Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта является оценка эффективности внеклассной работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной работы
Задачи:
1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе.
2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива и учеников.
3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в школьной жизни.
4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких личностных качеств по мнению учителей должна быть направлена внеклассная работа).

Оглавление

Введение
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1
§ 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической работы.
ГЛАВА 2
§ 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы.
§ 2. Направления стратегии воспитания в современной школе.
§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы
Заключение.
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

В 10 “А” классе были опрошены 21 человек. Из них более 70% имеют хобби, 19% хобби не имеют. Самое распространённое увлечение компьютер – 38,5%, спорт – 28%, были так же названы дизайн, стрельба. Более 50% учащихся имеют возможность заниматься хобби в пределах школы. Не имеют этой возможности 28,5%. 28,5% - твёрдо убеждены, что они упустили возможности для самосовершенствования, 28,5% - ответили, что скорее всего они эти возможности упустили, 14% - имели возможность для роста и самосовершенствования, 19% - их поддержали, но не совсем в этом уверены. Средний балл по развитию потенциала в школе- 6,1. Около 50% опрошенных считают, что школа не нарушает их основных прав и свобод, 23,8% - затруднились ответить на этот вопрос. 19,1% считают, что их права были скорее всего нарушены. Мнения по поводу участия в принятии решений в школе и классе разделились одинаково по 40%. Около 70% считают, что живут гармонично. Более 70% опрошенных согласны с тем, что школа постоянно расширяет круг общения. 62% нашли общий язык с классным руководителем, 57% довольны внеклассной работой, проводимой им. 42,8% - затруднились ответить на вопрос о том, нужен ли специальный человек для внеклассной работы, 33,3% - считают, что он нужен, 14,2% - считают, что такой человек не нужен.

Внеклассная работа важна – 6, 3 балла.  На вопрос, как чаще всего проводите внеурочное время, выбирали все предложенные варианты. На вопрос, чем занимаетесь на классных часах, 98% - затруднились ответить. Более 70% считают классные часы необходимыми.

В 9 “Г” было опрошено 22 человека, 63% - из них имеют хобби, у 45,4% - это спорт, музыка; компьютером увлекаются - 13,6%. 40% имеют возможность заниматься хобби в пределах школы, 36,3% - этой возможности не имеют. Развить свой личностный потенциал удалось на 6,5 баллов. 22% считает, что школа не нарушает их прав и свобод, не согласны с ними 47% . 50% опрошенных непосредственно участвуют в принятии важных школьных и классных решений. 59% удаётся жить гармонично. 70% считают, что школа расширяет их круг общения. 30% считают, что упустили возможность для самосовершенствования. Удовлетворены внеклассной работой 50% опрошенных. Другие же затруднились ответить на этот вопрос. 27% считают, что нужен специальный человек для занятий внеклассной работой, не согласились с ними 40,9%. С классным руководителем нашли общий язык 50% опрошенных, 18% этого не сумели, 27% затруднились ответить на этот вопрос. Важность внеклассной работы оценили на 2,9 балла. Внеурочное время учащиеся поводят на классных часах, на которых обсуждают поведение, решают вопросы. 40% классные часы считают необходимыми, 92,5% - затруднились ответить.

В 9 “В” опрошено 22 человека. Хобби имеется у 70%, самое распространённое спорт – 40,9%, общение – 36, 3%. 60% имеют возможность заниматься хобби в пределах школы. 82% считают, что упустили возможность для самосовершенствования и культурного роста. Потенциал учащиеся развили на 5,3 балла. Школа не нарушает права и свободы 73%. 87% учащихся не участвуют в принятии жизненно важных решений в школе и классе, затруднились ответить на этот вопрос 13%. 44% опрошенных живут гармонично, 31% - это не удалось. Для 68% опрошенных школа постоянно расширяет круг общения, для 18% ситуация прямо противоположная. 81% не удовлетворён внеклассной работой, проводимой учителем- куратором. 45% считают, что им не нужен человек, занимающейся внеклассной работой,  45% -  затруднились ответить. 50% учащихся удалось найти общий язык с классным руководителем. Важность внеклассной работы опрошенные оценили  - 4,8 балла. Вся внеурочная деятельность класса сосредоточена  на классных часах, на которых они заполняют дневники, решают вопросы. Необходимыми их считают 36%, не нужными 54%.

В 11 “В” опрошено 27 человек. Из них  у 67% есть хобби, самое распространенное компьютер – 25,9%, музыка – 22,2%, спорт – 18,5%. Имеют возможность заниматься хобби в пределах школы 44%, не имеют возможности совершенно 18,5%. 35% опрошенных считают, что упустили возможности для самосовершенствования. Свой потенциал учащиеся развили на 5,7 баллов. 18% опрошенных утверждают, что школа не нарушает основных прав и свобод, 40% ответили прямо противоположно. 52% не имеют возможности влиять на принятие решений в школе и классе, 63% учащихся удаётся жить гармонично, 22% не удаётся. 67% считают, что школа расширяет их круг общения, 30% думают прямо противоположно. 29%  учащихся совершенно не интересна внеклассная работа, проводимая их классным руководителем, 40% удовлетворены этой работой. 40,7% считают, что им не нужен специальный человек, который занимался бы с ними внеклассной работой, 37% думает наоборот. 86% удалось найти общий язык с классным руководителем. Важность внеклассной работы оценена на 3,9 балла. Внеурочное время проводят отмечая праздники, ездят в поездки, ходят в кино, посещают классные часы, на которых занимаются делами, обсуждением проблем.70% считают классные часы необходимыми.

В 11 “Б” было опрошено 27 человек, из них у 62% есть хобби. Самое распространённое общение - 40,7%, спорт-18,5%, музыка-14,8%. 51% опрошенных имеют возможность заниматься хобби в школе. 60% считают, что упустили возможность для самосовершенствования и культурного роста. Свой личностный потенциал развили на 7,1 балла. 36% согласились с тем, что школа не нарушает основных прав и свобод, 33,3%- затруднились ответить на этот вопрос. 54% учащихся считают, что не принимают участие  в принятии решений школы и класса никакого участия,30%  имеют прямо противоположное мнение. Жить гармонично удаётся 60% опрошенных, 29% не имеют такой возможности. 42% считает, что школа расширяет круг их общения,45% имеет прямо противоположное мнение. 78% удовлетворены внеклассной работой, проводимой классным руководителем. 81% нашли общий язык с классным руководителем, лишь 14,8% этого не удалось.55,5% считают, что необходимости в специальном  человеке, занимающемся внеклассной работой нет, 18,5% считают, что такой человек нужен. Важность внеклассной работы оценили в 4,5 балла. Внеурочное время чаще всего проводят на классных часах, совершают поездки на природу. На классных часах занимаются обсуждением проблем. Необходимыми классные часы считают 62%.           

Комментарий к анкете по проблеме профессиональной ориентации

11 классов.

 

Практически 80% учащихся 10-х классов уже решили для себя какие предметы для них являются наиболее важными.

Судя по результатам проведенного анкетирования, главными предметами являются: физика и математика. За ними следуют: химия и биология. На 3-м месте по значимости после химии и биоло­гии стоят: иностранный язык, информатика, экономика.

При чем, большинство мальчиков уделяют повышенное внимание физической культуре. Они считают, что эти предметы необходимы им при поступлении в ВУЗ, для дальнейшего обучения и приобретения будущей профессии.

Около 80% опрошенных оценили свои знания по школьной программе на «хорошо». Только I человек ответил, что оценивает свои знания на "неудовлетворительно".

Не смогли оценить объективно свои знания 20% учащихся.

Около 25% школьников по необходимым в дальнейшем предметам занимаются на "отлично", а 45% оценивают свои знания на "хорошо".

90% школьников учатся из сознания необходимости учебы. Помимо школьной программы дополнительную литературу по учебным предметам читают только 20%. 30% опрошенных вообще не читают дополнительную литературу. Самым читаемым предметом является литература - 70%.

В своих жизненных планах твердо определилось 50% школьни­ков, 3% не определилось совсем.

Необходимые профессиональные навыки и проф. знания получили практически все.

Главным из этих навыков учащиеся считают, что это то, что их научили думать.

Почти все школьники определились в своей будущей профессии, только 10% пока не сделали свой выбор.

Самой престижной профессией учащиеся считают профессию экономиста. Все они получили информацию об этой профессии от родителей иди друзей. Но почти все они имеют смутное представле­ние о ней. Выбор профессии основывается на ее престиже. Только 25% считают ее своим призванием, а 12% считают, что другого выбора у них нет.

Для 75% опрошенных главным в жизни является здоровье. Затем следует крепкая семья, любовь, материальное положение, карьера и т.д.

На последнем месте стоит духовность.

Р. S . По итогам проведения опроса можно сделать вывод, что современная школьники выбирают свою будущую профессию руковод­ствуясь не своим отношениям к ней, а ее перспективой, престижем и материальным положением, которое она обеспечивает.

 

 

Комментарий к анкете по проблеме профессиональной ориентации

9 классов.

По проблеме профессиональной ориентации в школе № 37 был проведен опрос 9-х классов. В результате были получены следующие данные:

около 70% учащихся уже сделали свой выбор относительно будущей профессии, многие из них советуются с родителями и друзьями о своем будущем. 12 % учащихся уже сделала все необходимые шаги для выбранной профессии.

80% из всех опрошенных выделили для себя предметы, к который относятся с повышенный вниманием. Из них 40 % приходится на химию и биологию, 20% на физкультуру, 20% на математику. Около 40% считав, что эти предметы будут нужны в будущей профессий, 30-ти процентам учащихся эти предметы просто нравятся /нравятся учителя/.

Знания по школьной программе учащиеся оценивают неоднозначно:

30% - затрудняются оценить себя однозначно,36% - оценивают свои знания на "хорошо", 23% - "удовлетворительно", и лишь 4% - "отлично". По предметам, которым уделяется повышенное внимание учащиеся оценивают себя значительно выше 42% - "хорошо", 19% - "отлично".

Основной мотив учебы - сознание необходимости учебы - у 76% учащихся. 9% учеников учиться заставляют родители, 15% - отвечают, что основным мотивом заставляющим их учиться являются учителя, друзья и общая обстановка в классе.

Дополнительную литературу приходится читать, но в небольшом ко­личестве 58-ми процентам учащихся, из которых 56% наибольшее внимание уделяется русскому языку и литературе. 9% опрошенных не читают литература по предметам.

73%-м школа дала лишь некоторые профессиональные навыки, 21% - учащихся получили серьезные навыки, среди которых они указывают: шитье, вязание, знания нужные в профессии, а также читать, писать и считать.

Основами критериями при выборе профессии являются –перспективность /21%/ и призвание /32%/.

Основными ценностями в жизни учащееся выделяют: здоровье 75%, 52% - крепкая семья, 43% - любовь, материальная независимость лишь на 4-м месте 32%, 28% - образованность.

 

 

Комментарий к анкете учителя-куратора.

 

Было опрошено 13 учителей-кураторов.

В процессе анкетирования на первый вопрос были получены следующие результаты:

1.      Воспитание гражданина, самостоятельность, отзывчивость, взаимопомощь, ответственность, сплоченность коллектива, нравственность.

2.      Совестливость, дружелюбие, дружба, порядочность, коммуникабельность, воспитание семьянина.

3.      Воспитание человека труда, гражданственность, доверие, умение жить в коллективе, честность.

4.      Трудолюбие, сострадание и милосердие, активность, ответственность, информированность, доброта, дисциплинированность, порядочность.

5.      Духовность, патриотизм, гордость за свои успехи и успехи товарищей.

Почти все учителя считают, что интересы у учеников и учителей должны совпадать. Они считают, что это помогает ученикам в учебе, а учителям в работе. А также, чтобы правильно проходил учебно-воспитательный процесс.

Все учителя стремятся удовлетворять интересы учеников во вне внеклассной работе, иначе теряется интерес в самой внеклассной работе.

По мнению учителей, они имеют представление об интересах учеников на 8 баллов из 10.

Учителям в профилирующих классах рассматривают внеклассную работу, как продолжение урока. Большое внимание уделяется профориентации.

По мнению учителей ученикам удалось получить профессиональные и пред профессиональные знания и навыки на 9 баллов из 10.

Во внеклассной деятельности профессиональной склонности учеников отражены через дифференцированные задания с различным уровнем сложности, различные творческие задания: стенгазеты, творческие вечера, конкурсу, КВН-ы, сдают экзамены по выбору.

На последний вопрос анкеты об изменениях в существующей системе внеклассной деятельности, учителя ответить затрудняются, или их все устраивает.


Заключение.

Основной проблемой эффективности внеклассной работы является классное руководство, ведь, именно от классного руководителя зависит насколько детям будет интересна внеклассная работа. Некоторые дети даже не смогли найти общего языка со своим классным руководителем. И именно в классах, где у учеников нет контакта с куратором, они считают внеклассную работу ненужной и обременительной. Почти все учителя считают, что интересы учеников и учителей должны совпадать, но как видно из исследований такого в школе нет. Интересы не только не совпадают, а как считают ученики об этих самых интересах учителя не знают и естественно не стремятся их удовлетворять. Необходимо , чтобы учителя проводили анкетирования с целью выяснения их интересов.

На классные часы дети ходят только из-за необходимости, чаще всего учащиеся проводят внеурочное время именно там. На классных часах дети заполняют дневники, обсуждают поведение, и занимаются тем предметом, который преподает их классный руководитель. Учащиеся считают классные часы не интересными и ненужными. Так как вся внеурочная деятельность класса сосредоточена на классных часах, дети считают внеклассную работу не интересной. В классах, где кроме классных часов дети с куратором ходят в кино, ездят в поездки, на природу, вместе отмечают праздники и т.п. значительно выше оценена важность внеклассной работы. Ошибка многих учителей в том, что они видят внеклассную работу лишь только как продолжение урока. Ведь на уроке  происходит процесс передачи информации, а внеурочное время служит для воспитательного процесса. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием.

При обсуждении проблемы эффективности внеклассной работы я определила, что в большинстве случаев учителя не справляются с обязанностями воспитателя-куратора. С этой целью необходимо для более эффективной внеклассной работы, чтобы вопросами воспитательной работы занимался отдельный человек – социальный педагог.

Информация о работе Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности