Уроки чтения в формировании ценностных ориентаций младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление взаимосвязи между содержанием ценностных ориентаций учеников и характером содержания педагогической деятельности учителя по использованию материала учебника по чтению.
Объект исследования: младший школьник.
Предмет исследования: способы взаимодействия по формированию ценностных ориентаций младших школьников.

Оглавление

Введение......................................................................................................... 3
Глава I. Особенности воспитания ценностных ориентаций
учеников младшего школьного возраста.............................................................. 5
§ 1. Сущность ценностных ориентаций....................................... 5 § 2. Характеристика ценностных ориентаций детей
начальных классов.................................................................................................. 13
Глава II. Уроки чтения в формировании ценностных
ориентаций младших школьников........................................................................ 22
§ 1. Моральный потенциал содержания уроков чтения
(анализ учебника).................................................................................................... 22
§ 2. Способы и приемы использования материала
учебника по воспитанию ценностных ориентаций у детей................................ 30 Заключение................................................................................................. ...34
Список использованной литературы.......................................................... 40

Файлы: 1 файл

wcoumsw.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Список детей, принявших участие в эксперименте

1.  Аня К.      7.   Вадим С.

2.  Максим В.    8.   Инна К.

3.  Слава О.     9.   Сергей Д.

4.  Ирина А.    10.  Даниил З.

5.  Дмитрий К.    11.  Настя В.

6.  Олег Т.     12.  Катя Я.

 

Приложение 2

Методика «Дежурная чашка»

Цель: выяснить понимание детьми понятия «порядочность».

Функции: диагностическая, воспитывающая.

Организация: учитель читает рассказ «Чашка»:

«В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а новеньких чашек с голубыми незабудками и золотыми каемочками по краям – двадцать четыре. Двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней почти стерлась, краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки.

- Противная чашка, - говорили ребята, - хоть бы она скорей разбилась. 
Однажды всем ребятам достались новые чашки. Они удивились. А где же старая чашка?

Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена, которая в тот день была дежурной, взяла чашку себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез. 
- Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята.

И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Ее так и называли «наша дежурная чашка» (По В. Осеевой).

Ответ на вопрос «Каким одним словом можно назвать поступок Лены?» каждый ученик записывает на карточке.

Обработка данных: делается вывод о степени осознания детьми сути понятия «порядочность».

Методика «Ромашка»

Цель: определить знание детьми полноты, обобщенности понятий, а также сути некоторых нравственных категорий.

Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.

Организация: на лепестках ромашки, сделанной из бумаги, написаны слова: добро, зло, истина, ложь, красиво, безобразно, трагично, комично. Детям предлагается поочередно отрывать лепесток ромашки и раскрывать суть понятия, записанного на нем.

Обработка данных: учитель фиксирует высказывания детей с точки зрения полноты, правильности, обобщенности понятия (добро – это проявление вежливости, сочувствия и т. д.; истина предполагает справедливость, честность, правдивость и т. п.; красиво – значит аккуратно, скромно, великодушно, порядочноидр.). На основании анализа ответов может быть выявлен уровень сформированности таких этических представлений и понятий у детей, как любовь, радость, искренность, долг, честь, ненависть, зависть, вражда и т.п., соотношение различных понятий («добро – зло», «истина – ложь» и т.д.)

Методика «Философ»

Цель: выявить умения детей формулировать определения нравственных понятий.

Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.

Организация: на доске или на плакате записано несколько определений того или иного нравственного понятия (доброта, мир, долг и др.). Например:

Счастье - это быть здоровым.

Счастье - это успехи в учебе.

Счастье - хорошие друзья.

Счастье - это мир в семье.

Счастье - это мир на Земле.

Счастье - это, когда тебя понимают.

Счастье - это свобода.

Счастье - это много денег.

Счастье - это получение удовольствия.

Счастье - это власть над людьми. И др.

Каждый ученик выбирает четыре определения и мотивирует свой выбор. 
Обработка данных: осуществляется качественный анализ ответов детей.

Методика «Словарь добродетелей»

Цель: определить уровень сформированности у младших школьников этических представлений и понятий (полнота, степень существенности, мера обобщенности).

Функции: диагностическая, развивающая, коррекционная.

Организация: с детьми проводится традиционная в рамках модели «Ориентир» игра «Волшебный сундучок». Организуется она необычно: в течение трех дней дети «путешествуют» со словами-добродетелями по алфавиту от «А» до «Я» соответственно остановкам:

1. «Аккуратность – любовь».

2. «Миролюбие – сострадание».

3. «Творчество – щедрость».

На остановках учитель (экспериментатор) инструктирует детей: каждый вынимает из «волшебного сундучка» своеобразную по форме, разноцветную книжку-малышку – «словарь добродетелей», подписывает его.

На первой странице словаря выписаны все слова-добродетели, эти же слова записаны по одному на отдельной странице.

На первой остановке «Аккуратность – любовь» для проработки даются слова: аккуратность, благодарность, вежливость, верность, дисциплинированность, доброта, дружелюбие, заботливость, любовь.

По условию игры каждый ребенок должен письменно объяснить (по выбору) значения не менее пяти слов. Кроме этого, он должен сверить свое объяснение слов с эталоном - на каждой странице, где дети дают объяснение, внизу имеется запись «Сверь со словарем» и дается трактовка понятия по словарю.

После завершения работы класс делится на микрогруппы (не более 5 человек), в которых дети обмениваются мнениями, рассматривают книжки-малышки, подсчитывают общее количество объясненных слов-добродетелей и т.п.

Аналогично в игровой форме проводится работа и на следующих остановках.

На остановке «Миролюбие – сострадание» объясняются слова: миролюбие, мужество, нежность, ответственность, правдивость, скромность, совестливость, справедливость, сострадание.

Остановка «Творчество – щедрость» предполагает объяснение значений слов и выражений: творчество, трудолюбие, уважение, умение прощать, умение радоваться, целеустремленность, честность, чуткость, щедрость.

Обработка данных: осуществляется качественный анализ знаний детей.

Примечание: «Словарь добродетелей» остается у каждого ребенка в личном пользовании.

 

Приложение 3

Методика «Реши задачу»

Цель: изучить отношение детей к поступкам окружающих.

Функции: диагностическая, воспитывающая.

Организация: учитель предлагает детям проанализировать ситуации, каждый должен дать краткий письменный ответ на вопрос задачи. Диагностический эксперимент организуется в несколько этапов.

Задача 1. Жил в лесу волчонок с матерью. Ушла мать на охоту. Словил волчонка человек, положил в мешок и принес в город. Посредине комнаты мешок положил. (Е.Чарушин)

Что скажете охотнику?

Задача 2. Жил в лесу волчонок со своей матерью. Ушла мать на охоту, а волчонок заблудился. Вы увидели его, и вам показалось, что мать его оставила. 
Ваши действия?

Задача 3. Жил в Синем лесу Волк, который никогда не загубил ни одного домашнего животного. Но один раз и ему захотелось попробовать овечьего мяса. А как подкрасться к овцам, что паслись на поле, как схватить овцу, он совсем не знал. Да и пастуха, который был при овцах, очень боялся, так как тот имел толстую палку. Врежет этой палкой по спине – все кости переломает. Но не был бы Волк волком. Если намерится что-то своровать – сворует. (З.Беспалый.)

Ваше отношение к намерению Волка?

Методика «Волшебный стул»

Цель: выявить отношение детей к поступкам одноклассников, к качествам их личности.

Функции: диагностическая, воспитывающая, коррекционная.

Организация: организуется игра «Волшебный стул» (идея Н.Е.Щурковой).

Перед игрой учитель обращает внимание ребят на то, что каждый человек хорош по-своему: один – прекрасно поет; другой – приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий – надежен в деле и т.п.

Дети делятся на группы по 4-5 человек. Один садится на «волшебный» стул, а остальные поочередно говорят только о хороших его (ее) поступках и качествах личности. Например: «Марина вежливая, потому что...», «Она добрая, так как...» и др. Подобным образом через обсуждение в микроколлективах проходят все дети.

Игра может быть организована в несколько этапов (дней), чтобы ребята не устали, не потеряли к ней интерес.

Обработка данных: делается качественный анализ результатов на основе фиксации данных (учитель избирает свободную форму записи). За основу берутся такие показатели, как умение оценивать поступки, качества одноклассников, эмоционально выражать свое отношение к их действиям и др.

 

Приложение 4

Методика «Охарактеризуй»

Цель: выявить представления детей о моральных качествах человека.

Ученикам дается задание – перечислить слова, которые обозначают хорошие моральные качества человека, а затем слова, которые характеризуют плохие качества. Количество слов строго не определяется.

Обработка данных: осуществляется качественный анализ знаний детей.

Методика «Ответь на вопросы»

Цель: выяснить ценностные ориентации ребенка.

От учеников требовалось ответить на вопросы:

  1. Определить значимость каждого понятия для себя и поставить цифры от 1 до 6.

                    Доброта                          Трудолюбие                  Родина

                    Честность                       Справедливость            Дружба

  1. Какие качества личности ты хотел бы сформировать в себе?
  2. Как ты понимаешь «Нет друга – так ищи, а нашёл – так береги»?
  3. Объясни пословицу «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха».
  4. Объясни пословицу «Труд человека кормит, а лень портит».

Обработка данных: осуществляется качественный анализ знаний детей.

 

 

 

Приложение 5 Таблица 1

Результаты диагностики

Имя ребенка

«Охарак-теризуй»

«Ответь на вопросы»

Кол-во назв. качеств

№№ вопросов

хор.

пл.

1

2

3

4

5

Аня К.

2

1

Доброта, трудолюбие, Родина, дружба, справедливость, честность

Доброта, трудолюбие

+

-

-

Максим В.

3

2

Родина, трудолюбие, дружба, справедливость, честность, доброта

Трудолюбие

+

-

+

Слава О.

3

2

Дружба, доброта, Родина, трудолюбие, справедливость, честность

Честность

+

+

-

Ирина А.

6

4

Честность, справедливость, трудолюбие, доброта, дружба, Родина,

Правдивость, доброта, справедливость

+

+

+

Дмитрий К.

5

3

Доброта, честность, справедливость, трудолюбие, Родина, дружба

Смелость, справедливость, любовь к Родине

+

+

+

Олег Т.  

4

3

Дружба, трудолюбие, Родина, честность, доброта, справедливость

Справедливость, любовь к труду

+

+

+

Вадим С.

3

1

Доброта, дружба, Родина, честность, трудолюбие, справедливость

Трудолюбие,  доброта

+

-

-

Инна К.

3

2

Доброта, Родина, справедливость, честность, трудолюбие, дружба

Доброта

+

+

-

Сергей Д.

5

3

Дружба, честность, справедливость, Родина, трудолюбие, доброта

Правдивость, смелость, доброта

+

+

+

Даниил З.

4

3

Родина, честность, доброта, дружба, трудолюбие, справедливость

Честность, дружелюбие, доброта,

+

+

+

Настя В.

5

4

Дружба, доброта, трудолюбие, Родина, честность, справедливость

Любить друзей, трудолюбие, правдивость

+

+

+

Катя Я.

4

3

Доброта, трудолюбие, справедливость, дружба, честность, Родина

Трудолюбие, честность

+

+

+


Приложение 6

Конспект урока чтения во 2 классе

Тема: «Загадки, пословицы, поговорки»

Цели:

  1. продолжить работу над жанрами устного народного творчества;
  2. учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках;
  3. работать над формированием нравственных ценностей у детей;
  4. развивать сообразительность, умение рассуждать, сравнивать;
  5. приобщать к богатствам народного языка, воспитывать культуру общения.

Ход урока:

Занятие начинается с выяснения сущности пословиц как законченной мысли, выраженной в лаконичной, сжатой речевой форме.

Повторение:

                          а) Вспомните как можно больше пословиц. (Все перечисленные учениками пословицы выписываются на доске и пронумеровываются).

                          б) Разбиение класса на группы  по трое, четверо (по желанию).

Работа с пословицами:

                    1) Рассказ учителя: «Ответы на все случаи жизни есть у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли – на всякие переживания даст разумный совет, наставление, утешение или развеселит пословица. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. В них выражен народный опыт, наблюдения, это своеобразный учебник жизни, так как они помогают оценить свои поступки и действия других людей».

                     2) Чтение пословиц:

                      (прочитав пословицу, учитель спрашивает  детей)

Беседа:      

- Понравилась ли вам пословица?

Создание проблемной ситуации:

         - Мне она тоже очень понравилась. Вот только, я не поняла,     почему здесь написано, что «поговорка – цветок, пословица – ягодка»? Что значит слово «цветок»?

                              (У растений появляются красивые  цветы.)

              - Значит, поговорка – это что-то красивое?

                 - А можем ли мы сказать по отдельному цветку какой из него вырастет плод? (Нет.)

Микро-вывод:

- Вот и поговорка красива, прекрасна, но ещё не совсем завершённая  мысль.

                  - О пословице сказано, что она ягодка. А что значит слово «ягодка»? (Ягодка – это плоды земляники, смородины)

Микро-вывод:   

- А раз ягода – это плод, а плоды мы с вами употребляем  в пищу, это не просто красиво  и вкусно, это ещё и полезно.

Информация о работе Уроки чтения в формировании ценностных ориентаций младших школьников