Уроки чтения в формировании ценностных ориентаций младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление взаимосвязи между содержанием ценностных ориентаций учеников и характером содержания педагогической деятельности учителя по использованию материала учебника по чтению.
Объект исследования: младший школьник.
Предмет исследования: способы взаимодействия по формированию ценностных ориентаций младших школьников.

Оглавление

Введение......................................................................................................... 3
Глава I. Особенности воспитания ценностных ориентаций
учеников младшего школьного возраста.............................................................. 5
§ 1. Сущность ценностных ориентаций....................................... 5 § 2. Характеристика ценностных ориентаций детей
начальных классов.................................................................................................. 13
Глава II. Уроки чтения в формировании ценностных
ориентаций младших школьников........................................................................ 22
§ 1. Моральный потенциал содержания уроков чтения
(анализ учебника).................................................................................................... 22
§ 2. Способы и приемы использования материала
учебника по воспитанию ценностных ориентаций у детей................................ 30 Заключение................................................................................................. ...34
Список использованной литературы.......................................................... 40

Файлы: 1 файл

wcoumsw.doc

— 347.50 Кб (Скачать)
  1. Третья группа методических приемов решает задачу формирования нравственных представлений на уровне практической деятельности, способствует повышению активности младших школьников в различных видах деятельности, выявлению оценочных суждений, приобретению учащимися опыта нравственных отношений в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  2. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально-образного содержания произведения, от переживаний детей, вызванных прочитанным. К уроку необходимо заготавливать стержневые вопросы, стимулирующие детей давать оценку поступкам действующих лиц, давая которую дети непроизвольно оценивают и самих себя.

 

Для выявления влияния содержания и организации уроков чтения на формирование ценностных ориентаций младших школьников нами через 3 месяца был проведен контрольный срез. В течение этих трех месяцев уроки чтения во втором классе организовывались и проводились учителем с учетом выработанных нами методических рекомендаций: учитель использовал различные виды работы (внеклассные мероприятия, объединение детей для работы на уроках в микрогруппы, составление с детьми словариков положительных и отрицательных моральных качеств, игры, разыгрывание сказочных сюжетов с доминированием определенных ценностных ориентаций и т.п.) (примерные конспекты уроков и занятий представлены в приложении 6).

В ходе контрольного эксперимента нами была проведена повторная диагностика по первоначально выбранным методикам.

Полученные при повторной диагностике показатели занесены в таблицу 4 (приложение 7).

Анализ результатов повторного исследования показал, что уровень нравственного опыта и знаний о содержании моральных норм испытуемых значительно повысился: уже 9 человек, что составляет 75%) – Слава О., Ирина А., Дмитрий К., Олег Т., Инна К., Сергей Д., Даниил З., Настя В. и Катя Я. – имеют высокий уровень; 2 школьника (16,7%) – Аня К. и Максим В. – средний и только 1 ребенок (8,3%) – Вадим С.– по прежнему имеет низкий уровень представлений о ценностных ориентациях.

Таким образом, полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике развития уровня ценностных ориентаций младших школьников. Поэтому мы приходим к выводу о положительном влиянии содержания и организации уроков чтения с учетом разработанных нами методических рекомендаций на формирование ценностных ориентаций младших школьников.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ценностные ориентации – важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности – длительный и сложный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп (семья, друзья) и т.д. При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит образованию.

Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке – философии, социологии, психологии, педагогики.

В первой главе курсовой работы подчеркивалось, что в основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Следовательно, воспитание у человека качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей. Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Наиболее интенсивно присвоение ценностей общества личностью происходит в младшем школьном возрасте.

По словам Ушинского К.Д., чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.

Духовно-нравственные ценностные ориентации обладают побудительной силой к совершению поступков, но силой более высокого порядка, т.к. концентрируют в себе осознанное, относительно устойчивое, эмоционально переживаемое отношение личности к моральным ценностям, более последовательно и целенаправленно реализуемое в повседневном поведении. Они представляют собой ориентиры поведения, составляющие ядро, суть моральной системы и определяющие его направленность. Будучи основными ценностно-смысловыми образованиями морального мировоззрения, ценностные ориентации в развитом моральном сознании тесно взаимодействуют с другими внеморальными компонентами и в единстве с ними отражают социальные условия жизнедеятельности личности.

Кроме того, в первой главе курсовой работы нами был проведен эксперимент с целью определения содержания и особенностей ценностных ориентаций младших школьников. Ответы большинства учащихся (41,7%) обнадёживают, наиболее значимые для них понятия: доброта, Родина, дружба. Это говорит о высоком уровне нравственного опыта и знаний о содержании моральных норм. Однако 16,7% детей имеют средний уровень и 25% - относительно низкий уровень нравственного опыта.

Во второй главе работы на основе анализа учебника по литературному чтению для 2-го класса «Радуга» (автор Воропаева В.С.) нами были раскрыты возможности уроков чтения в формировании ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста; разработаны методические рекомендации учителям по организации уроков чтения.

Кроме того, во второй главе нами был проведен контрольный эксперимент, который показал, что уровень представлений о ценностных ориентациях у испытуемых значительно повысился. Это позволило нам сделать вывод о положительном влиянии содержания и организации уроков чтения с учетом разработанных нами рекомендаций на формирование ценностных ориентаций младших школьников.

Однако, о сформированности ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста, вероятно, говорить не приходится, т.к. нравственное формирование человека начинается с рождения и продолжается всю его жизнь. Поэтому мы можем судить лишь о формировании представлений детей о ценностях в ходе учебного процесса в целом и, в частности, на уроках литературного чтения, ведь на каждом уроке чтения закладываются основы духовности и нравственности, т.к. знакомят и учат жить эти уроки по конкретным законам Добра, Истины, Красоты.

Таким образом, цель исследования – выявление взаимосвязи между содержанием ценностных ориентаций учеников и характером содержания педагогической деятельности учителя по использованию материала учебника по чтению – достигнута, задачи реализованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сноски:

1 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль, 1988. – 253с., с.59

 

2 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2-х т. – Т.2/ Под ред. Б.М.Величковского. – М., 1986. – 408 с., с.207

 

3 Философский словарь/ Под ред.И.Т.Фролова. – М., 1986. – 590с., с.486

 

4 Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. – Л., 1968. – 124с., с.26

 

5 Набиулина Н.Г. Аксиологизация цикла психолого-педагогических дисциплин в средних специальных учебных заведениях. – Уфа, 2003. –  116с., с.12

 

6 Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – M., 1992. – 17 с., с.6

 

7 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль, 1988. – 253с., с.96

 

8 Сагатовский В.Н. Системный подход к классификации ценностей. – М., 1979. – 119с., с.65

 

9 Набиулина Н.Г. Аксиологизация цикла психолого-педагогических дисциплин в средних специальных учебных заведениях. – Уфа, 2003. –  116с., с.16

 

10 Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания// Педагогика. – 1995. - № 4. – С.29-36, с.32

 

11 Набиулина Н.Г. Аксиологизация цикла психолого-педагогических дисциплин в средних специальных учебных заведениях. – Уфа, 2003. –  116с., с.22

 

12 Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – М., 1990. – 360с., с.176

 

13 Тугаринов В.П. Соотношение категорий диалектического материализма. – Л., 1956, с.23-44

 

14 Тугаринов В.П. Соотношение категорий диалектического материализма. – Л., 1956, с.26

15 Словарь практического психолога. – Мн., 1997, с.379

 

16 Всемирная энциклопедия/ Под ред.А.А.Грицанова. – Мн., 2001, с.1199

 

17 Психология современного подростка/Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1987. – 145с., с.16

 

18 Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М., 1988. – 221с., с.63

 

19 Бубнова С.С.Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система// Психологический журнал. – 1999. - № 5. – С.38-44, с.39

 

20 Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании// Философские науки. – 1968. -  №2. – С.48-54, с.49

 

21 Кирьякова А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников// Ориентация и деятельность школьников/ Под ред.Т.К.Ахаян, А.В.Кирьяковой. – М.: Педагогика, 1991. – С.56-70, с.61

 

22 Крэйг Г. Психология развития. – СПб. – 2000. – 992с., с.263

 

23 Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности: Автореф.дисс… докт.пед.наук. – СПб, 1991. – 35с., с.12

 

24 Моральные ценности и личность/ Под ред.А.И.Титаренко, В.О.Николаичева. – М.: МГУ, 1994. – 176с., с.155

 

25 Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников. – М.: Просвещение, 1981. – 260с., с.112

 

26 Шалютин С.М. Что такое общечеловеческие ценности. – М., 1997. – 84с., с.52

 

27 Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979. – 255с., с.102

 

28 Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М.: Просвещение,1977. – 246с., с.63

 

29 Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. – М.: Просвещение, 1990. – 270с., с.136

 

30 Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – Л., 1989. – 160с., с.24

 

31 Осипова М.П., Панасевич З.М. Школа человечности. Диагностика нравственно-этической культуры младших школьников// Начальная школа. – 2002. - № 4. – С.12-23, с.14

 

32 Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., 1999, с.6

 

33 Одегова В.Ф. Особенности урока литературного чтения// Педагогика. – 1999. - № 2. – С.211-214, с.212

 

34 Савченко Н.В. Особенности художественного чтения сказок// Начальная школа. – 2005. - № 4. – С.23-29

 

35 Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: Эксмо, 2003. – 616 с., с.18

 

36 Там же, с.20

 

37 Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского// Начальная школа. – 1994. - №3. – С.12-14, с.12

 

38 Яшина Н.Ю. Методы и приемы нравственного развития личности младшего школьника// Педагогическое обозрение. – 2001. - № 1. – С.96-99, с.96

 

39 Яшина Н.Ю. Формирование нравственных представлений у младших школьников// Педагогическое обозрение. – 2001. - № 2. – С.124-129, с.126

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль, 1988. – 253с.
  2. Беседы с учителем. Второй класс начальной школы/ Под ред.Л.Е.Журовой. – М., 1999. – 320с.
  3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979. – 255с.
  4. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания// Педагогика. – 1995. - № 4. – С.29-36.
  5. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского// Начальная школа. – 1994. - №3. – С.12.
  6. Бубнова С.С.Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система// Психологический журнал. – 1999. - № 5. – С.38-44.
  7. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании// Философские науки. – 1968. -  №2. – С.48-54.
  8. Воропаева В.С. Радуга: Учебник по литературному чтению для 2-го класса. – Мн.: НИО, 2005. – 136с.
  9. Всемирная энциклопедия/ Под ред.А.А.Грицанова. – Мн., 2001..
  10. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: Эксмо, 2003. – 616 с.
  11. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М.: Просвещение,1977. – 246с.
  12. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М., 1988. – 221с.
  13. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., 1999.
  14. Кирьякова А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников// Ориентация и деятельность школьников/ Под ред.Т.К.Ахаян, А.В.Кирьяковой. – М.: Педагогика, 1991. – С.56-70.
  15. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности: Автореф.дисс… докт.пед.наук. – СПб, 1991. – 35с.
  16. Крэйг Г. Психология развития. – СПб. – 2000. – 992с.
  17. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – M., 1992. – 17 с.
  18. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – Л., 1989. – 160с.
  19. Моральные ценности и личность/ Под ред.А.И.Титаренко, В.О.Николаичева. – М.: МГУ, 1994. – 176с.
  20. Набиулина Н.Г. Аксиологизация цикла психолого-педагогических дисциплин в средних специальных учебных заведениях. – Уфа, 2003. –  116с.
  21. Одегова В.Ф. Особенности урока литературного чтения// Педагогика. – 1999. - № 2. – С.211-214.
  22. Осипова М.П., Панасевич З.М. Школа человечности. Диагностика нравственно-этической культуры младших школьников// Начальная школа. – 2002. - № 4. – С.12-23.
  23. Психология современного подростка/Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1987. – 145с.
  24. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников. – М.: Просвещение, 1981. – 260с.
  25. Савченко Н.В. Особенности художественного чтения сказок// Начальная школа. – 2005. - № 4. – С.23-29.
  26. Сагатовский В.Н. Системный подход к классификации ценностей. – М., 1979. – 119с.
  27. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – М., 1990. – 360 с.
  28. Словарь практического психолога. – Мн., 1997.
  29. Тугаринов В.П. Соотношение категорий диалектического материализма. – Л., 1956.
  30. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. – Л., 1968. – 124с.
  31. Философский словарь/ Под ред.И.Т.Фролова. – М., 1986. – 590с.
  32. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. – М.: Просвещение, 1990. – 270с.
  33. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2-х т. – Т.2/ Под ред. Б.М.Величковского. – М., 1986. – 408 с.
  34. Шалютин С.М. Что такое общечеловеческие ценности. – М., 1997. – 84с.
  35. Яшина Н.Ю. Методы и приемы нравственного развития личности младшего школьника// Педагогическое обозрение. – 2001. - № 1. – С.96-99.
  36. Яшина Н.Ю. Формирование нравственных представлений у младших школьников// Педагогическое обозрение. – 2001. - № 2. – С.124-129.

Информация о работе Уроки чтения в формировании ценностных ориентаций младших школьников