Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта является оценка эффективности внеклассной работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной работы
Задачи:
1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе.
2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива и учеников.
3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в школьной жизни.
4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких личностных качеств по мнению учителей должна быть направлена внеклассная работа).

Оглавление

Введение
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1
§ 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической работы.
ГЛАВА 2
§ 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы.
§ 2. Направления стратегии воспитания в современной школе.
§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы
Заключение.
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

На рубеже 70—80-х гг. общественные потребнос­ти, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах ут­верждалась идея целенаправленной социально-педа­гогической работы с детьми. В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам соци­альной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.

Однако прогресс в этой сфере сдерживался сла­бым организационным, кадровым, материально-фи­нансовым, научно-педагогическим обеспечением, а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необ­ходимость учредить институт социальных педаго­гов — специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населе­нием в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. В настоящее время в высших и средних специаль­ных учебных заведениях введены специальности «Со­циальная педагогика» и «Социальная работа».

 


Взаимозависимость личности, общества и истории. Очеловечивающая сила истории де­лает ее неисчерпаемым источником обо­гащения духовной жизни людей. Однако в истории есть и разрушительные потен­ции; овладевая личностью, они произво­дят весьма опасное действие на нее и на окружающих. Свобода выбора добра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше и совершеннее куль­тура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой (а не своеволием!) он обладает.

Исторический процесс поддерживается двумя средствами — общением и преем­ственностью, в свою очередь обусловлен­ными воспитанием, образованием. Вне этих главных факторов невозможно взаи­мопонимание людей, равно как и куль­турное наследование.

Любой человек имеет социальную при­надлежность и, следовательно, социаль­ные качества. Личность как субъективное начало получает свою индивидуальную определенность только благодаря комби­нации элементов культуры, приобретае­мых ею в различных общностях, а эти последние жизнеспособны из-за культур­ного участия в них тех или иных людей.

Успехи человеческого общежития со­зданы совместными усилиями всех куль­турных народов. Даже в тех случаях, когда историческое развитие где-то на время прерывалось, в общем оно не пре­кращалось никогда. Со­знание определяется преимущественно характером общества, к которому при­надлежит личность, а также самой ее жизнью. Задача культуры в том и состо­ит, чтобы гармонизировать интересы и возможности социальных групп с запросами и склонностями личностей, в них входящих.

Нация — это идея, про­низывающая материальную и духовную культуру большого сообщества людей. Наиболее стабильное в этнической исто­рии — это дух народа, проявляющийся в любви к родному как изначально данно­му, будь то язык, нравы, обычаи, отношения, ценности. Все родное, складывающееся на базе общения и воспитания, имеет колоссальное формирующее значе­ние.

Таким образом, национальное воспита­ние следует понимать как введение инди­вида в духовную культуру, в историчес­кую филиацию основных идейных стрем­лений, выразившихся в этносе данного народа или народов, если речь идет о много этнической нации, и как развитие способностей личности к прогрессивному вкладу в верования, язык, жизненные цели и средства их благотворного дости­жения, что служит на пользу и данной нации, и человечеству в целом

Занимаясь ежедневными делами, чело­век вольно или невольно творит историю. Мотивы деянии личности и есть в конеч­ном счете движущая сила истории, а вос­питание мотивов, облагораживающее их, служит спасению человечества. Среди них особое место занимает понимание смысла жизни — представление о том, зачем, с какой целью мы проявляем жизненную активность.

Потребность в осмыслении жизни озна­чает появление самоуважения, а в даль­нейшем — и социальной полноценности. Потребности (страсти, интересы), движу­щие человеком, тесно связаны с представ­лениями о ценностях. Нередко потребнос­ти зависят от них. Так, потребность в материальных благах может разрастаться или суживаться вследствие принятия лич­ностью потребительских или, напротив, творческих ценностей.

Социальный прогресс состоит в том, что формируются новые потребности, а вместе с ними и новые ценности, среди которых научное знание и способ мыш­ления занимают выдающееся место. Для поступательного движения человеческой истории совершенно необходимо, чтобы людские потребности все дальше выходи­ли за рамки насущного. Соответственно, приспособление людей к изменяющимся условиям жизни невозможно без усвоения ими новой системы ценностей. Однако следует помнить, что и вне преемствен­ности культуры немыслим какой бы то ни было прогресс.

В социологическом плане воспитание — означает формирование и развитие личности под воздействием всей совокупности объективных и субъективных факторов, с  которыми  индивид находится в контакте. Социологии предстоит разработка фундаментальных вопросов воспитания, проведение крупномасштабных исследований, раскрывающих основные черты и особенности новых экономических и социально-культурных процессов, происходящих в нашем обществе, так как они связаны с формированием личности, переориентацией общественного и индивидуального сознания.

Современная школа должна управлять воспитательным процессом, а не плестись в хвосте, особенно в условиях большого города. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. Однако в практике воспитания прочно укоренилось мнение, что воспитываемый всегда является лишь объектом воспитательного воздействия, и ответная его реакция на это воздействие не учитывается Воспитывать по старинке “огулом” легче, но результат неудовлетворителен. Такое воспитание действует однозначно негативно: подавляет волю и инициативу, поощряет приспособленчество, отбивает вкус к самовоспитанию, ибо для этого нужна самостоятельная работа, творческие усилия, а об их развитии школа заботится менее всего. Догматическая система воспитания изжила себя и не в состоянии способствовать решению указанных задач. Речь должна идти не просто о совершенствовании отдельных звеньев воспитания, по разработке новой, единой комплексной системы воспитания, фундаментом которой должны стать общечеловеческие достижения  науки, прогресс педагогической мысли, которая призвана ориентироваться не только на потребности современной социальной практики, но и на будущее. Проблема влияния на воспитания процессов, связанных с урбанизацией, понимается как распространение городского стандарта жизни в результате роста городов, развития промышленности. Главные из признаков  городского стандарта жизни - повышение плотности населения, ослабление эффективности системы непосредственного визуального контроля над поведением принадлежащих к данной территории общности людей. Эта тенденция оказывает наиболее сильное влияние на сознание и поведение людей. Развитие самосознания личности как главной опоры социального контроля в условиях урбанизации, делает возможным постепенное перерастание его в самоконтроль. Недостаточная зрелость самосознания и самоконтроль у человека, живущего в городе, особенно в большом городе, влечёт за собой усиление в поведении различного рода импульсов, поэтому замена традиционной системы социального контроля новой, соответствующей условиям современного города, должна быть обеспечена интенсивным ростом нравственной культуры населения, самосознания, ответственности людей. Если это не происходит, урбанизация становится фактором роста аморализма и преступности. Неформальные группы, играющие в крупных городах значительно большую роль, чем в мелких селениях, становятся во внерабочее  время почти  монопольной микросредой. Нередко они бывают источником антисоциальных явлений, преступного поведения.

Проблема профориентации молодёжи по мере научно-технического прогресса далеко выходит за рамки экономики и приобретает воспитательное значение, так как работа, выполнять которую человек не способен, к которой у него нет призвания, какой бы престижной она ни была, всегда повёрнута к нему не творческой, а принудительно-механической стороной. А так как проблема сохранения и развития творческой активности ребёнка не стала в школьных программах основной целью воспитания, мы имеем основание говорить о несовершенстве современной системы воспитания, о малой эффективности воспитательного воздействия семьи и школы. Существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы является организация и руководство внеклассной воспитательной работой. Значительную часть этой работы планируют и осуществляют классные руководители (нравственное воспитание, стимулирование учебной деятельности, организация общественно-полезного труда). Большое место в организации внеклассной работы занимают общешкольные мероприятия (вечера, дискотеки), которые проводятся руководством школы. При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на:

1.       Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

2.       Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени.

3.       Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех учащихся.

4.       Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся.

С учётом этих положений педагогический коллектив разрабатывает систему внеклассной и внешкольной работы, а руководство школы оказывает методическую помощь и осуществляет контроль за проведением и качеством этой работы.

Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов  учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации дел в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло  по их инициативе.

Успеху внеурочной воспитательной работы  содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий  решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием  действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место  в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.      Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических  клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических  учений и др. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными  людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь.

Информация о работе Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности