Совершенствование навыка чтения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Какой предмет в курсе начальной школы вы бы назвали главным ? Нам думается, что все в один голос объявят: “Они все главные!” И будут правы. Математика учит осмысливать окружающий мир количественно; задача русского языка – в том, чтобы научить ребенка пользоваться родным языком для передачи любой письменной информации грамотно с точки зрения орфографической и речевой культуры; на уроках естествознания дети должны осознать себя частью огромного и удивительно разнообразного в своих проявлениях мира природы, полюбить его и научиться уважать; ну, а тот, кто не научился бегло читать в начальной школе, вряд ли может рассчитывать на большие успехи в средней школе.

Оглавление

1. Актуальность выбранной темы, формулировка проблемы. 3 стр

2. Цель, гипотеза, план создания системы. 7 стр

3. Диагностический инструментарий. 9 стр

4. Выводы и результаты исследования. 19 стр

5. Список литературы. 20стр

Файлы: 1 файл

методика курсовая.docx

— 65.73 Кб (Скачать)

 

Государственное образовательное учреждение

Тверской  областной институт усовершенствования учителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект по теме:

 

“СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     

 

 

                                                          

                                                           Курсовая работа

                                                              слушателя курсов ПК

Захаровой Натальи  Владимировны   учителя начальных  классов 

Зареченской ООШ Бежецкого района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2004 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

1. Актуальность выбранной темы, формулировка проблемы.               3 стр

 

2. Цель, гипотеза, план создания  системы.                                               7 стр

 

3. Диагностический инструментарий.                                                       9 стр

 

4. Выводы и результаты исследования.                                                     19 стр                                               

 

5. Список  литературы.                                                                                 20стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ  ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ,

ФОРМУЛИРОВКА  ПРОБЛЕМЫ.

 

           Какой предмет в курсе начальной школы вы бы назвали главным ? Нам думается, что все в один голос объявят: “Они все главные!” И будут правы. Математика учит осмысливать окружающий мир количественно; задача русского языка – в том, чтобы научить ребенка пользоваться родным языком для передачи любой письменной информации грамотно с точки зрения орфографической и речевой культуры; на уроках естествознания дети должны осознать себя частью огромного и удивительно разнообразного в своих проявлениях мира природы, полюбить его и научиться уважать; ну, а тот, кто не научился бегло читать в начальной школе, вряд ли может рассчитывать на большие успехи в средней школе. И так, предметы всякие нужны, предметы всякие важны! Однако, в качестве контроля, за знаниями и умениями учащихся по математике и русскому языку регулярно проводятся самостоятельные и контрольные работы, дети пишут диктанты, изложения, сочинения. Что до чтения, то тут все ограничивается проверкой техники чтения, которая осуществляется один раз в четверть. Сам по себе этот критерий, несомненно, является главным показателем сформированности навыка чтения, но стоит ли им только и ограничиваться? Разве нельзя построить уроки по литературному чтения так, чтобы дети отчетливо представляли себе цель своих занятий: усвоить определенный запас знаний (развить свою речь, научиться ориентироваться в мире книг и т.д.), которые они смогут показать в ходе проверочной работы. В таком случае встает вопрос: а что можно считать знаниями в литературном чтении для начальной школы.

           В программе по чтению и  начальному литературному образованию  для 1-4 классов общеобразовательной  школы, составленной Р.Н. Бунеевым  и Е.В. Бунеевой, говориться о  том, что главной целью уроков  в начальной школе является  формирование грамотного читателя, т.е. “такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного”.

Достижение  этой цели предполагает решение нескольких задач, среди которых:

  1. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
  2. приобщение детей к литературе как искусству слова, к понимаю того, что делает литературу художественной, - через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей детей.

В методическом пособии “Литература, как предмет  эстетического цикла”, разработанного Т.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, говорится  о необходимости для учеников решить две основные задачи: “Первая  задача – понять произведение так, как понимал его сам автор, увидеть нарисованную условную картину  мира “глазами автора”.

Вторая  задача – выработать свою точку  зрения в процессе  диалога с  автором”.

З.И. Романовская  говорила, что научить ребенка  читать можно на любом материале. Однако приобщить детей к искусству  можно только средствами самого искусства. Развивать художественный вкус, интерес  и любовь к чтению можно только в процессе чтения подлинно-художественных произведений.

Итак, чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит “в память ученика литературный язык”, развивает у ребенка “дар слова, его судительные силы”.

Гуманизация образования поставила перед  начальным его звеном проблемы формирования у учащегося интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и  нравственно-эстетического развития, формирования чтения как   умения.

В последнее  время существует тенденция, что  многие дети читают неохотно и мало. Уроки чтения для них становятся скучными. Существует ряд причин:

-    общий спад интереса к чтению;

-    обилие источников информации  помимо чтения;

-    уменьшение количества времени  на чтение.

Однако  главной причиной такого явления  следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного  формирования читательской деятельности школьника.

По разным данным в начальной школе хорошо умеют читать  не более 5% детей, увеличивается  число школьников, имеющих нарушения  нервно-психического здоровья и неспособных  овладеть навыками чтения.

“Лучшая методика та, которой вы владеете”, -  писал Л.Н. Толстой, но овладеть методикой совершенствования техники  чтения должен каждый учитель, несмотря на возраст и стаж своей педагогической деятельности.

Совершенствование навыка чтения – одна из главных  задач обучения младших школьников. От постановок обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения  к учению, школе, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т.д.

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в  период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит  в свои силы, и, наоборот, если ребенок  не овладел чтением, он чувствует  какую-то ущербность, теряет веру в  сои силы, в способность успешно  учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет  переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе  свои способности, то положительное, что в нем заложено. Недаром говорят: “Скажи мне, как ты читаешь, и я скажу, кто ты”, “Скажи мне что ты читаешь, и я скажу, кто ты”.

В.А. Сухомлинский писал, что “если в начальной  школе дети мало читали, у них  складывалась структура малодеятельного  мозга”. К сожалению, следуя примеру  большинства родителей, дети предпочитают просмотр телепередач чтению книг. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребенка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя.

 

Наблюдение  за учащимися за годы нашей педагогической деятельности показывают, что у учащихся:

-    мал объем слуховых и зрительных  восприятий, а также угла зрения;

-    слабо выработан навык антиципаций;

-   недостаточно сформирована устойчивость  внимания;

-   имеет место регрессия при  чтении;

-    мал словарный запас у учащихся;

-    слабо развит артикуляционный  аппарат;

-   учащиеся допускают при чтении  ошибки;

      -    не все умеют читать  “про себя”.

 

Это и  определило проблему моей работы, связанную с недостаточной разработанностью дидактических средств по совершенствованию навыка чтения, отсутствие системы работы в данном направлении.

 

 

 

 

Цели исследовательской  работы:

  1. создать и апробировать систему работы, направленную на совершенствование навыка чтения младших школьников;
  2. совершенствовать навык чтения младших школьников (правильность, беглость, выразительность, осознанность).

 

Гипотеза: если создадим и апробируем систему работы, направленную на совершенствование навыка чтения младших школьников, то это позволит у учащихся:

  • увеличить объём зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения;

 

-   отработать навык антиципации;

 

  • улучшить устойчивость внимания;

 

-   устранить регрессии;

 

  • увеличить словарный запас;

 

-   развить артикуляционный  аппарат;

 

  • увеличить скорость чтения.

 

В свою очередь сформированность навыка чтения повлияет на:

 

  • общее развитие речи учащихся;

 

-   на повышение качества  успеваемости;

 

-   на сохранение качественной  успеваемости при переходе на  вторую    ступень обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН  СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ.

 

1. Подготовительный этап:

 

А) Диагностика.

Проверка  навыка чтения учащихся младших классов. Актуализация     выбранной  темы, формулировка проблемы.

 

Б) Проектирование.

Постановка  цели. Выдвижение гипотезы. Составление  плана создания системы.

 

В) Организация.

  • Работа с источниками получения информации.

 

  • Составление алгоритма работы учителя начальных классов по совершенствованию навыка чтения.

 

  • Подбор и систематизация упражнений, направленных на совершенствование навыка чтения младших школьников.

 

  • Отбор видов работы над смысловой стороной навыка чтения (выразительностью и пониманием).

 

  • Систематизация разнообразных видов работы над текстом в начальной школе.

 

 

2. Практический этап.

Деятельность по совершенствованию  навыка чтения младших школьников.

 

 

  1. Обобщающий этап.

Анализ, коррекция  полученных результатов.

 

 

4. Внедренческий этап.

 

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.

 

 

1. Тесты для проверки навыка  чтения.

 

  1. Конкурсы чтецов.

 

  1. Участие младших школьников в работе театральных кружков и студий.

 

4. Выступления младших школьников  с сообщениями на уроках чтения,    природоведения, истории, на внеклассных  мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЗДАНИЕ  СИСТЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 

 

          Теоретической основой разработки  данной проблемы являются работы  педагогов и психологов, связанные  с:

-  пониманием  сущности навыка чтения (Н.И. Жинкин, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, Т.Г.  Егоров);

- пониманием  факторов способствующих совершенствованию  навыка чтения (З.А. Агейкин, А.А.  Горбунов, Е.Е. Руднев);

- развитием  физиологической основы процесса  чтения (Т.В. Туманова, М.М. Кольцова);

- знанием  психо-физиологических особенностей  ребенка (В.В. Коноваленко, С.В.  Коноваленко);

- знанием  методик и технологий формирования  и совершенствования навыка чтения (В.Н. Зайцев, И.Т. Федоренко, С.Мухин,  М.И. Оморокова);

- опытом  коллег.

 

Анализ  данных исследований помог сформулировать ряд принципиально важных теоретических  выводов.

 

Навык чтения – это механизм чтения, охватывающий следующие компоненты:

- способ  чтения;

- правильность;

- беглость;

- выразительность;

- анализ,

которые подчинены  смысловой стороне, пониманию, служат ее полному выражению.

 

Система упражнений – это комплекс взаимосвязанных, повторных, многократных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

 

 

 

Как научить  детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно? - Этот вопрос интересовал  меня с первых дней педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно  трудный. Начались поиски более эффективных  подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры.

Информация о работе Совершенствование навыка чтения младших школьников