Зависимость детско-родительских отношений от эмпатии родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

соответствии с темой, целью исследования является: изучение зависимости детско-родительских отношений от уровня развития эмпатии у родителей, воспитывающих ребенка с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: высокий уровень эмпатии у родителей способствует формированию у них эмоционально благоприятного отношения к ребенку с нарушением зрения.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретический материал о влиянии эмпатии на взаимоотношения родителей и детей с нарушением зрения;
- систематизировать диагностический комплекс, направленный на изучение эмпатии у родителей, а так же детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения;
- провести экспериментальное исследование, проанализировать результаты;
- разработать рекомендации, направленные на коррекцию отношений между родителями и их детьми.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. 5
1.1.Понятие детско-родительских отношений в психологии. 5
1.2.Модели семейного воспитания детей с нарушенным зрением. 10
1.3.Развитие эмпатических тенденций личности родителей как основа успешного воспитания ребенка с нарушением зрения. 17
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМПАТИИ У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ, ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. 24
2.1. Методики исследования и их краткие характеристики. 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 33
2.3. Психолого-педагогические рекомендации семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

 

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.

Простота и схематичность, отличающие методику Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого -  ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.[27]

Таким образом, в соответствии с намеченными направлениями данного исследования мы систематизировали диагностический комплекс, направленный на изучение эмпатии у родителей, а так же детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения.

 

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

 

Для изучения зависимости детско-родительских отношений от уровня развития эмпатии у родителей, воспитывающих ребенка с нарушением зрения была сделана выборка из 17 детей шести – семи лет, посещающих коррекционный детский сад IV вида, и соответственное число родителей.

Для исследования уровня развития эмпатии у родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, была использована методика В.В. Бойко. Количественно проанализировав полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что у большинства испытуемых обнаружился средний и низкий уровень развития эмпатии: по 41% соответственно, и лишь 18% имеют высокий уровень. Проводимый нами тест предполагает измерение эмпатических качеств по шести шкалам, каждая из которых характеризует тот или иной канал эмпатии. Исследование показало, что у большинства родителей наблюдаются низкие показатели проникающей способности в эмпатии и идентификации, что характеризуется трудностями в создании атмосферы открытости, доверительности, задушевности со своим ребенком, а также в понимании и принятии его дефекта. Количественные результаты по каждой шкале представлены в приложении 1.

Мы видим, что результаты по шкалам совпадают. То есть, не умея сочувствовать,  родители не умеют проявлять, выражать тепло, дружелюбие, поддержку. Большинство родителей, общаясь с детьми, выражают свое одобрение или неодобрение оценочно, например: «Молодец!». Достаточно редко можно встретить такое выражение чувств, как «Я огорчен(а), потому что…», «Мне радостно из-за того, что ты поступил так-то» и т.п.

 

Таблица 2. Уровни развития эмпатии у родителей детей с нарушением зрения.

№ 

Уровень развития 

Количество человек 

%

Высокий 

18

Средний 

41

Низкий  

41


 

Таким образом, мы наглядно можем увидеть, что собственно эмпатия в данной выборке родителей развита слабо. Поэтому родителям трудно сопереживать своему ребенку, принять его дефект, понять мотивы поступков, они преимущественно ориентированы на внешние проявления, нежели на внутреннее содержание.

Для определения отношения родителей к своим детям, имеющим недостатки зрения, мы использовали тест-опросник А.Я. Варга и В.В. Столина. Данный опросник включает пять шкал, каждая из которых выражает те или иные аспекты родительского отношения и обрабатывается отдельно. Количественные результаты по каждой шкале представлены в приложении 2.

 Анализ полученных результатов  показал, что среди родителей данной выборки нет ни одного полностью принимающего своего ребенка. Так все показатели по шкале №1 разделились между средним уровнем принятия ребенка (53%) и низким (47%). Это говорит о том, что родители не принимают дефект своего ребенка, считают неудачником, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и нередко своим отношением третируют ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может установить достаточно близкий и эмоциональный контакт со своим ребенком.

Высокие баллы по шкале №2 (высокий уровень имеют 24% родителей, средний – 70%, низкий – 6%) достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его потребности, оградить от неприятностей. Однако это объясняется гиперопекающим стилем воспитания, к которому склонны почти все родители детей с недостатками зрения, что было установлено нами в первой части работы.

Высокие баллы по шкале №4 (высокий уровень имеют 35% родителей, средний – 59%, низкий – 6%) говорят о том, что взрослые ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Они навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Шкала №5 характеризуется низкими показателями (высокий уровень имеют 30% родителей, средний – 65%, низкий – 35%), которые свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Тем не менее, анализ остальных шкал показал низкий уровень принятия ребенка, доверия к нему, а так же беспокойство о его дальнейшей судьбе. Это говорит о желании родителей успешной социализации детей на фоне переживаний об их будущем и неверии в их способности.

Наглядно показатели по всем шкалам представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Результаты исследования родительского отношения .

 

Уровни развития

Названия шкал

Высокий, %

Средний, %

Низкий, %

«Принятие-отвержение»

0

53

47

«Социальная желательность»

17

58

25

«Симбиоз»

24

70

6

«Авторитарная гиперсоциализация»

35

59

6

«Маленький неудачник»

0

65

35


 

      Таким образом, тест-опросник родительского отношения (ОРО) показывает, что у большей части родителей во взаимодействии с ребенком доминирует отвержение. Эти родители озлоблены, их раздражение и обида направлены на ребенка. Они не уважают интересов ребенка и его личности. В целом ребенок воспринимается родителями как неуспешный и неприспособленный к жизни. Как «маленького неудачника» воспринимают своего ребенка более трети родителей. Авторитарной гиперсоциализации подвергают своих детей больше половины родителей. Они стараются во всем навязать детям свою волю, пристально следят за их достижениями. Симбиотические связи с детьми проявляются у группы родителей. Эти родители стремятся во всем слиться с ребенком, удовлетворять его потребности, ограждать от трудностей. И лишь 17% родителей, по данным методики ОРО, используют правильную модель воспитания, сотрудничая с ребенком (шкала «кооперация»).

Для определения отношения детей, имеющих недостатки зрения, к своим родителям мы использовали Методику Р. Жиля в адаптированном варианте И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой «Межличностные отношения ребенка». Так как мы определились рассматривать эмпатию обоих родителей, в данной методике были рассмотрены только две шкалы: «отношение к матери» и «отношение к отцу». (Таблица с результатами эксперимента представлена в приложении 3). Их анализ показал, что 53% исследуемых детей привязаны к матери и имеют интимно-личностный уровень отношений с ней. Однако около трети детей (29%) имеют противоречивое отношение к родителям, что объясняется их желанием быть к ним ближе с одной стороны и недостаточно теплым отношением самих родителей – с другой. 18% детей и вовсе имеют конфликтное отношение к матери, а 65% - к отцу. Среди данной выборки детей встречается также негативное отношение к родителям. Отношение детей с нарушением зрения к родителям представлено в таблице 4.

 

Таблица 4. Отношение детей с нарушенным зрением к родителям.

Уровень отношения к родителям

Количество выборов

матери

отца

количество

%

количество

%

1

Интимно-личностное

9

53

0

0

2

Противоречивое

5

29

4

23

3

Конфликтное

3

18

11

65

4

Негативное

0

0

2

12


 

 

Таким образом, подводя итог данного исследования, необходимо отметить низкую способность к эмпатии родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения, а отсюда проблемы в понимании своего ребенка, принятии его дефекта, установлении с ним теплых доверительных отношений.

Дети чувствуют непонимание, отсутствие эмпатии в семье, что приводит к эмоционально-личностным проблемам: чувству неполноценности, тревожности, отсутствию эмоциональной поддержки. Все это может привести к повышению агрессивности,  негативным реакциям, неумению в дальнейшем  строить  взаимоотношения в своей семье.

Для того чтобы снивелировать данные проблемы, необходима коррекция детско-родительских взаимоотношений. Следует проводить комплексную работу с семьей, как с родителями, так и с детьми.

 

 

2.3. Психолого-педагогические рекомендации  семье, воспитывающей ребенка с  нарушением зрения.

 

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение.

Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.

Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста-психолога, практически невозможно.

Для оптимизации детско-родительских отношений мы предлагаем ряд упражнений, реализуемых в виде игры. Игра выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

В процессе упражнений ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Могущество такой свободы — свободы управлять собой, творить, повелевать, быть глупым, угрюмым, серьезным, просто радоваться полноте жизни, не боясь быть отвергнутым или наказанным, — это, без сомнения, переживание, в высшей степени облегчающее и стимулирующее рост ребенка. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.[27]

Информация о работе Зависимость детско-родительских отношений от эмпатии родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения