Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта является оценка эффективности внеклассной работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной работы
Задачи:
1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе.
2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива и учеников.
3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в школьной жизни.
4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких личностных качеств по мнению учителей должна быть направлена внеклассная работа).

Оглавление

Введение
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1
§ 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической работы.
ГЛАВА 2
§ 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы.
§ 2. Направления стратегии воспитания в современной школе.
§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы
Заключение.
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

Понятно, что эти задачи из-за сложившегося состояния экономики и науки, правового созна­ния и уровня нравственной, психологической и педагогической культуры нашего общества в бли­жайшее время в полной мере невыполнимы.

Задачи оздоровления общества, в том числе и системы воспитания (включая и решение проблемы преступности), являются первостепен­ными и должны быть представлены в долго­срочных программах развития нашего общества.

Необходима кардинальная реформа социаль­ной системы помощи детям и подросткам, предусматривающая защиту их нравственности, здоровья и конституционных прав, предупрежде­ние и корректировку отклонений и деформаций в поведении подростков. Должны быть преодо­лены такие принципиальные недостатки, как разобщенность социальных, психологических, педагогических, медицинских и правовых мер; смешение общевоспитательных и специализиро­ванных функций, несоответствие между постав­ленными перед органами власти задачами и возможностями их решения (финансового, кад­рового, методического, правового, информа­ционного) и т. п.

Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть гарантирована государством путем организации специальной государственной социальной службы. Она оказы­вает подросткам и детям всестороннюю по­мощь в реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья; охра­няет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные институты, общественные структуры.

Деятельность службы социальной помощи де­тям и подросткам должна определяться в пер­вую очередь личностным подходом к ним и строиться на основе медико-социально-пси­хологических характеристик личности.

Помощь детям и подросткам может быть непосредственной (улучшение условий прожива­ния и учебы, защита от посягательств на их права, свободу и здоровье, психолого-педагоги­ческая помощь в трудных ситуациях и т. д.) или опосредованной (через работу с родите­лями, учителями и другими взрослыми, от ко­торых зависит жизнь и благополучие несовер­шеннолетнего).

Формы оказания помощи не должны уни­жать честь, достоинство, подрывать самоуваже­ние и самооценку личности несовершеннолет­них и их родителей, создавать негативное от­ношение к родителям.

Организацию помощи не следует ограничи­вать только работой с самим подростком. Обя­зательно надо привлекать к ней и его окру­жение, прежде всего его семью.

Работа службы социальной помощи детям и подросткам должна строиться на научно обоснованных принципах. Необходимо организо­вать постоянно действующее подразделение, осуществляющее прикладные исследования в ин­тересах службы социальной защиты.

Социальная служба помощи создается для обеспечения социально-правовой и психолого-медико-педагогической поддержки детям   и подросткам через:

      содействие оптимизации условий их жизни и воспитания;

      охрану и защиту их личных и имуществен­ных прав;

      разностороннюю помощь семьям, имеющим трудности в содержании и воспитании несовер­шеннолетних или попавшим в экстремальные ситуации (беженцы, пострадавшие от ката­строф и др.);

      разностороннюю помощь семьям и несовер­шеннолетним из групп повышенного риска;

      разностороннюю помощь несовершеннолет­ним, оставшимся (постоянно или временно) без родителей или ставшим жертвами экстре­мальных ситуаций, правонарушений или преступ­лений, постоянного употребления наркотических веществ;

      реадаптацию и ресоциализацию несовершен­нолетних, утративших нормальный социальный статус, правонарушителей и преступников после применения н мим предусмотренных законом мер.

Создаваемая служба социальной помощи должна иметь в своем составе:

      подразделения, работа которых направляется на оказание неотложной помощи несовершен­нолетним (телефон доверия, бригады неотлож­ной помощи, кабинеты анонимного приема, дома-убежища для детей и подростков, экстрен­но нуждающихся в смене микросреды прожи­вания);

      подразделения, которые оказывают несовер­шеннолетним первичную помощь, изучают усло­вия их жизни, выявляют десоциализирующие факторы и определяют меры помощи и защиты детей и подростков.

Служба социальной помощи должна быть укомплектована штатными педагогами, психо­логами, врачами, юристами, социальными работ­никами и другими специалистами.

Социальная служба помощи должна быть создана как государственный институт. Госу­дарство гарантирует необходимый минимум разносторонней помощи детям (правовой, ма­териальной, психологической, педагогической и пр.). Но по характеру работы социальная служ­ба помощи должна быть общественно-государ­ственной, объединяющей усилия общественных организаций и движение, государственных слу­жащих и частных лиц.

В районах с большой численностью населе­ния социальная служба помощи создает в каж­дом микрорайоне комплексные группы по охра­не прав и интересов несовершеннолетних; по работе с семьями, имеющими трудности в со­держании и воспитании детей, семьями бежен­цев и жителей районов катастроф; неблаго­получными семьями; с детьми и подростками, требующими педагогической и психологической коррекции личности; с детьми и подростками, отстающими в развитии, инвалидами, другими детьми и подростками с выраженными пси­хическими и физическими недостатками и за­болеваниями, нуждающимися в социальной реабилитации в связи с глубокими конфликтами, бегством из дома, уклонением от учебы и работы, принадлежностью к антиобщественным группировкам, завершением лечения от токсикомании, наркомании, отбыванием наказания.

Основным звеном социальной службы помо­щи является районная служба. В ее составе — отдельные группы, которые действуют в микро­районах. Наряду с этим должны существовать межрайонные или городские подразделения службы, а для помощи при различных ката­строфах — областные, краевые, республикан­ские и союзные органы службы. Районные служ­бы создаются и работают на постоянной основе, остальные организуются временно, по мере надобности.

В районной социальной службе помощи ор­ганизуются два основных отдела: социально-пра­вовой помощи и психолого-медико-педагогиче­ской помощи.

Если это необходимо, для успешной работы службы создаются также отделы: полового воспитания и гармонии семейной жизни; мето­дический отдел, отдел консультаций (по выбору профессий), организационно-информационный, консультативной работы с учителями и воспи­тателями. Руководит работой социальной служ­бы помощи дирекция с финансовым и хозяй­ственным подразделением.

Если это необходимо, при районной службе создаются такие подразделения:

1.      Центр психолого-педагогической реабили­тации с детским садом и школой (интернатного и полуинтернатного типа) индивидуального обучения, включая обеспечение занятий на до­му и в медицинских клиниках с детьми, не спо­собными длительный срок посещать школу.

2.      Центр медико-психологической реабилитации со школой и полирежимным психотерапев­тическим стационаром для детей и подростков, имеющих легкие, в начальной стадии отклоне­ния в психическом здоровье, эпизодически употребляющих алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества. Помещение в этот центр детей и подростков осуществляется по желанию родителей и несовершеннолетних (по заключению диагностической комиссии службы помощи). При центре организуется загородный филиал.

При небольшом числе пациентов два центра могут быть объединены в единый центр ме­дико-психолого-педагогической реабилитации.

3. Производственный комплекс с престижны­ми видами труда (например, сборка компьютеров, кинофотоаппаратуры, музыкальной аппа­ратуры и другой сложной техники).

4. Спортивно-культурный центр.

5. Бюро по обмену квартир семей несовер­шеннолетних, нуждающихся в смене района про­живания.

6. Центр неотложной помощи, включающий телефон доверия, кабинет анонимного приема, приют для временного проживания несовершен­нолетних и матерей с детьми, комплексная бригада неотложной помощи.

7. Приют-убежище обычного типа и домашне­го типа.

8. Центр реадаптации и ресоциализации для работы с несовершеннолетними, вернувшимися из ВТК и специальных учебных заведений.

9. Сезонные лечебно-оздоровительные и спор­тивные лагеря.

Социальная служба обеспечивает помощь всем учреждениям района, обеспечивающим обучение и воспитание, охрану физического и психического здоровья, досуг, труд, перевоспи­тание несовершеннолетних.

Отдел психолого-медико-педагогической по­мощи осуществляет диагностику психического развития, отклонений в развитии детей   и подростков, выявляет причины, трудности адап­тации учащихся к школе, отклоняющегося пове­дения детей и подростков; консультации, ка­сающиеся выбора типа школы или учебных клас­сов, формы индивидуального обучения и воспи­тания, отношений родителей и детей в семье, различных проблем личной жизни несовершеннолетних; проводит индивидуальную психо­лого-педагогическую коррекцию поведения и психических процессов несовершеннолетних, психотерапевтическую работу при начальных стадиях психических отклонений у детей и подростков, при травмировании психики не­совершеннолетних, ставших жертвами пре­ступлений, правонарушений, социальных, тех­нологических и природных катастроф и Дру­гих травмирующих событий, оказывает помощь в реадаптации и ресоциализации несовер­шеннолетних.

В социальной службе помощи работают психологи — специалисты в области общей, возрастной, педагогической, социальной и ме­дицинской психологии, психологии труда и юридической психологии; педагоги, в том числе получившие специальную подготовку для ра­боты с несовершеннолетними с отклоняющим­ся поведением; воспитатели; социальные ра­ботники различной специализации (юридиче­ская, психологическая, педагогическая, меди­цинская, организаторы досуга и др.); учителя-дефектологи; врачи (детские психиатры, психоневрологи и невропатологи, психотерапев­ты, наркологи, педиатры и др.); юристы, специалисты по половому воспитанию, сексо­логи, социологи; технический и вспомогатель­ный персонал.

 

§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы

По вопросам внеклассной работы я проводила исследование в школе № 37, и получила следующие результаты:

Комментарий к анкете школьника.

Опрос проводился в 1998 году в школе № 37. Опрошены были: 10 «В» класс (19 человек), 10 «Б» класс (25 человек), 6 «А» класс (30 человек), 6 «Д» класс (7 человек), 6 «Г» класс (14 человек).

В результате обработки анкет я получила следующие данные:

В параллели шестых классов дети считают внеклассную работу достаточно эффективной – в среднем 8.4 балла.

В 10-х классах средний гораздо ниже: 10 «В» - 4 балла, 10 «Б» - 7.9 балла. В 6-х классах интересной внеклассную работу считают – 7.8 балла опрошенных. Таким же получился результат в 10 «Б», в 10 «В» - ее считают абсолютно не интересной (2.5 балла). Очень низкий бал (3.8 балла) в участии в общешкольной работе у всех классов, так же низок и интерес к ней, приблизительно 4.1 балла в 10-х классах, в шестых классах несколько выше (6.9 балла).

Учащиеся 6-х классов считают, что внеклассная работа очень развивает их социальные качества – 9.6 балла, в 10-х классах приблизительно 4 балла. Посещение классных часов практически 100%, 6-е классы считают их достаточно интересными, 10-е: «В» - 1.5 балла, «Б» - 6.5 балла.

Также достаточно высока степень взаимопонимания учеников и учителей. Отражение своих интересов во внеклассной работе нашли лишь ученики 6-х классов. Ученики 10-х классов находят мало интересующего их во внеклассной работе и считают, что школа не имеет представления об интересующих их проблемах, также они считают, что школа не стремится удовлетворить их интерес. Хотя картина в 6-х классах прямо противоположна. 10-е классы считают внеклассную работу обременительной, но в среднем время на работу уходит не много, также как и 6-х классах.

 

Комментарий к анкете старшеклассника.

Опрос проводился в 1999 году в школе № 37. Опрошены были: 10 «Б» класс (29 человек), 10 «А» класс (21 человек), 9 «Г» класс (22 человек), 9 «В» класс (22 человек), 11 «В» класс (27 человек), 11 «В» класс (27 человек).

В результате обработки анкет я получила следующие данные:

У 80% опрошенных в 10 “Б” классе есть хобби и более чем у половины – это хобби – спорт, компьютер и общение. В школе не имеют возможности заниматься своим хобби лишь 10,3%, 31% опрошенных занимаются  хобби в пределах школы, 31% - лишь иногда занимаются хобби в школе; 27% опрошенных считают, что упустили возможности самосовершенствования в школе, 13,8% - уверены в этом твёрдо; 45% считают, что скорее всего имели возможности для самосовершенствования, 13,8% - уверены в этом твёрдо. Средний балл по развитию потенциала при обучении в школе- 6,7. 10,3% опрошенных ответили, что школа не нарушает их основных прав и свобод. 27, 5% ответили, что скорее всего их права и свободы нарушены, твёрдо в этом уверены 10,3%. Затруднились ответить на этот вопрос- 20%.  45%  считают, что не имеют возможности непосредственно участвовать в принятии решений в классе и школе, 14%- категорически отрицают своё влияние на школьные процессы, 6,8% - твёрдо убеждены в своём влиянии на решения в школе и классе, 17% - их поддержали, но не совсем в этом уверены. Гармонично живут более 50% учащихся.

Школа расширяет круг общения более чем для 80% опрошенных. 82% удовлетворены внеклассной работой, проводимой их классным руководителем, хотелось бы больше экскурсий. 86,2% - считают, что внеклассной работой с ними должен заниматься непосредственно классный руководитель. 89% - удалось найти общий язык с классным руководителем. Внеклассная работа важна в среднем на 8 баллов из 10. Чаще всего учащиеся проводят внеурочное время с классом на классных часах. Более 80% их считают необходимыми. На классных часах чаще всего занимаются обсуждением проблем, математикой.

Информация о работе Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности