Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:33, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи между содержанием ценностных ориентаций учеников и характером содержания педагогической деятельности учителя по использованию материала учебника по чтению.
Объект исследования: младший школьник.
Предмет исследования: способы взаимодействия по формированию ценностных ориентаций младших школьников.
Введение......................................................................................................... 3
Глава I. Особенности воспитания ценностных ориентаций
учеников младшего школьного возраста.............................................................. 5
§ 1. Сущность ценностных ориентаций....................................... 5 § 2. Характеристика ценностных ориентаций детей
начальных классов.................................................................................................. 13
Глава II. Уроки чтения в формировании ценностных
ориентаций младших школьников........................................................................ 22
§ 1. Моральный потенциал содержания уроков чтения
(анализ учебника).................................................................................................... 22
§ 2. Способы и приемы использования материала
учебника по воспитанию ценностных ориентаций у детей................................ 30 Заключение................................................................................................. ...34
Список использованной литературы.......................................................... 40
- Давайте прочитаем ещё
- Как вы думаете, почему «пословица недаром молвится»? (Она нужна людям. Она помогает понять главное. В ней есть оценка хорошему и плохому.)
Работа с учебником:
- Тематика пословиц разнообразна. Мы с вами разберём только несколько разделов.
а) – Прочитаем пословицы о Родине (чтение вслух хорошо читающим учеником).
- Как вы понимаете эти
- Согласны ли вы с этими пословицами?
- Когда может употребляться каждая из них? (Когда говорят о смелых и решительных людях, которые любят сою Родину, как родную мать).
- Как вы относитесь к тому месту, где родились и выросли? (Я родился в деревне и сейчас здесь живу, я люблю свою деревню).
б) – Прочитаем пословицы о дружбе (аналогичная работа).
- Каким должен быть настоящий друг? (Настоящий друг – это человек, который тебя понимает, поддерживает в трудную минуту, помогает).
в) – Прочитаем пословицы об умении и трудолюбии (аналогичная работа).
- Как вы оцениваете свой труд, помогаете ли вы родителям, друзьям? Как? (Я помогаю маме – мою посуду, подметаю пол. Когда меня о чём-то просят старшие, то я всегда стараюсь сделать это как можно лучше).
- Как вы думаете, почему так много пословиц посвящено в учебнике умению и трудолюбию? (Труд - очень важен в жизни людей. Труд всегда ценили. И наши родители работают).
г) – Прочитайте пословицы о лени и нерадивости (аналогичная работа).
- Кто такой лентяй? (Человек, который ничего не хочет делать, не помогает маме и папе, а всё время играет или смотрит телевизор).
д) – Прочитайте пословицы о природе (аналогичная работа).
Слово учителя:
- Послушайте, что сказал великий
писатель М.А.Шолохов о
Конспект внеклассного занятия
Тема: «Вежливая просьба»
Цели: познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему незнакомому, старшему близкому а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественном месте воспитывать у детей культуру общения.
Ход занятия
Предлагаю детям послушать рассказ Н.Е.Богуславской «Вежливая просьба»: «Сегодня папа вернулся из горнолыжного похода. Федя вошел в комнату и увидел: сидит папа, а рядом с ним – Нюша. Папа подает фотографию, а Нюша их смотрит, Федя подбегает к Нюше, отталкивает ее и выхватывает фотографии.
- А ну дай мне! Мои фотографии!
Папа очень рассердился. Он строго сказал сыну:
- Сначала научись вежливо просит
Федя пошел к дедушке:
– Дедушка, научи меня просить. Я так обрадовался папе, мне было так весело, так интересно! А Нюшка разревелась. Вот папа меня и прогнал. Велел научиться вежливо просить.
- Нет ничего проще, - ответил дедушка – Ты должен выучить несколько слов. Повторяй за мной: пожалуйста, будь добра; разреши мне, позволь мне; очень прошу; если можно, дай мне; пожалуйста, посмотреть фотографии.
Федя:
- Вот еще нежности! Никогда! Пусть раньше вырастет борода, чем буду я кланяться этой девчонке! Уж лучше я постою в сторонке . . .»
Беседа с детьми:
- Как вы думаете, разрешили ли Феде посмотреть фотографии?
- Что значит «вежливо просить?»
- Попробуйте повторить за
Предлагаю детям послушать еще один текст: «Мама купила большие красные яблоки. Нюша подошла к маме и попросила:
- Мамочка, дай, пожалуйста, мне яблоко.
- Съешь после обеда, - ответила мама.
- Я очень прошу. Даю слово, что съем весь обед. Так хочется попробовать красивое яблочко, пожалуйста, разреши мне съесть его до обеда.
Вбежал Федя. Он увидел яблоки и без спросу схватил самое большое».
Беседа с детьми:
- Как вы думаете, получила ли Нюша яблоко до обеда, и почему?
- Как, по-вашему, мама отнеслась к Фединому поступку, как бы вы поступили на месте Нюши и Феди?
- Когда Вам хочется попросить что-нибудь у мамы, что вы делаете?
- Повторим еще раз вежливые слова, с помощью которых мы просим о чем либо, нужно ли говорить эти слова только взрослым или детям тоже? Вежливым нужно быть не только со взрослыми, но и с ровесниками)
- А теперь давайте поиграем
в детский магазин. Катя – продавец,
а другие дети – покупатели.
Разложим на «прилавке» игрушки
(каждый ребенок выбирает себе
покупку и обращается к
Приложение 7
Приложение 7
Результаты повторной диагностики
Имя ребенка |
«Охарак-теризуй» |
«Ответь на вопросы» | |||||
Кол-во назв. качеств |
№№ вопросов | ||||||
хор. |
пл. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Аня К. |
4 |
2 |
Доброта, трудолюбие, Родина, дружба, справедливость, честность |
Доброта, трудолюбие |
+ |
+ |
- |
Максим В. |
3 |
4 |
Родина, трудолюбие, дружба, справедливость, честность, доброта |
Справедливость, трудолюбие, порядочность |
+ |
+ |
+ |
Слава О. |
6 |
4 |
Дружба, доброта, Родина, трудолюбие, справедливость, честность |
Честность, отвага |
+ |
+ |
+ |
Ирина А. |
6 |
4 |
Честность, справедливость, трудолюбие, доброта, дружба, Родина, |
Правдивость, доброта, справедливость |
+ |
+ |
+ |
Дмитрий К. |
5 |
5 |
Доброта, честность, справедливость, трудолюбие, Родина, дружба |
Смелость, справедливость, любовь к Родине |
+ |
+ |
+ |
Олег Т. |
6 |
4 |
Дружба, трудолюбие, Родина, честность, доброта, справедливость |
Справедливость, любовь к труду |
+ |
+ |
+ |
Вадим С. |
2 |
2 |
Доброта, дружба, Родина, честность, трудолюбие, справедливость |
Доброта |
+ |
- |
+ |
Инна К. |
4 |
5 |
Доброта, Родина, справедливость, честность, трудолюбие, дружба |
Доброта, милосердие |
+ |
+ |
+ |
Сергей Д. |
5 |
5 |
Дружба, честность, справедливость, Родина, трудолюбие, доброта |
Правдивость, смелость, доброта |
+ |
+ |
+ |
Даниил З. |
5 |
6 |
Родина, честность, доброта, дружба, трудолюбие, справедливость |
Честность, дружелюбие, доброта, |
+ |
+ |
+ |
Настя В. |
5 |
5 |
Дружба, доброта, трудолюбие, Родина, честность, справедливость |
Дружелюбие, трудолюбие, правдивость |
+ |
+ |
+ |
Катя Я. |
4 |
6 |
Доброта, трудолюбие, справедливость, дружба, честность, Родина |
Доброта, трудолюбие, честность |
+ |
+ |
+ |
Информация о работе Уроки чтения в формировании ценностных ориентаций младших школьников