Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:26, реферат
Непростые перемены в экономической и социальной сферах, потрясшие Россию в последнее десятилетие, наряду с переходом к рыночной экономике, привели к резкому усилению бедности и снижению уровня жизни, то есть отход России от плановой экономики, начавшийся с осуществления крупномасштабных реформ в экономический сфере, включавших либерализацию экономики и внешнеэкономической деятельности, приватизацию и ликвидацию системы централизованного планирования и управления, привел к кардинальным переменам в жизни российского общества.
Введение………………………………………………………………………..3
Социальная работа как наука…………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………...…….12
Список использованной литературы………………………………………..13
Федеральное агентство по науке и образованию
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
«Рязанский Государственный Университет имени С.А. Есенина»
Институт психологии, педагогики и социальной работы
Кафедра социальной психологии и социальной работы
Перспектива
развития социальной работы
Выполнил:
Студент 46 группы
4 курса ОЗО(5,5)
Воронкова Е.В.
Проверил:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры социальной
психологии и социальной работы
Корчагина Лариса Михайловна
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Социальная работа как наука…………………………………………………5
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..13
Введение
Непростые перемены в экономической
и социальной сферах, потрясшие Россию
в последнее десятилетие, наряду
с переходом к рыночной экономике,
привели к резкому усилению бедности
и снижению уровня жизни, то есть отход
России от плановой экономики, начавшийся
с осуществления
Осуществлявшиеся в последние
годы исследования привели к более
глубокому пониманию уровня бедности
в России и выявили основные характеристики
«новых бедных», они также привлекли
внимание общественности к необходимости
пересмотра социальной политики для
решения данных проблем. В частности
широкая дискуссия развернулась
по вопросам реформы социальной поддержки.
Многие предложения по проведению реформ
основывалась на необходимости перехода
к адресной социальной поддержки
и повышения качества социальных
услуг при большом разнообразии
конкретных предложений. Одной из последних
программ Правительства Российской
Федерации стала Программа «
Социальная работа как наука
Социальная работа как
наука представляет собой сферу
человеческой деятельности, функция
которой состоит в выработке
и теоретической систематизации
объективных знаний об определенной
действительности — социальной сфере
и специфической социальной деятельности.
Последнюю можно
Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. Однако процесс становления этой науки еще далек от завершения.
Одним словом, идет поиск (можно сказать, даже открытие) закономерных явлений, присущих новой научной дисциплине «Социальная работа». Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука она органично связана с целым комплексом других наук, можно выделить несколько групп основных принципов теории социальной работы. С введением в 1991 г. в России новой профессии — специалиста по социальной работе — базовым в подготовке социальных работников на протяжении определенного времени был учебный курс «Теория и методика (технология) социальной работы». Его основная цель состояла в том, чтобы дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологии (методики) и организации, научить их методам этой работы.
В связи с этим надо отметить, что социальная работа — многопрофильная деятельность. Подготовка специалистов в этой области базируется на комплексе предметов. Набор таких дисциплин в разных странах неодинаков. Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин, важная роль отводится изучению философии, экономической теории, истории, культурологии, политологии, иностранных языков, информационных технологий, основ деловой речи, социальной экологии
Как наука социальная работа
имеет собственный предмет и
объект исследования, своеобразную проблематику.
Она исследует социальные отношения,
процессы социального взаимодействия
с целью решения проблем
Социальная работа
как теория находится на стыке
традиционных направлений
Методология социальной работы подразумевает изучение предмета, объекта, в котором помимо клиента присутствует и сам социальный работник, а также социального контекста, в рамках которого происходит взаимодействие социального работника и клиента, структуры социальной работы, и принципов функционирования отрасли. Большое внимание в социальной работе уделяется изучению и разработке технологий, т. е. способов и методов конкретной практической социальной работы с различными группами и типами клиентов, нуждающихся в социальных услугах. Особое место занимает разработка превентивных и коррекционных технологий, направленных на предотвращение или исправление социальных болезней и девиаций.
Для социальной работы как отрасли научного знания характерны две противоборствующие тенденции, связанные с ответом на вопрос: что первично для развития социальной работы: научные знания, теория, с одной стороны, или практика, социальное действие, с другой? Еще одна спорная дилемма: что лежит в основе социальных проблем: общественные отношения, общество в целом, социальная среда или же человек, в котором заключены детерминированные природой основные причины всех его личных бед и несчастий?
В социальной работе,
по мнению многих зарубежных
авторов, научно-
Другое направление
утверждает первоосновой
Если исходить из
того, что первопричина социальной
дисгармонии общество, его устройство,
то социальная работа должна
быть ориентирована прежде
Если же принять
за первопричину социальных
В социальной работе
не существует единой теории,
а наука представлена
Несмотря на многообразие теоретических построений для практической социальной работы, ее сущностно-функциональная характеристика может быть выражена в деятельности, направленной на изменение, которое в конечном счете ориентировано на содействие в гармонизации отношений между отдельными индивидами, индивидом и группой, индивидом и социумом, общественных отношений в целом, обеспечение социального благосостояния его граждан, формирование чувства личной ответственности за коллективное благосостояние, со стратегической перспективой на устойчивость развития конкретной социальной системы.
Все вышесказанное характеризует социальную работу как полипарадигмальную теорию и практику. В современной социальной работе существует множество моделей практики, основанных на тех или иных теоретических взглядах. Например, когда речь идет о традиционной социальной работе на индивидуально-личностном уровне, это прежде всего психолого-ориентированные модели. Среди них психодинамические модели, основу которых составляет модернизированный фрейдизм, эгопсихологическая модель и трансакциональный анализ. Еще одна группа моделей практической работы использует бихевиористские теории.
Социальная работа как
наука состоит из двух основных разделов:
теоретико-методологического, фундаментального
(методология, законы, категориальный
аппарат науки) и прикладного
— области социально-
Информация о работе Перспектива развития социальной работы как науки