживание взаимоотношений»

Цели. Возможность выразить свою любовь, поддержку, принять ребенка, ощутить тактильный контакт.

Родители и дети садятся на ковер спиной друг к другу. Звучит спокойная музыка. Они закрывают глаза и чувствуют друг друга. Мама (папа) — большая, надежная, теплая, сильная. Дети — беззащитные, хрупкие, ранимые. Потом родители тихо говорят детям: «Я тебя люблю!» Ребенок отвечает: «Я тебя люблю!» — и так по очереди сколько захочется.

В конце упражнения дать возможность родителям и детям выразить свои чувства (обнять, поцеловать, погладить).

«Какая рука?»

Цель. Установление контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

Дети и родители берутся за руки. Правая рука сверху, левая снизу. В полной тишине почувствовать, какая рука (мягкая, теплая, влажная, холодная, приятная, неприятная и т.д.). Каждый проговаривает, что он чувствует и ощущает.

«Зеркало»

Цель. Эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Дети и родители становятся лицом друг к другу. Один человек в паре — водящий, другой — «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.

«Тень»

Цель. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.

Родитель — «путник», ребенок — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет его «тень». «Тень» старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Через некоторое время участники меняются ролями.

Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «проскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т.д.

«Слепой и поводырь»

Цели. Формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понять чувства другого человека (эмпатия).

Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из участников — «слепой», второй — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, созданные заранее (мебель, столы, стулья, препятствием могут быть другие люди), познакомить с внешним миром. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся.

После прохождения маршрута участники меняются ролями.

Далее желательно обсудить с участниками ход игры, спросить, что они чувствовали, будучи «слепыми» и «поводырями», было ли уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию.

«Ежик»

Цели. Эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.

Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из пары «сворачивается» в клубочек и сохраняет положение. Задача второго — развернуть его, найти подход, создать условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. После чего участники меняются ролями. Упражнение заканчивается обсуждением.

— Как вы себя чувствуете?

— Какая роль понравилась больше и почему?

— Где можно использовать такие прикосновения?

«Только вместе!»

Цели. Физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.

Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок), встать спина к спине и попробовать медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол. И точно так же встать.

«Машины»

Цели. Налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Ребенок в роли «машины» — родитель в роли «мойщика машины». У «мойщика» глаза закрыты или завязаны. В течение пяти минут «машину» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используют как можно больше ласковых слов. Затем родители меняются с детьми ролями.

«Живые руки»

Цели. Развитие эмоционального и физического контакта между родителями и детьми, принятие друг друга, формирование тактильного восприятия.

Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Участникам завязывают глаза, взаимодействуют только руки. Они «знакомятся», «дерутся», «мирятся» и «прощаются».

После игры желательно обсудить с участниками ее ход, спросить, что они чувствовали, что хотелось сделать на различных этапах, и т.п.

«Скульптор и глина»

Цели. Тактильный контакт, взаимопонимание, способность к самовыражению, творчеству.

Упражнение выполняется в парах (родитель и ребенок). Ребенок — «глина», родитель — «скульптор». Задача «скульптора» — сделать из «глины» прекрасную статую, «скульптор» сам решает, как будет выглядеть эта «статуя», как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. После того как работа закончится, все рассматривают «статуи», пытаясь угадать, что слепил «скульптор».

После упражнения следует обсуждение:

— Что чувствовали?

— Понравилась ли форма, которую тебе придали?

Вывод по главе 2

В данной главе были выделены основные направления нашего исследования, в соответствии с которыми мы привели и описали используемые методики: Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В. В.; Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин); Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой «Межличностные отношения ребенка». При проведении названных методик были получены количественные результаты, на основании которых сделан качественный анализ детско-родительских отношений во взаимосвязи с уровнем развития эмпатии у родителей. При этом были выявлены негативные показатели детско-родительских отношений, для устранения которых мы разработали психолого-педагогические рекомендации в виде упражнений для родителей и детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Будущее общество, как мы уже отмечали, зависит от воспитания подрастающих поколений. И в данной работе мы рассмотрели зависимость воспитания детей от психолого-педагогической культуры родителей, в частности такого его компонента, как эмпатия.

Эмпатию определяют как внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей, вчувствование. В психолого-педагогической  литературе можно также встретить следующее определение эмпатии: эмоциональная отзывчивость человека на переживание другого. Как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных)  и высших личностных формах (сочувствие, сопереживание, сорадавание). Формы эмоционального отклика осуществляется через механизм децентрации. Способность к эмпатии  чрезвычайно важна в детско-родительских взаимоотношениях, тем более при наличии у ребенка дефекта развития.

В данной работе нами были приведены методики исследования эмпатии родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, а также детско-родительских отношений. В ходе исследования с помощью данных методик были выявлены основные особенности взаимоотношений детей и родителей выбранной категории. Выяснилось, что большинство родителей обнаруживают средний или низкий уровни развития эмпатических тенденций; у большинства родителей наблюдаются низкие показатели проникающей способности в эмпатии и идентификации, что характеризуется трудностями в создании атмосферы открытости, доверительности, задушевности со своим ребенком, а также в понимании и принятии его дефекта. Таким образом, мы видим, что у родителей преобладает низкий уровень эмпатии по отношению к своему ребенку.

Параллельно велась  диагностическая работа с детьми. Выяснилось, что уровень эмпатии отражается на эмоциональном благополучии детей в семейной ситуации. Так мы обнаружили, что у трети детей противоречивое отношение к родителям, у некоторых - конфликтное.

Таким образом, опираясь на теоретический анализ материала, данные психолого-педагогического исследования, мы можем констатировать, что выдвинутая нами гипотеза практически подтвердилась. То есть у большинства испытуемых родителей обнаружился низкий уровень развития эмпатии и,  соответственно в ходе проводимых исследований детско-родительских отношений были выявлены трудности принятия ими друг друга.

Основываясь на полученных данных, мы сочли целесообразным проведение коррекционно-развивающих занятий как с детьми, так и с родителями. Нами были предложены занятия, включающие элементы тренинга, психогимнастики, игр, и направленные на коррекцию эмоциональных неблагополучий и развитие коммуникативных навыков, формирование эмпатических тенденций.

Итак, все поставленные нами задачи выполнены, а именно:

- проанализирован теоретический материал о влиянии эмпатии на взаимоотношения родителей и детей с нарушением зрения;

- систематизирован диагностический комплекс, направленный на изучение эмпатии у родителей, а так же детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения;

- проведено экспериментальное  исследование, проанализировать результаты;

-  разработаны рекомендации, направленные на коррекцию отношений между родителями и их детьми. Таким образом, цель нашего исследования достигнута.

 

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы [Текст]// Вестник МГУ. Психология. 1987.- №2.

2. Армитэдж Т.Р. О воспитании слепых и их занятиях [Текст]/Спб,1889.

3. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна [Текст]/М.: АСТ, 1995.

4. Бюрклен К. Психология слепых [Текст]/М., 1934.

5. Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика [Текст]/М., 1962 1967.

6. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс- [Текст]/СПб.: Питер, 2001.

7. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье/Научный редактор доц. В. А. Феоктистова [Текст]/М.: Логос, 1993.

8. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой и др. [Текст]/М.: 1973.

9. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности [Текст]//Вопросы психологии.- 1991. -№1.

10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник [Текст]/М.: АСТ, 2001.

11. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: развитие и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]/М.: Владос, 2000.

12. Земцова М. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения [Текст]/М.: Просвещение, 1978.

13. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты [Текст]/М.: 1956.

14. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста [Текст]// Психологическая наука и образование.- 2000.- №3.

15. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений [Текст]// Школа здоровья.- 2004.- №2.

16. О.И. Липкова «К проблеме компенсации слепоты» [Текст]// Материалы научных конференций РГГУ).- 2003.- №1.

17. Литвак А.Г. Тифлопсихология [Текст]/Л.: Просвещение, 1985.

18. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст]/М.: Международная педагогическая академия, 1994.

19. Назарова Н. М. Специальная педагогика  [Текст]/М.: 2001.

Информация о работе Зависимость детско-родительских отношений от эмпатии родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения