Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:25, дипломная работа
Цель дипломного проекта является оценка эффективности внеклассной работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной работы
Задачи:
1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе.
2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива и учеников.
3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в школьной жизни.
4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких личностных качеств по мнению учителей должна быть направлена внеклассная работа).
Введение
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1
§ 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической работы.
ГЛАВА 2
§ 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы.
§ 2. Направления стратегии воспитания в современной школе.
§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы
Заключение.
Список использованной литературы:
Понятно, что эти задачи из-за сложившегося состояния экономики и науки, правового сознания и уровня нравственной, психологической и педагогической культуры нашего общества в ближайшее время в полной мере невыполнимы.
Задачи оздоровления общества, в том числе и системы воспитания (включая и решение проблемы преступности), являются первостепенными и должны быть представлены в долгосрочных программах развития нашего общества.
Необходима кардинальная реформа социальной системы помощи детям и подросткам, предусматривающая защиту их нравственности, здоровья и конституционных прав, предупреждение и корректировку отклонений и деформаций в поведении подростков. Должны быть преодолены такие принципиальные недостатки, как разобщенность социальных, психологических, педагогических, медицинских и правовых мер; смешение общевоспитательных и специализированных функций, несоответствие между поставленными перед органами власти задачами и возможностями их решения (финансового, кадрового, методического, правового, информационного) и т. п.
Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть гарантирована государством путем организации специальной государственной социальной службы. Она оказывает подросткам и детям всестороннюю помощь в реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья; охраняет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные институты, общественные структуры.
Деятельность службы социальной помощи детям и подросткам должна определяться в первую очередь личностным подходом к ним и строиться на основе медико-социально-психологичес
Помощь детям и подросткам может быть непосредственной (улучшение условий проживания и учебы, защита от посягательств на их права, свободу и здоровье, психолого-педагогическая помощь в трудных ситуациях и т. д.) или опосредованной (через работу с родителями, учителями и другими взрослыми, от которых зависит жизнь и благополучие несовершеннолетнего).
Формы оказания помощи не должны унижать честь, достоинство, подрывать самоуважение и самооценку личности несовершеннолетних и их родителей, создавать негативное отношение к родителям.
Организацию помощи не следует ограничивать только работой с самим подростком. Обязательно надо привлекать к ней и его окружение, прежде всего его семью.
Работа службы социальной помощи детям и подросткам должна строиться на научно обоснованных принципах. Необходимо организовать постоянно действующее подразделение, осуществляющее прикладные исследования в интересах службы социальной защиты.
Социальная служба помощи создается для обеспечения социально-правовой и психолого-медико-
содействие оптимизации условий их жизни и воспитания;
охрану и защиту их личных и имущественных прав;
разностороннюю помощь семьям, имеющим трудности в содержании и воспитании несовершеннолетних или попавшим в экстремальные ситуации (беженцы, пострадавшие от катастроф и др.);
разностороннюю помощь семьям и несовершеннолетним из групп повышенного риска;
разностороннюю помощь несовершеннолетним, оставшимся (постоянно или временно) без родителей или ставшим жертвами экстремальных ситуаций, правонарушений или преступлений, постоянного употребления наркотических веществ;
реадаптацию и ресоциализацию несовершеннолетних, утративших нормальный социальный статус, правонарушителей и преступников после применения н мим предусмотренных законом мер.
Создаваемая служба социальной помощи должна иметь в своем составе:
подразделения, работа которых направляется на оказание неотложной помощи несовершеннолетним (телефон доверия, бригады неотложной помощи, кабинеты анонимного приема, дома-убежища для детей и подростков, экстренно нуждающихся в смене микросреды проживания);
подразделения, которые оказывают несовершеннолетним первичную помощь, изучают условия их жизни, выявляют десоциализирующие факторы и определяют меры помощи и защиты детей и подростков.
Служба социальной помощи должна быть укомплектована штатными педагогами, психологами, врачами, юристами, социальными работниками и другими специалистами.
Социальная служба помощи должна быть создана как государственный институт. Государство гарантирует необходимый минимум разносторонней помощи детям (правовой, материальной, психологической, педагогической и пр.). Но по характеру работы социальная служба помощи должна быть общественно-государственной, объединяющей усилия общественных организаций и движение, государственных служащих и частных лиц.
В районах с большой численностью населения социальная служба помощи создает в каждом микрорайоне комплексные группы по охране прав и интересов несовершеннолетних; по работе с семьями, имеющими трудности в содержании и воспитании детей, семьями беженцев и жителей районов катастроф; неблагополучными семьями; с детьми и подростками, требующими педагогической и психологической коррекции личности; с детьми и подростками, отстающими в развитии, инвалидами, другими детьми и подростками с выраженными психическими и физическими недостатками и заболеваниями, нуждающимися в социальной реабилитации в связи с глубокими конфликтами, бегством из дома, уклонением от учебы и работы, принадлежностью к антиобщественным группировкам, завершением лечения от токсикомании, наркомании, отбыванием наказания.
Основным звеном социальной службы помощи является районная служба. В ее составе — отдельные группы, которые действуют в микрорайонах. Наряду с этим должны существовать межрайонные или городские подразделения службы, а для помощи при различных катастрофах — областные, краевые, республиканские и союзные органы службы. Районные службы создаются и работают на постоянной основе, остальные организуются временно, по мере надобности.
В районной социальной службе помощи организуются два основных отдела: социально-правовой помощи и психолого-медико-педагогическ
Если это необходимо, для успешной работы службы создаются также отделы: полового воспитания и гармонии семейной жизни; методический отдел, отдел консультаций (по выбору профессий), организационно-информационный, консультативной работы с учителями и воспитателями. Руководит работой социальной службы помощи дирекция с финансовым и хозяйственным подразделением.
Если это необходимо, при районной службе создаются такие подразделения:
1. Центр психолого-педагогической реабилитации с детским садом и школой (интернатного и полуинтернатного типа) индивидуального обучения, включая обеспечение занятий на дому и в медицинских клиниках с детьми, не способными длительный срок посещать школу.
2. Центр медико-психологической реабилитации со школой и полирежимным психотерапевтическим стационаром для детей и подростков, имеющих легкие, в начальной стадии отклонения в психическом здоровье, эпизодически употребляющих алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества. Помещение в этот центр детей и подростков осуществляется по желанию родителей и несовершеннолетних (по заключению диагностической комиссии службы помощи). При центре организуется загородный филиал.
При небольшом числе пациентов два центра могут быть объединены в единый центр медико-психолого-
3. Производственный комплекс с престижными видами труда (например, сборка компьютеров, кинофотоаппаратуры, музыкальной аппаратуры и другой сложной техники).
4. Спортивно-культурный центр.
5. Бюро по обмену квартир семей несовершеннолетних, нуждающихся в смене района проживания.
6. Центр неотложной помощи, включающий телефон доверия, кабинет анонимного приема, приют для временного проживания несовершеннолетних и матерей с детьми, комплексная бригада неотложной помощи.
7. Приют-убежище обычного типа и домашнего типа.
8. Центр реадаптации и ресоциализации для работы с несовершеннолетними, вернувшимися из ВТК и специальных учебных заведений.
9. Сезонные лечебно-оздоровительные и спортивные лагеря.
Социальная служба обеспечивает помощь всем учреждениям района, обеспечивающим обучение и воспитание, охрану физического и психического здоровья, досуг, труд, перевоспитание несовершеннолетних.
Отдел психолого-медико-
В социальной службе помощи работают психологи — специалисты в области общей, возрастной, педагогической, социальной и медицинской психологии, психологии труда и юридической психологии; педагоги, в том числе получившие специальную подготовку для работы с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением; воспитатели; социальные работники различной специализации (юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская, организаторы досуга и др.); учителя-дефектологи; врачи (детские психиатры, психоневрологи и невропатологи, психотерапевты, наркологи, педиатры и др.); юристы, специалисты по половому воспитанию, сексологи, социологи; технический и вспомогательный персонал.
По вопросам внеклассной работы я проводила исследование в школе № 37, и получила следующие результаты:
Комментарий к анкете школьника.
Опрос проводился в 1998 году в школе № 37. Опрошены были: 10 «В» класс (19 человек), 10 «Б» класс (25 человек), 6 «А» класс (30 человек), 6 «Д» класс (7 человек), 6 «Г» класс (14 человек).
В результате обработки анкет я получила следующие данные:
В параллели шестых классов дети считают внеклассную работу достаточно эффективной – в среднем 8.4 балла.
В 10-х классах средний гораздо ниже: 10 «В» - 4 балла, 10 «Б» - 7.9 балла. В 6-х классах интересной внеклассную работу считают – 7.8 балла опрошенных. Таким же получился результат в 10 «Б», в 10 «В» - ее считают абсолютно не интересной (2.5 балла). Очень низкий бал (3.8 балла) в участии в общешкольной работе у всех классов, так же низок и интерес к ней, приблизительно 4.1 балла в 10-х классах, в шестых классах несколько выше (6.9 балла).
Учащиеся 6-х классов считают, что внеклассная работа очень развивает их социальные качества – 9.6 балла, в 10-х классах приблизительно 4 балла. Посещение классных часов практически 100%, 6-е классы считают их достаточно интересными, 10-е: «В» - 1.5 балла, «Б» - 6.5 балла.
Также достаточно высока степень взаимопонимания учеников и учителей. Отражение своих интересов во внеклассной работе нашли лишь ученики 6-х классов. Ученики 10-х классов находят мало интересующего их во внеклассной работе и считают, что школа не имеет представления об интересующих их проблемах, также они считают, что школа не стремится удовлетворить их интерес. Хотя картина в 6-х классах прямо противоположна. 10-е классы считают внеклассную работу обременительной, но в среднем время на работу уходит не много, также как и 6-х классах.
Комментарий к анкете старшеклассника.
Опрос проводился в 1999 году в школе № 37. Опрошены были: 10 «Б» класс (29 человек), 10 «А» класс (21 человек), 9 «Г» класс (22 человек), 9 «В» класс (22 человек), 11 «В» класс (27 человек), 11 «В» класс (27 человек).
В результате обработки анкет я получила следующие данные:
У 80% опрошенных в 10 “Б” классе есть хобби и более чем у половины – это хобби – спорт, компьютер и общение. В школе не имеют возможности заниматься своим хобби лишь 10,3%, 31% опрошенных занимаются хобби в пределах школы, 31% - лишь иногда занимаются хобби в школе; 27% опрошенных считают, что упустили возможности самосовершенствования в школе, 13,8% - уверены в этом твёрдо; 45% считают, что скорее всего имели возможности для самосовершенствования, 13,8% - уверены в этом твёрдо. Средний балл по развитию потенциала при обучении в школе- 6,7. 10,3% опрошенных ответили, что школа не нарушает их основных прав и свобод. 27, 5% ответили, что скорее всего их права и свободы нарушены, твёрдо в этом уверены 10,3%. Затруднились ответить на этот вопрос- 20%. 45% считают, что не имеют возможности непосредственно участвовать в принятии решений в классе и школе, 14%- категорически отрицают своё влияние на школьные процессы, 6,8% - твёрдо убеждены в своём влиянии на решения в школе и классе, 17% - их поддержали, но не совсем в этом уверены. Гармонично живут более 50% учащихся.
Школа расширяет круг общения более чем для 80% опрошенных. 82% удовлетворены внеклассной работой, проводимой их классным руководителем, хотелось бы больше экскурсий. 86,2% - считают, что внеклассной работой с ними должен заниматься непосредственно классный руководитель. 89% - удалось найти общий язык с классным руководителем. Внеклассная работа важна в среднем на 8 баллов из 10. Чаще всего учащиеся проводят внеурочное время с классом на классных часах. Более 80% их считают необходимыми. На классных часах чаще всего занимаются обсуждением проблем, математикой.
Информация о работе Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности