Зависимость детско-родительских отношений от эмпатии родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

соответствии с темой, целью исследования является: изучение зависимости детско-родительских отношений от уровня развития эмпатии у родителей, воспитывающих ребенка с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: высокий уровень эмпатии у родителей способствует формированию у них эмоционально благоприятного отношения к ребенку с нарушением зрения.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретический материал о влиянии эмпатии на взаимоотношения родителей и детей с нарушением зрения;
- систематизировать диагностический комплекс, направленный на изучение эмпатии у родителей, а так же детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения;
- провести экспериментальное исследование, проанализировать результаты;
- разработать рекомендации, направленные на коррекцию отношений между родителями и их детьми.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. 5
1.1.Понятие детско-родительских отношений в психологии. 5
1.2.Модели семейного воспитания детей с нарушенным зрением. 10
1.3.Развитие эмпатических тенденций личности родителей как основа успешного воспитания ребенка с нарушением зрения. 17
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМПАТИИ У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ, ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. 24
2.1. Методики исследования и их краткие характеристики. 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 33
2.3. Психолого-педагогические рекомендации семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

20. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной [Текст]/СПб.: Образование, 1995.

21. Плаксина Л.И. Теоретически основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения [Текст]/М.: ГороД, 1998.

22. Репринцева Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст]//Вестник ПиКРР, № 1, 1997.

23. Слепой ребенок в семье: (Кн. для родителей) / Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР; Под ред. Л.И. Солнцевой [Текст]/М.: 1989.

24. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях [Текст]// Дефектология. 2000. №4.

25. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста [Текст]/М.: 1980.

26. Солнцева Л.И. «Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения» [Текст]// Дефектология. - 1998.

27. Солнцева Л.И. «Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения» [Текст]//Дефектология. – 1997.

28. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства [Текст]/М.: «Полиграф сервис», 2000.

29. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики [Текст]/М.: 1990.

30. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина [Текст]/М.: 1989.

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В. В.

Оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями.

1. У меня есть привычка внимательно  изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружающие проявляют  признаки нервозности, я обычно  остаюсь спокойным.

3. Я больше доверяю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным  для себя интересоваться домашними  проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войта в доверие  к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи  угадываю «родственную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно  завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками  в поезде.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9. Моя интуиция - более надежное  средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему  миру другого человека — бестактно.

11. Часто своими словами я  обижаю близких мне людей, не  замечая этого.

12. Я легко могу представить  себя каким-то животным, ощутить  его повадки и состояния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко  к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней  я чувствую: что-то должно случиться  с близким мне человеком, и  ожидания оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами  обычно стараюсь избегать разговоров  о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня  в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается копировать  интонацию, мимику людей, подражая  людям.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает  меня.

21. Часто, действуя наугад, я тем  не менее нахожу правильный  подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться  с любимым человеком, как бы  растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я бы понимал с полуслова, без лишних слов.

25. Я невольно или из-за любопытства  часто подслушиваю разговоры  посторонних людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня  волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, "разложив по полочкам".

28. Я спокойно отношусь к мелким  неприятностям, которые случаются  у кого-либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура  — поэтическая, художественная, артистичная.

31. Я без особого любопытства  выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, когда вижу  плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается  конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинаю говорить  о своих неприятностях, я предпочитаю  перевести разговор на другую  тему.

35. Если я вижу, что у кого-то  из близких плохо на душе, то  обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему  пустяки могут так сильно огорчать  людей.

 

Подсчитывается число совпадений ваших ответов по ключу по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка.

Рациональный канал эмпатии: +1, +7, -13, + 19, + 25, -31

Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, + 32

Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, + 21, +27, -33.

Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34

Проникающая способность к эмпатии: +5, —1, -17, -23, -29, -35

Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

 

Результаты проведения диагностики уровня эмпатических способностей по Бойко В. В.

 

 

Названия шкал

Ф.И.О. родителя

Рациональный канал, баллы

Эмоциональный канал, баллы

Интуитивный канал эмпатии, баллы

Установки, способствующие эмпатии, баллы

Проникающая способность к эмпатии

Идентификация в эмпатии, баллы

Общий балл

Демина Л.В.

3

4

2

3

2

2

16

Евстифеева И.А.

2

1

3

2

1

2

10

Ефремова А.Н.

3

5

5

3

4

3

23

Зырянова С.А.

1

3

4

1

0

1

8

Кормщикова Н.И.

2

1

4

3

4

3

19

Котряхова М.С.

3

2

4

2

1

3

15

Кротова Е.Н.

2

1

5

3

4

4

19

Кривошеина Н.В.

3

5

5

5

5

2

25

Крылова А.А.

2

2

4

5

2

3

18

Кропачева Е.Г.

1

1

0

3

2

2

9

Меркушева Т.А.

4

2

5

2

4

2

19

Норкина В.И.

3

4

4

5

4

4

23

Романова Р.Г

2

2

5

3

1

1

13

Рябова Л.Л.

3

2

3

2

3

2

15

Стельмашова В.П.

2

3

1

3

2

2

13

Татаринова Л.С.

1

2

0

2

2

2

9

Черная С.Н.

3

2

2

1

1

1

10


 

Таким образом, высокий уровень развития эмпатии имеют 18% опрошенных родителей, средний – 41%, низкий и очень низкий – 41%.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Тест-опросник родительского отношения

(А.Я. Варга, В.В. Столин)

1. Я всегда сочувствую своему  ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать  все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение  моего ребенка значительно отклоняется  от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в  стороне  от реальных жизненных проблем,если они его травмируют.

6. Я испытываю  к ребенку чувство  расположения.

7. Хорошие родители ограждают  ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен  мне.

9  Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.Бывают случаи, когда издевательское  отношение к ребенку приносит  ему большую пользу.

11.Я испытываю досаду по отношению  к своему ребенку.

12.Мой ребенок ничего не добьется  в жизни.

13.Мне кажется, что дети потешаются  над моим ребенком.

14.Мой ребенок часто совершает  такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15.Для своего возраста мой  ребенок немножко незрелый.

16.Мой ребенок ведет себя плохо  специально, чтобы досадить мне.

17.Мой ребенок впитывает в  себя все дурное как "губка".

18.Моего ребенка трудно научить  хорошим манерам при всем старании.

19.Ребенка следует держать в  жестких рамках, тогда из него  вырастает порядочный человек.

20.Я люблю, когда друзья моего  ребенка приходят к нам.

21.Я принимаю участие в моем  ребенке.

22.К моему ребенку "липнет" все дурное.

23.Мой ребенок не добьется  успеха в жизни.

24.Когда в компании знакомых  говорят о детях, мне немного  стыдно, что мой ребенок не  такой умный и способный, как  мне бы хотелось.

25.Я жалею своего ребенка.

26.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажется мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.Я с удовольствием провожу  с ребенком все свое свободное  время.

28.Я часто жалею о том, что  мой ребенок растет и взрослеет,  с нежностью вспоминаю его  маленьким.

29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30.Я мечтаю о том, чтобы мой  ребенок достиг всего того, что  мне не удалось в жизни.

31.Родители должны приспосабливаться  к ребенку, а не только требовать  этого от него.

32.Я стараюсь выполнять все  просьбы моего ребенка.

33.При принятии семейных решений  следует учитывать мнение ребенка.

34.Я очень интересуюсь жизнью  своего ребенка.

35.В конфликте с ребенком я  часто могу признать, что ребенок  прав.

36.Дети рано узнают, что родители  могут ошибаться.

37.Я всегда считаюсь с ребенком.

38.Я испытываю к ребенку дружеские  чувства.

39.Основная причина капризов  моего ребенка-эгоизм, упрямство  и лень.

40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41.Самое главное, чтобы у ребенка  было спокойное и беззаботное детство.

42.Иногда мне кажется, что мой  ребенок не способен ни на  что хорошее.

43.Я разделяю увлечения своего  ребенка.

44.Мой ребенок может вывести  из себя кого угодно.

45.Я понимаю огорчения своего  ребенка.

46.Мой ребенок часто раздражает  меня.

47.Воспитание ребенка - сплошная  нервотрепка.

48.Строгая дисциплина в детстве  развивает сильный характер.

49.Я не доверяю своему ребенку.

50.За строгое воспитание дети  благодарят потом.

51.Иногда мне кажеться,что я  не навижу своего ребенка.

52.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53.Я разделяю интересы своего  ребенка.

54.Мой ребенок не в состоянии  что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно  не так.

55.Мой ребенок вырастает не  приспособленным к жизни.

56.Мой ребенок нравиться мне таким, какой он есть.

57.Я тщательно слежу за состоянием  своего ребенка.

58.Не редко я восхищаюсь своим  ребенком.

59.Ребенок не должен иметь  секретов от своих родителей.

60.Я не высокого мнения о  способностях своего ребенка  не скрываю этого от него.

61.Очень желательно, чтобы ребенок  дружил с теми детьми, которые  нравятся его родителям.

 

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".

Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,52,53, 55,56,60.

Информация о работе Зависимость детско-родительских отношений от эмпатии родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения