Уроки чтения в формировании ценностных ориентаций младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление взаимосвязи между содержанием ценностных ориентаций учеников и характером содержания педагогической деятельности учителя по использованию материала учебника по чтению.
Объект исследования: младший школьник.
Предмет исследования: способы взаимодействия по формированию ценностных ориентаций младших школьников.

Оглавление

Введение......................................................................................................... 3
Глава I. Особенности воспитания ценностных ориентаций
учеников младшего школьного возраста.............................................................. 5
§ 1. Сущность ценностных ориентаций....................................... 5 § 2. Характеристика ценностных ориентаций детей
начальных классов.................................................................................................. 13
Глава II. Уроки чтения в формировании ценностных
ориентаций младших школьников........................................................................ 22
§ 1. Моральный потенциал содержания уроков чтения
(анализ учебника).................................................................................................... 22
§ 2. Способы и приемы использования материала
учебника по воспитанию ценностных ориентаций у детей................................ 30 Заключение................................................................................................. ...34
Список использованной литературы.......................................................... 40

Файлы: 1 файл

wcoumsw.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

- Давайте прочитаем ещё несколько  определений пословицы, которые  ей дал сам народ.

                   -  Как вы думаете, почему «пословица недаром молвится»? (Она нужна людям. Она помогает понять главное. В ней есть оценка хорошему и плохому.)

Работа с учебником:

           - Тематика пословиц разнообразна. Мы с вами разберём только несколько разделов.

          а)  – Прочитаем пословицы о Родине (чтение вслух хорошо читающим учеником).

- Как вы понимаете эти пословицы? (Нужно защищать свою Родину. Наши  деды отдавали жизнь за Родину).

- Согласны ли вы с этими  пословицами?

- Когда может употребляться  каждая из них? (Когда говорят  о смелых и решительных людях, которые любят сою Родину, как родную мать).

- Как вы относитесь к тому  месту, где родились и выросли? (Я родился в деревне и сейчас  здесь живу, я люблю свою деревню).

   б)  – Прочитаем пословицы о дружбе (аналогичная работа).

- Каким должен быть настоящий  друг? (Настоящий друг – это  человек, который тебя понимает, поддерживает в трудную минуту, помогает).

   в)  – Прочитаем пословицы об умении и трудолюбии (аналогичная работа).

- Как вы оцениваете свой труд, помогаете ли вы родителям, друзьям? Как? (Я помогаю маме – мою посуду, подметаю пол. Когда меня о чём-то просят старшие, то я всегда стараюсь сделать это как можно лучше).

- Как вы думаете, почему так  много пословиц посвящено в  учебнике умению и трудолюбию? (Труд - очень важен в жизни людей. Труд всегда ценили. И наши родители работают).

          г)  – Прочитайте пословицы о лени и нерадивости (аналогичная работа).

               -  Кто такой лентяй? (Человек, который ничего не хочет делать, не помогает маме и папе, а всё время играет или смотрит телевизор).

       д)  – Прочитайте пословицы о природе (аналогичная работа).

Слово учителя: 

- Послушайте, что сказал великий  писатель М.А.Шолохов о пословицах: «Меткий и образный русский  язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость. Из бездны времён дошли до нас… радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень…».

 

Конспект внеклассного занятия

Тема: «Вежливая просьба»

Цели: познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему незнакомому, старшему близкому а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественном месте воспитывать у детей культуру общения.

Ход занятия

Предлагаю детям послушать рассказ Н.Е.Богуславской «Вежливая просьба»: «Сегодня папа вернулся из горнолыжного похода. Федя вошел в комнату и увидел: сидит папа, а рядом с ним – Нюша. Папа подает фотографию, а Нюша их смотрит, Федя подбегает к Нюше, отталкивает ее и выхватывает фотографии.

- А ну дай мне! Мои фотографии!

Папа очень рассердился. Он строго сказал сыну:

- Сначала научись вежливо просить, а потом приходи!

Федя пошел к дедушке:

– Дедушка, научи меня просить. Я так обрадовался папе, мне было так весело, так интересно! А Нюшка разревелась. Вот папа меня и прогнал. Велел научиться вежливо просить.

- Нет ничего проще, - ответил  дедушка – Ты должен выучить несколько слов. Повторяй за мной: пожалуйста, будь добра; разреши мне, позволь мне; очень прошу; если можно, дай мне; пожалуйста, посмотреть фотографии.

Федя:

- Вот еще нежности! Никогда! Пусть  раньше вырастет борода, чем буду  я кланяться этой девчонке! Уж лучше я постою в сторонке . . .»

Беседа с детьми:

- Как вы думаете, разрешили ли  Феде посмотреть фотографии?

- Что значит «вежливо просить?»

- Попробуйте повторить за дедушкой  несколько вежливых слов..

Предлагаю детям послушать еще один текст: «Мама купила большие красные яблоки. Нюша подошла к маме и попросила:

- Мамочка, дай, пожалуйста, мне яблоко.

- Съешь после обеда, - ответила  мама.

- Я очень прошу. Даю слово, что  съем весь обед. Так хочется  попробовать красивое яблочко, пожалуйста, разреши мне съесть его до обеда.

Вбежал Федя. Он увидел яблоки и без спросу схватил самое большое».

Беседа с детьми:

- Как вы думаете, получила ли  Нюша яблоко до обеда, и почему?

- Как, по-вашему, мама отнеслась  к Фединому поступку, как бы  вы поступили на месте Нюши и Феди?

- Когда Вам хочется попросить  что-нибудь у мамы, что вы делаете?

- Повторим еще раз вежливые  слова, с помощью которых мы  просим о чем либо, нужно ли  говорить эти слова только  взрослым или детям тоже? Вежливым  нужно быть не только со  взрослыми, но и с ровесниками)

- А теперь давайте поиграем  в детский магазин. Катя – продавец, а другие дети – покупатели. Разложим на «прилавке» игрушки (каждый ребенок выбирает себе  покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает).

 

 

 

Приложение 7

Приложение 7                                                                                           Таблица 4

Результаты повторной диагностики

Имя ребенка

«Охарак-теризуй»

«Ответь на вопросы»

Кол-во назв. качеств

№№ вопросов

хор.

пл.

1

2

3

4

5

Аня К.

4

2

Доброта, трудолюбие, Родина, дружба, справедливость, честность

Доброта, трудолюбие

+

+

-

Максим В.

3

4

Родина, трудолюбие, дружба, справедливость, честность, доброта

Справедливость, трудолюбие, порядочность

+

+

+

Слава О.

6

4

Дружба, доброта, Родина, трудолюбие, справедливость, честность

Честность, отвага

+

+

+

Ирина А.

6

4

Честность, справедливость, трудолюбие, доброта, дружба, Родина,

Правдивость, доброта, справедливость

+

+

+

Дмитрий К.

5

5

Доброта, честность, справедливость, трудолюбие, Родина, дружба

Смелость, справедливость, любовь к Родине

+

+

+

Олег Т.  

6

4

Дружба, трудолюбие, Родина, честность, доброта, справедливость

Справедливость, любовь к труду

+

+

+

Вадим С.

2

2

Доброта, дружба, Родина, честность, трудолюбие, справедливость

Доброта

+

-

+

Инна К.

4

5

Доброта, Родина, справедливость, честность, трудолюбие, дружба

Доброта, милосердие

+

+

+

Сергей Д.

5

5

Дружба, честность, справедливость, Родина, трудолюбие, доброта

Правдивость, смелость, доброта

+

+

+

Даниил З.

5

6

Родина, честность, доброта, дружба, трудолюбие, справедливость

Честность, дружелюбие, доброта,

+

+

+

Настя В.

5

5

Дружба, доброта, трудолюбие, Родина, честность, справедливость

Дружелюбие, трудолюбие, правдивость

+

+

+

Катя Я.

4

6

Доброта, трудолюбие, справедливость, дружба, честность, Родина

Доброта, трудолюбие, честность

+

+

+


 

 

 

 


 



Информация о работе Уроки чтения в формировании ценностных ориентаций младших школьников