Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта является оценка эффективности внеклассной работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной работы
Задачи:
1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе.
2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива и учеников.
3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в школьной жизни.
4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких личностных качеств по мнению учителей должна быть направлена внеклассная работа).

Оглавление

Введение
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1
§ 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической работы.
ГЛАВА 2
§ 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы.
§ 2. Направления стратегии воспитания в современной школе.
§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы
Заключение.
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся с начальных классов. Их цель — вовлечь всех детей с отбором наиболее талантливых. Смотры — наиболее общая соревновательная  форма массовой работы. Их задача — подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску. Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Школа является первой организованно-действующей  средой, длительное время влияющей на ребёнка в период, когда он проходит три важнейших этапа  развития, детство, отрочество, юность. Школа аккумулирует все воздействия среды в целом. Преобразование социальной позиции подростка рассматривается в органической взаимосвязи с преобразованиями социальной среды. Социальные функции школы состоят в том, чтобы обеспечивать приобщение подрастающих поколений к ценностям, созданным цивилизацией, и вооружать их способами освоения и приумножения её богатств. Источник социальной активности, формирующей потребности, находится в общественно- политической и культурной среде жизни, которая воздействует на школу. Социальная позиция включает в себя систему отношений, целей и ценностей, установок и мотивов, формирование социально- активной позиции молодого человека на производстве предваряет отношение к действительности  молодых людей в период их обучения в школе. В Конвенции о правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 г. зафиксированы три основных права ребёнка; на выживание, развитие и защиту. Это важный ориентир для России, в которой сегодня интенсивно “ размывается “ социальная инфраструктура детства в области здоровья, образования, культуры, спорта. Интересы детей, которых в РФ 28,5% от численности населения, затрачивают всё общество. Образ жизни детей, уровень их развития, служат важнейшим индикатором благополучия страны. Социальное воспитание детей объективно служит государственным инструментом стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Социальное воспитание подрастающего поколения – задача всего общества, и не только того или  иного образовательного ведомства. Социологи пришли к выводу: огромная армия профессиональных воспитателей работает малоэффективно. Важнейшим условием успешной деятельности в этой сфере является совпадение целей и задач социального воспитания со стратегией развития общества. В социальном воспитании ведущая роль принадлежит семье и школе. Школа сегодня отвыкла работать с семьёй в единой системе, не имеет чёткой позиции по отношению к своей роли в социуме, не оказывает существенного влияния на процесс и результаты воспитания. Применительно к современной России, ввергнутой в социально-экономический передел, стремительное развитие социально- педагогических служб — это процесс объективно необходимый. Социальная педагогика или педагогика отношений в социуме рассматривается как базовая интегративная основа в системе служб социальной помощи. Её цель — педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме. Социальная служба, это структура, созданная для помощи людям, имеющим проблемы в сфере общественных отношений и в своей личной жизни, проблема в неурочной деятельности сейчас явно недооценивается. Та школа, которая не живёт после уроков, не может гарантировать правильного нравственного развития детей. Хорошая школа — это целый мир совместного накопления нравственного опыта, центр организованного общения. Дети воспитываются в деятельности. Главное — опираться на актуальные потребности детей. Обществу нужна надёжно поставленная школьная воспитательная служба.

Главное понятие педагогики — воспитание. В научной педагогике есть только одна основополагающая категория — воспитание, она выражает объективный процесс движения отношений, деятельности в обществе, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Воспитание суммирует опыт познания мира и опыт мировой общественной практики.

Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности индивида, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики – состоит в развитии сущностных сил индивида, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность. Механизмы и формы проявления педагогической деятельности опираются на деятельность, отношения, общения. Целостный педагогический процесс есть материализация всеобщей категории воспитания как общественного явления. Структура целостного педагогического процесса включает следующие компоненты: основные категории и законы, цель и воспитательные ценности, систему “педагог - дети”, содержание воспитания и обучения, учебно-воспитательные учреждения. В общем виде критерий эффективности воспитательного процесса могут быть выражены в степени воспитанности подрастающего человека, степени его обучения, в степени мобильности его психических процессов. Сама школа медленно и болезненно меняет свою педагогическую парадигму. Стихийный поиск добавляет новые проблемы. Одной из самых острых проблем остается воспитание. Каковы же концептуальные основы воспитания в сложившейся политической и экономической обстановке?

1.       Воспитание как возрождение гражданина, человека культурного и нравственного, как необходимое условие социализации личности, является социально обусловленным процессом, выполняющим стабилизирующие функции.

2.       Сохранение, развитие культуры.

3.       Обслуживание исторического процесса смены поколений.

4.       Создание условий для свободного развития личности, как субъекта культуры исторического процесса собственного развития и жизнетворчества.

Важными базовыми компонентами воспитания являются:

1.        Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность, чувство собственного достоинства, самодисциплины).

2.        Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, терпимость, доброжелательность, готовность оказать помощь).

3.        Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании в красоте общения).

4.        Воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений, навыков, интеллекта).

5.        Воспитание практичной личности (знание основ экономики, трудолюбия, хозяйственность, владение языками, физическая закалка, хорошие манеры).

Обновление воспитания, опирающегося на принцип гуманизации означает:

1.      Возвращает воспитание к человеку.

2.      Поддержку индивидуальности и самобытности ребенка, решительный отказ от «валового» подхода в воспитании и признание каждого отдельного ребенка высшей ценностью воспитания, развитие субъективных свойств творческой потенциала.

3.      Осуществление в контексте национальной культуры, как среды питающей духовное и нравственное развитие ребенка.

4.      Возвращение воспитания в семью к родителям, признание в них главных воспитателей, поиск путей педагогического сотрудничества и доверительного общения с родителями.

5.      Существенное повышение педагогической культуры воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции. Современной школе нужен труд, дающий возможность проявляться интересам детей и педагогов, их созидательным силам и стремлениям. Восстановление и сохранение природы, исторических памятников, возрождение народных промыслов, во всем необходимо участие школы.

Для образовательных учреждений с гуманистическими воспитательными системами характерны следующие признаки:

1.      Наличие собственной идеологии школы.

2.      Формирование определенного образа жизни.

3.      Педагогически целесообразная организация среды образовательного учреждения, как внутренней (предметно-эстетической, пространственной, духовной), так и внешней (Социальной, природной). генеральной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, способной полноценно выполнить систему социальных ролей; функции семейные, трудовые, гражданские, геосоциальные, саморегулятивные. При этом необходимо ориентироваться на общечеловеческие ценности, следует помнить об опережающем характере цели воспитания, о необходимости проектирования тех качеств, которые понадобятся нашему воспитаннику для жизнедеятельности в будущем. Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в демократическом обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут мораль и право.

Свобода как цель и необходимое усло­вие прогрессивного развития достижима лишь при условии ее осознания участни­ками образовательного процесса, осозна­ния, которым может снабдить молодежь только воспитание и обучение в их един­стве. Чтобы человек мог справиться с грузом ответственности, возлагаемым на него свободой воли, ему необходимо мужество.

Стремление к самостоятельности выбо­ра того, что составляет содержание и смысл жизни — работы, общения, потреб­ления, личной жизни, досуга, присуще человеку, но воспитание призвано вдохновить эту генеральную потребность лич­ности, укрепить, наполнить ее конструк­тивным содержанием.

В воспитании нуждаются добродетели созерцания и рефлексии, рвения к истине, творчеству и самосовершенствованию. Колоссальное значение имеет также при­общение людей к искусству достойного человека счастья, искусству благородного наслаждения прекрасным. Чтобы воспол­нить утрачиваемый смысл жизни в посто­янно усложняющемся мире, учение и на­учную работу, размышление над слож­ными Проблемами, бескорыстное стремле­ние к познанию важно представить как трудную, но достойную, очень нужную, возвышающую человека и уважаемую другими деятельность.

Правильное воспитание призвано гар­монизировать способности и потребности людей. А для достижения этой цели им нужно уметь рефлектировать. Неразруши­тельное, а то и созидательное, творческое сознание образованному и развитому че­ловеку дает только рефлексия — и цель, и важнейший компонент образовательно-воспитательных усилий.

Воспитание призвано позаботиться об умственном развитии детей, достаточном для понимания ими различий между меч­той и учением, пророчеством и доктри­ной, утопией и наукой. Важно убедить подростков не обманываться словами.

Воспитание ума, нацеленное на предотвращение личных и общественных трагедии, должно включать в себя обучение последовательной  само­критичности и критичности, способности трезво мыслить, готовности подвергать сомнению все надежды и устремления и отвергать их, если они заключают в себе опасность. Нужно научить детей ненавидеть самообман. В жизни часто придется перепроверять информацию, искать    и находить новые    материалы для такой проверки и перепроверки.

Человеку необходимо постоянно под­держивать в себе интерес к жизни, к окружающему миру. Поэтому в высшей степени желательно соединение эстетичес­кого и этического начал в личности.

Воспитание, основанное на глубоком знании моральной организации человека. Чтобы выжить, обществу предсто­ит научиться более искренней терпимос­ти, чем ныне признаваемая.

Социальная педагогика служит цели облагородить, очеловечить разрушительные эгоистичес­кие природные влечения, ибо иначе со­вместная жизнь людей становится невоз­можной. В связи с этим необходимо пре­одолеть отчуждение человека от культуры. Педагог должен способствовать интериоризации культурных предписаний, сочетая внутренние задатки ребенка с активно взывающими к их развитию внешними обстоятельствами, приводя к первым успехам и закрепляя их последу­ющими Содержание воспитания. Что же необходимо знать каждому члену общества? То, что полезно для домашнего хозяйст­ва, для ведения своих дел, свободного развития способностей и профессиональ­ных навыков, для умения осуществлять и защищать свои права, для понимания своих обязанностей и возможности их хорошего исполнения; суждения о поступ­ках по точным критериям; то, что полез­но для отторжения внушения.

Новым поколениям необходимо знать пути самоуничтожения человечества. К ним мы относим прежде всего глупость, невежество, жадность и недальновид­ность. История человеческой глупости представляет собой ценный компонент содержания воспитания: она "учит" учиться на уже совершенных ошибках. Однов­ременно история заблуждений и трагедий разума полезна в том смысле, что способ­ствует развитию осторожности, строгости суждений, дает представление о сложнос­ти умственной работы, учит уважать ее и проверять конечные результаты.

Социальной педагогике предстоит оказать помощь молодежи в усвоении целей жизни, а зна­чит, своей деятельности. Этому служит эволюция культуры и науки. Их история помогает новым поколениям лучше по­нять современность. В истории искусств, ремесел, теорий, технологий, социальных устройств и т.д. приращение знаний о законах мира предстает как бы в замедлен­ной киносъемке, раскрывающей драму людей и идей, обобщающей причины ус­пехов и поражений человечества. Это поз­воляет усвоить законы развития про­гресса, застоя и регресса в исторической перспективе.

Большое значение имеет и изучение истории субъекта познания (его рацио­нальности и самого понятия): оно воспи­тывает конструктивность мышления, рас­полагает к творчеству и служит просвеще­нию в более обширном смысле — как выходу человеческого рода из состояния несовершеннолетия в состояние свободно­го неразрушительного творчества жизни.

Огромное значение приобретает усвое­ние методов познания, понимание их сравнительной эффективности, развитие способности к их уместному и правильно­му применению. Научное и учебное по­знание имеет грани взаимодействия, поз­воляющие применять методы науки в воспитательных целях. Так, интроспекция, в психологической науке служащая мето­дом исследования и диагностики, является одновременно и эффективным способом самосовершенствования.

Информация о работе Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности