Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта является оценка эффективности внеклассной работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной работы
Задачи:
1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе.
2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива и учеников.
3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в школьной жизни.
4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких личностных качеств по мнению учителей должна быть направлена внеклассная работа).

Оглавление

Введение
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1
§ 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической работы.
ГЛАВА 2
§ 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы.
§ 2. Направления стратегии воспитания в современной школе.
§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы
Заключение.
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 311.50 Кб (Скачать)


72

 

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.А. ЕСЕНИНА

 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

«Рекомендовать к защите»

Заведующий кафедрой

_____________________

«__» ____________ 2000 г.

 

 

 

 

ЦЫГАНОВА Юлия Владимировна

 

 

 

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА И СТЕПЕНЬ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

 

 

 

 

Дипломная работа

 

 

 

 

 

Научный руководитель

проф.

Степанов Н.А.

 

 

 

 

 

 

Рязань 2000 г.

 


Введение             

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ             

ГЛАВА 1             

§ 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической  работы.             

ГЛАВА 2             

§ 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы.             

§ 2. Направления стратегии воспитания в современной школе.             

§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы             

Заключение.             

Список использованной литературы:             

приложение             


Введение

Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования  гармонично развитой личности. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами.

Данная тематика достаточно широко рассматривается в литературе:

1. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990 г.

2.Мальковская П.Н. «Социальная активность старшеклассников», М. «Педагогика», 1988 г.

3.Немировский В.Г. Социология личности, Красноярск, 1989 г.

4.Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М. «Просвещение», 1980 г.

5. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества №7 за 1998 г.

В данной литературе проблема внеклассной работы рассматривается с  разных точек зрения. Описываются этапы становления социально-педагогической работы в школе, отмечается сопряженность социальной работы с  социальным прост­ранством и его временными характерис­тиками. Так же отмечается возрастающая роль внеклассной работы в социализации ребенка. Указываются основные формы организации внеклассной работы. Описываются современные подходы к внеклассной работе, ее новые формы.

Рассматриваются направления стратегий воспитания в современной школе.

Школа в которой я проходила практику проводится эксперимент  «Школа на улице Л. Толстого. Шаг в 21 век». Элемент новизны состоит в том, что в процессе исследования описана социально-педагогическая деятельность в контексте этого эксперимента.

Основная проблема дипломного проекта выражается в  отсутствии:

      точного представления (научной системной картины) об эффективности воспитательной (социально-педагогической) работы в школе № 37

      Разработанных социально-педагогических технологий организации внеклассной работы.

         Объектом исследования является внеклассная работа.

Предметом исследования были социально-педагогические механизмы воздействия внеклассной работы на личность ребенка, формирование социальных качеств, влияние заинтересованности учеников и учителей на эффективность внеклассной работы.  

Цель дипломного проекта является оценка эффективности внеклассной работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной работы

Задачи:

1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе.

2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива и учеников.

3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в     школьной жизни.

4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких личностных качеств по мнению учителей должна быть направлена внеклассная работа).

Для решения поставленных задач в данном дипломном проекте использовались различные методы сбора социологической информации:

-         Анкетирование – самостоятельное заполнение анкеты респондентами

-         Интервьюирование – предполагает личное общение социолога с респондентом.

-         Наблюдение- целенаправленное, систематезированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения.

Ранее в школе  проблемы внеклассной работы не исследовались, не была оценена важность влияния педагога на ученика, в данном дипломном проекте было выявлено влияние внеклассной работы на развитие личности, рассмотрена деятельность педагога как координатора процесса социализации и самовоспитания, по совершенствованию взаимодействия двух основных социальных субъектов, под воздействием которых формируется личность   — общества и индивида.

Гипотезы:

1.Соцеально-педагогическая работа не является приоритетной в деятельности учителей предметников.

2.Социально-педагогические элементы включены в деятельность не всех учителей предметников.

3.Образовательный процесс строится без точного учета социального эффекта.

4.Воспитательная работа осуществляется вне контекста общей образовательной деятельности.

С помощью результатов исследования можно выделить основные направления оптимизации процесса внеклассной работы. 

При оценке эффективности проводимой внеклассной и общешкольной работы я выделила основные критерии эффективности внеклассной  работы:

1.Получение дополнительных внепрограммных учебных знаний. Индикатор: число учащихся, посещающих факультативные занятия , число учащихся назвавших нормой поведения чтение дополнительной литературы.

2.Занятия спортом, физическое совершенствование. Индикатор: число учащихся посещающих различные секций, число учащихся назвавших основными ценностями жизни здоровье, число учащихся назвавших нормой поведения занятия спортом

3.Занятия искусством. Индикатор: число учащихся принимающих участие в различных театральных постановках, КВНах, праздниках, и т. п. В

4.Исполнение социальной роли. Индикатор: число учащихся принадлежащих к различным общественным организациям, и занимающихся общественной деятельностью.

5.Занятия в  русле избранной профессии. Индикатор: число учащихся обучающихся в профессионально-ориентированных классах, число профессионально-ориентированных учащихся.

6.Комфортность в школе. Индикатор: число учащихся ощущаюших себя «хозяевами школы».

7. Характеристика. Самооценка значимости своей личности учениками. Критерий. Возможность принимать решения, определяющие жизнь класса и школы. Индикатор:. Число учащихся имеющих возможность принимать решения, определяющие жизнь школы и класса.

9.Возможность и интенсивность общения с внешкольными партнерами. Индикатор: число учеников оценивших возможность общения.

Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и воспитанию. В этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, в учёбе, в работе. Социологический подход к воспитанию недостаточен для педагогики, так как растущий человек осваивает информацию активно и избирательно. В психологии и педагогике социальная среда понимается как объективно пережитая человеком объективная реальность. Воспитательная среда часть социальной среды, которая специально создаётся для формирования субъектов общественной деятельности на всех уровнях общественной жизни.

В настоящее время выделяют такие приоритетные направления воспитания личности, как осуществление возрастного подхода в процессе создания благоприятной среды воспитания, укрепление духовных контактов между воспитателями и воспитанниками в ходе сотрудничества в общем деле и ответственного отношения к нему; постоянное побуждение человека к самовоспитанию, к самообразованию.

Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания, классное руководство превратилось в формальность. Попытка свести воспитание к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики.

Имеются опасения, что в ближайшее время без работы останется более полумиллиона подростков, обучающихся во вспомогательных школах и школах-интернатах для детей с дефек­тами умственного и физического развития.

В среде несовершеннолетних практически бес­препятственно распространяются (часто путем морального и физического принуждения) сте­реотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и же­стокостью по отношению к другим людям.

Острый психологический кри­зис несовершеннолетних, усугубляемый от­сутствием к ним внимания и доверия со сто­роны взрослых, таков, что общество ставится перед риском не получить полноценной смены поколений.

Необходимо оздоровление социальной жизни детей и подростков и их внутреннего мира. Это предполагает выявление причин де­формаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересах ребенка, построение процес­са воспитания, способствующего развитию нор­мальной личности.

Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть гарантирована государством путем организации специальной государственной социальной службы. Она оказы­вает подросткам и детям всестороннюю по­мощь в реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья; охра­няет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные институты, общественные структуры.

Родившийся индивид должен успеть за очень короткое время развиться в личность — носителя социальных отношений, члена общества, способ­ного взаимодействовать с людьми. Сам по себе индивид не обладает способностью к таким пре­образованиям, он не получает биологических га­рантий личностного развития. Личностью надо "выделаться" в процессе социально активной жизни, на уровне современной культуры. Но, что­бы ребенок смог принимать активное участие в общественных событиях и отношениях, он дол­жен быть воспитан, т.е. усвоить данный уровень духовной и материальной культуры.

Сегодня следует учитывать изменение масштабов целостности воспитательного процесса, поскольку сферы духовной куль­туры, социального образования и воспи­тания, социальной работы все более органично сопрягаются с социальным прост­ранством и его временными характерис­тиками. Это конструктивно воздействует на стратегию и технологию образовательно-воспитательного процесса, придает всем субъектам деятельности более устремленную личностно-гуманистическую ориентацию в сферах социальной политики, образования и социальной работы.

 


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1

§ 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической  работы.             

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попе­чительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организа­ции, частные лица.

Социально-педагогическое движение активно раз­вивалось в 20—30-е гг. В 60-е гг. появились работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т. д.).

Информация о работе Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности