Уроки чтения в формировании ценностных ориентаций младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление взаимосвязи между содержанием ценностных ориентаций учеников и характером содержания педагогической деятельности учителя по использованию материала учебника по чтению.
Объект исследования: младший школьник.
Предмет исследования: способы взаимодействия по формированию ценностных ориентаций младших школьников.

Оглавление

Введение......................................................................................................... 3
Глава I. Особенности воспитания ценностных ориентаций
учеников младшего школьного возраста.............................................................. 5
§ 1. Сущность ценностных ориентаций....................................... 5 § 2. Характеристика ценностных ориентаций детей
начальных классов.................................................................................................. 13
Глава II. Уроки чтения в формировании ценностных
ориентаций младших школьников........................................................................ 22
§ 1. Моральный потенциал содержания уроков чтения
(анализ учебника).................................................................................................... 22
§ 2. Способы и приемы использования материала
учебника по воспитанию ценностных ориентаций у детей................................ 30 Заключение................................................................................................. ...34
Список использованной литературы.......................................................... 40

Файлы: 1 файл

wcoumsw.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение......................................................................................................... 3

Глава I. Особенности воспитания ценностных ориентаций

учеников младшего школьного возраста.............................................................. 5

§ 1. Сущность ценностных ориентаций....................................... 5 § 2. Характеристика ценностных ориентаций детей

начальных классов.................................................................................................. 13

Глава  II. Уроки чтения в формировании ценностных

ориентаций младших школьников........................................................................ 22

§ 1. Моральный потенциал содержания уроков чтения

(анализ учебника).................................................................................................... 22

§ 2. Способы и приемы использования материала

учебника по воспитанию ценностных ориентаций у детей................................ 30 Заключение................................................................................................. ...34

Список использованной литературы.......................................................... 40

Приложения................................................................................................... 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни личности в обществе. Поэтому структура ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития и формирования выступают объектом социально-психолого-педагогического анализа. Тем более это важно для определения системы ценностей в новых социальных условиях, что позволит выделить структуру жизненных установок и на их основе определить пути формирования ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности в наши дни.

Культивирование рыночных отношений в современном обществе приводит к изменению системы ценностей как у взрослого населения, так и у детей. Идеалом человека теперь служит личность, «умеющая красиво жить без особых трудовых усилий». В связи с этим актуальным представляется изучение ценностной сферы современных детей. Наиболее интенсивно присвоение ценностей общества личностью происходит в младшем школьном возрасте.

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников. Немаловажную роль в достижении этой цели играют уроки чтения, которые, несомненно, ориентируют ребенка в мире ценностей

 Социально-философские основы развития проблемы ценностей и ценностных ориентации освещены ещё в трудах ученых эпохи Возрождения, учениях И.Канта, М.Вебера, а также нашли свое отражение в философских концепциях Вернадского В.И., Соловьева В.С., Бердяева Н.Л., раскрывающих духовно-нравственное совершенствование человека, в трудах Дробницкого О.Г. и Тугаринова В.П., отражающих фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с вопросами теории ценностей. Ряд важных теоретических выводов по вопросам структуры и содержания систем общественных и личностных ценностей, ценностных ориентаций содержат работы Ершова П.М.,   Здравомыслова А.Г., Золотухиной-Аболиной Е.В., М.Рокича, В.Франкла, Ядова В.А.. Проблема формирования гуманистических ценностей отражена во взглядах  отечественных  (Адамский А.И.,  Аникеева Н.П.,  Бодалев А.А., Блонский П.П., Васильева З.И., Газман О.С., Караковский А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Рогова Р.М., Стефановская Т.А. и др.) и зарубежных (А.Маслоу, К.Роджерс) психологов и педагогов.

Актуальность проблемы воспитания ценностных ориентаций учеников младшего школьного возраста обусловили выбор темы нашего курсового исследования и определила следующие задачи:

  1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и опытно-экспериментальным путем исследовать содержание и особенности ценностных ориентаций младших школьников.
  2. Выявить влияние содержания и организации уроков чтения на формирование ценностных ориентаций.
  3. Разработать методические рекомендации учителям-практикам по организации уроков чтения в начальной школе.

Цель исследования: выявление взаимосвязи между содержанием ценностных ориентаций учеников и характером содержания педагогической деятельности учителя по использованию материала учебника по чтению.

Объект исследования: младший школьник.

Предмет исследования: способы взаимодействия по формированию ценностных ориентаций младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; наблюдение, беседа, тестирование; эксперимент, статистическая обработка данных.

 

 

 

Глава  I. Особенности воспитания ценностных ориентаций учеников младшего школьного возраста

 

§ 1. Сущность ценностных ориентаций

 

В мировой психологии существует огромное количество работ, посвященных проблеме ценностных ориентаций.

Понятия «ценность» и «ценностная ориентация» являются предметом изучения таких дисциплин, как философия, социология, психология, педагогика.

Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология – отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно-ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика.1

Для начала выясним сущность понятия «ценность». Существует множество определений понятия «ценность», имеющих как общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э.Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели.2

Подробная характеристика дается в Философском словаре под редакцией Фролова И.Т.: «Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений».3

В трудах Тугаринова В.П. содержится следующее определение: «Ценности – суть предмета, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также – идеи и побуждения в качестве нормы, цели и идеала».4

Итак, мы будем исходить из того положения, что понятие «ценность» применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приоритетам определенного этапа развития культуры.

Особенно важным, по мнению Набиулиной Н.Г., является мнение о том, что ценность существует как категория, которая отражает представления человечества о должном и во многом определяет его деяния, что и делает возможным процесс познания ценности.5

Многообразие ценностей вызывает необходимость в их классификации, в делении их на группы. Это зависит от основания их деления. В современной науке существует несколько классификаций ценностей. Рассмотрим некоторые из них.

М.Рокич выделяет два класса ценностей:

  • терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.6

Анисимов С.Ф. предлагает следующую классификацию:

  • абсолютные ценности, которые неизменно сохраняют для людей значение (жизнь, здоровье, знание, прогресс, справедливость, гуманность, духовное совершенство человека);
  • антиценности или псевдоценности (невежество, преждевременная смерть, болезни, голод, деградация человека и т.д.);
  • релятивные (относительные) ценности, которые непостоянны, изменяются в зависимости от исторических, классовых, мировоззренческих позиций (политические, идеологические, религиозные, нравственные, классовые).7

Классификация ценностей Сагатовского В.Н. объединяет ценности по различным видам деятельности, вычленяя ценностно-ориентационный аспект. На этой основе выделяются следующие ценности: утилитарные; познавательные; управленческие; нравственные; эстетические; потребительские; творческие.8

Необходимо отметить, что нравственные ценности Сагатовский В.Н. выделяет в особую группу.

Категория «нравственная ценность» является одним из ключевых понятий философии, социологии, педагогики и психологии. В педагогической литературе понятию «нравственные ценности» придается значение того, чем «дорожит человек, включая уже достигнутое», определяют ценности как факторы, придающие человеку стойкость, сопротивляемость, надежность. Нравственная личность обладает особого рода пружиной, которая может сжиматься под воздействием неблагоприятных обстоятельств, но не позволяет человеку гнуться и ломаться.9

Нравственные ценности охватывают весь предметный мир, определяют его слагаемые с точки зрения того, приносят они пользу человеку, возвышая его гуманные начала, или же вред, препятствуя развитию в нем общественно- значимых качеств. Они являются одним из средств развития личности, методологической основой нравственного воспитания.10

В педагогической литературе общечеловеческие, нравственные ценности делят на две группы:

  1. Ценности житейского сознания, на котором бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми. В их основе – «золотое правило нравственности». Из него вытекают нравственные ценности: доброта, порядочность, трудолюбие, скромность и т.д.
  2. Земля – дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы. Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Семья – начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности. Труд – основа человеческого бытия. Знания. Культура. Мир. Человек. Ценности первой группы определяют взаимоотношения людей в обществе, нравственные качества личности и т.д. Ценности второй группы более высокого уровня, это те ценности, которые должны стать содержанием нравственного воспитания в настоящее время.11

Ряд авторов в системе нравственных ценностных ориентаций учащихся выделяют три группы ориентаций: высшего уровня, характеризующие его представления о нравственном идеале, смысле и целях жизни; ориентации, конкретизирующие первые применительно к различным видам деятельности; ориентации на соблюдение элементарных норм повседневного поведения (этикетных норм). В основе данной классификации лежит иерархия нравственных ценностей. Ценностные ориентации морального сознания конкретизируются, расшифровываются в более частных нормах и императивах поведения, определяют их выбор. Благодаря такому месту в картине мира нравственно-ценностные ориентации направляют, содержательно организуют поведение учащихся.

В нравственных ценностях отражаются представления человека о добре и зле, счастье и горе, справедливости и несправедливости, любви и ненависти, чести и бесчестии, трудолюбии и т.д., с помощью которых человек может оценить конкретные житейские ситуации, поступки людей, свое поведение. Они фиксируют определенное отношение людей к явлениям и процессам окружающей жизни, выражающее их одобрение или осуждение.

В силу того, что ценность есть предмет потребностей человека, а таким предметом может быть вещь или идея, Сержантов В.Ф. делит ценности на две категории – материальные и духовные.

Материальные ценности – орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления. Духовные ценности есть идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные).12 

Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Как отмечает Тугаринов В.П., отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни.

Он условно делит их на три категории:

  • материальные ценности – техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями;
  • общественно-политические ценности – свобода, братство, равенство, справедливость;
  • духовные ценности – образование, наука, искусство.13 

Необходимо отметить, что при наличии столь значительного количества ценностей, составляющих все вышеупомянутые классификации и являющихся признанными всем обществом, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.

Информация о работе Уроки чтения в формировании ценностных ориентаций младших школьников