Перспектива развития социальной работы как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:26, реферат

Краткое описание

Непростые перемены в экономической и социальной сферах, потрясшие Россию в последнее десятилетие, наряду с переходом к рыночной экономике, привели к резкому усилению бедности и снижению уровня жизни, то есть отход России от плановой экономики, начавшийся с осуществления крупномасштабных реформ в экономический сфере, включавших либерализацию экономики и внешнеэкономической деятельности, приватизацию и ликвидацию системы централизованного планирования и управления, привел к кардинальным переменам в жизни российского общества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Социальная работа как наука…………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………...…….12
Список использованной литературы………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Основы соцраб Корчагина 2011.docx

— 28.03 Кб (Скачать)

        Федеральное агентство по науке и образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального                               образования

    «Рязанский Государственный Университет имени С.А. Есенина»

              Институт психологии, педагогики  и социальной работы

Кафедра социальной психологии и социальной работы

 

 

 

                                      Реферат  по дисциплине:

                                    Основы социальной работы

                                                    По теме:

     Перспектива  развития социальной работы как  науки

 

 

Выполнил:

Студент 46 группы

4 курса ОЗО(5,5)

Воронкова Е.В.

 

 

Проверил:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социальной

психологии и социальной работы

 Корчагина Лариса Михайловна

 

 

                                               Рязань, 2011

 

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………..3

Социальная работа как  наука…………………………………………………5

Заключение……………………………………………………………...…….12

Список использованной литературы………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Непростые перемены в экономической  и социальной сферах, потрясшие Россию в последнее десятилетие, наряду с переходом к рыночной экономике, привели к резкому усилению бедности и снижению уровня жизни, то есть отход  России от плановой экономики, начавшийся с осуществления крупномасштабных реформ в экономический сфере, включавших либерализацию экономики и внешнеэкономической  деятельности, приватизацию и ликвидацию системы централизованного планирования и управления, привел к кардинальным переменам в жизни российского  общества. Эти перемены, с одной  стороны, создали условия для  роста экономической активности населения и, с другой стороны, вызвали  падение уровня производства в ряде отраслей, существенное снижение уровня жизни значительной части населения, реальной заработной платы, рост безработицы, снижение качества социального обслуживания нетрудоспособных и появление массовой бедности. Как это ни парадоксально, когда распалось государство, рухнула  экономика и уровень жизни  и социальная работа – как часть  социальной экономики, как профессия, как наука – достигла небывалого расцвета. Сформировались новые подходы, появилось новое законодательство, накоплен большой опыт.

Осуществлявшиеся в последние  годы исследования привели к более  глубокому пониманию уровня бедности в России и выявили основные характеристики «новых бедных», они также привлекли  внимание общественности к необходимости  пересмотра социальной политики для  решения данных проблем. В частности  широкая дискуссия развернулась по вопросам реформы социальной поддержки. Многие предложения по проведению реформ основывалась на необходимости перехода к адресной социальной поддержки  и повышения качества социальных услуг при большом разнообразии конкретных предложений. Одной из последних  программ Правительства Российской Федерации стала Программа «Конвертация льгот», то есть Правительство поставило перед собой масштабную задачу - в течение ближайших трех лет поднять реальные доходы (без учета роста цен) на 40 процентов. По мнению разработчиков данной программы, решение этой задачи позволит сократить число граждан, живущих за чертой бедности, более чем в два раза. Социальная работа - совокупность различных видов деятельности работников социальных служб, ориентированная на помощь социально депривированным группам населения: безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным. Основными функциями социальной работы являются: - социальная помощь; - социальная коррекция; - социальная реабилитация; - социальная терапия. Социальная помощь - это поддержка в денежной и/или натуральной форме, предоставляемая с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся, безработным и/или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми. Социальная коррекция и терапия - тесно связанные технологические социальные процедуры, имеющие в своем арсенале общие методы. Исходя из начального смысла слова \"терапия\", что означает уход, забота, лечение, можно предположить, что \"социальная терапия\" означает врачевание каких-то социальных явлений, отношений и т.п. Социальная реабилитация — программа преодоления чувства неполноценности, возникшего в связи с возрастом, потерей трудоспособности и другими обстоятельствами. Осуществляется посредством вовлечения человека в коллективный труд и отдых, привлечения к информационно-культурным источникам — библиотекам, музеям, театрам и т. д. Имеет несколько аспектов — медицинский, профессиональный, бытовой и др.

 

 

Социальная работа как наука 

Социальная работа как  наука представляет собой сферу  человеческой деятельности, функция  которой состоит в выработке  и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере  и специфической социальной деятельности. Последнюю можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение  социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе. Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов  и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов —  одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины. Напомним, что науки разделяются на естественные, общественные (социальные, гуманитарные) и технические. Являясь в своей  основе социальной (общественной) наукой, социальная работа связана и с  техническими, и (особенно) с естественными  науками. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный  характер сточки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (с медициной, в частности), с одной стороны, а с другой — связей с социологией, психологией, педагогикой, правоведением  и другими социальными (общественными) науками.

Как наука социальная работа в нашей стране находится еще  в стадии становления. Однако процесс  становления этой науки еще далек  от завершения.

Одним словом, идет поиск (можно  сказать, даже открытие) закономерных явлений, присущих новой научной  дисциплине «Социальная работа». Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука она органично связана с целым комплексом других наук, можно выделить несколько групп основных принципов теории социальной работы. С введением в 1991 г. в России новой профессии — специалиста по социальной работе — базовым в подготовке социальных работников на протяжении определенного времени был учебный курс «Теория и методика (технология) социальной работы». Его основная цель состояла в том, чтобы дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологии (методики) и организации, научить их методам этой работы.

В связи с этим надо отметить, что социальная работа — многопрофильная  деятельность. Подготовка специалистов в этой области базируется на комплексе  предметов. Набор таких дисциплин  в разных странах неодинаков. Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают  социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин, важная роль отводится изучению философии, экономической теории, истории, культурологии, политологии, иностранных языков, информационных технологий, основ деловой речи, социальной экологии

Как наука социальная работа имеет собственный предмет и  объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния  различных биологических и социальных факторов. Отличительной чертой социальной работы как теории является то, что  она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Новая теория создавалась  как результат настоятельной  потребности общества в научно-теоретических  исследованиях в области социального  развития и взаимоотношений между  личностью и обществом на новом  социально-политическом и экономическом  этапе развития общества, а также  потребности в научно-практических и методологических рекомендациях по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.

 Социальная работа  как теория находится на стыке  традиционных направлений социальных  наук: философии, психологии, социологии, медицины, политологии, экономики,  антропологии, этики и др. В число  ее проблем входят специфические  исследования, связанные с соотношением  социальной работы и социальной  политики, с социальными процессами, а также с ответственностью  общества за адекватное развитие  личности. Таким образом, тематика  исследований в области социальной  работы достаточно широка и  определяется рамками сложной  системы: «социальная среда —  человек».

Методология социальной работы подразумевает изучение предмета, объекта, в котором помимо клиента присутствует и сам социальный работник, а также  социального контекста, в рамках которого происходит взаимодействие социального  работника и клиента, структуры  социальной работы, и принципов функционирования отрасли. Большое внимание в социальной работе уделяется изучению и разработке технологий, т. е. способов и методов  конкретной практической социальной работы с различными группами и типами клиентов, нуждающихся в социальных услугах. Особое место занимает разработка превентивных и коррекционных технологий, направленных на предотвращение или исправление  социальных болезней и девиаций.

  Для социальной работы как отрасли научного знания характерны две противоборствующие тенденции, связанные с ответом на вопрос: что первично для развития социальной работы: научные знания, теория, с одной стороны, или практика, социальное действие, с другой? Еще одна спорная дилемма: что лежит в основе социальных проблем: общественные отношения, общество в целом, социальная среда или же человек, в котором заключены детерминированные природой основные причины всех его личных бед и несчастий?

 В социальной работе, по мнению многих зарубежных  авторов, научно-исследовательская  деятельность и практическая  деятельность развиваются в основном  независимо друг от друга. Однако  большинство исследователей считают,  что на учреждение социальной  работы как социального института  первостепенное влияние оказали  мировоззренческие факторы, попытки  научного осмысления социальной  действительности и социальных  противоречий. Основным генерирующим  началом явилось, теоретическое  знание, которое и легло в основу  социальной практики и социальной  науки.

 Другое направление  утверждает первоосновой социальную  практику и социальное действие  и соответственно вторичность  научного знания. По мнению ряда  ученых, в противном случае теория  будет отдаляться от практики  и даже мешать практикующим  социальным работникам оказывать  эффективную помощь нуждающимся.

 Если исходить из  того, что первопричина социальной  дисгармонии общество, его устройство, то социальная работа должна  быть ориентирована прежде всего  на реформирование или радикальное  изменение этого общества.

 Если же принять  за первопричину социальных проблем  самого человека, то для достижения  гармонии необходимо изменять  прежде всего человека, а не  его окружение. В таком случае  социальная политика должна опираться  на развитие учреждений, занятых  проблемами воспитания, социализации, коррекции и реабилитации, т. е.  на развитие социально-психологической  работы.

 В социальной работе  не существует единой теории, а наука представлена разнообразными  общественными, социальными научными  школами, в рамках которых и  разворачиваются основные исследовательские  традиции, предлагающие обществу и практической социальной работе различные научные и научно-практические парадигмы.

  Несмотря на многообразие теоретических построений для практической социальной работы, ее сущностно-функциональная характеристика может быть выражена в деятельности, направленной на изменение, которое в конечном счете ориентировано на содействие в гармонизации отношений между отдельными индивидами, индивидом и группой, индивидом и социумом, общественных отношений в целом, обеспечение социального благосостояния его граждан, формирование чувства личной ответственности за коллективное благосостояние, со стратегической перспективой на устойчивость развития конкретной социальной системы.

  Все вышесказанное характеризует социальную работу как полипарадигмальную теорию и практику. В современной социальной работе существует множество моделей практики, основанных на тех или иных теоретических взглядах. Например, когда речь идет о традиционной социальной работе на индивидуально-личностном уровне, это прежде всего психолого-ориентированные модели. Среди них психодинамические модели, основу которых составляет модернизированный фрейдизм, эгопсихологическая модель и трансакциональный анализ. Еще одна группа моделей практической работы использует бихевиористские теории.

Социальная работа как  наука состоит из двух основных разделов: теоретико-методологического, фундаментального (методология, законы, категориальный аппарат науки) и прикладного  — области социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, научного обеспечения решения практических социальных задач в обществе которые  призван решать социальный работник. Его практическая деятельность весьма многогранна. На низовых уровнях  организации общества (семья, микрорайон, трудовой коллектив) она включает в себя регуляцию межличностных и групповых отношений, организацию социального обслуживания населения, коррекцию девиантного поведения, предупреждение и локализацию конфликтов, социальное просвещение и консультирование, психопрофилактику и т.д. На уровне функционирования региональных и муниципальных структур социальный работник, не упуская из поля деятельности организацию названных выше направлений, занят также проблемами занятости и миграции, социоинженерным проектированием, крупными инновационными мероприятиями в сфере производства и управления.

Информация о работе Перспектива развития социальной работы как науки