Совершенствование навыка чтения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Какой предмет в курсе начальной школы вы бы назвали главным ? Нам думается, что все в один голос объявят: “Они все главные!” И будут правы. Математика учит осмысливать окружающий мир количественно; задача русского языка – в том, чтобы научить ребенка пользоваться родным языком для передачи любой письменной информации грамотно с точки зрения орфографической и речевой культуры; на уроках естествознания дети должны осознать себя частью огромного и удивительно разнообразного в своих проявлениях мира природы, полюбить его и научиться уважать; ну, а тот, кто не научился бегло читать в начальной школе, вряд ли может рассчитывать на большие успехи в средней школе.

Оглавление

1. Актуальность выбранной темы, формулировка проблемы. 3 стр

2. Цель, гипотеза, план создания системы. 7 стр

3. Диагностический инструментарий. 9 стр

4. Выводы и результаты исследования. 19 стр

5. Список литературы. 20стр

Файлы: 1 файл

методика курсовая.docx

— 65.73 Кб (Скачать)

- на повышение  качества успеваемости;

  • на сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень обучения.

Данные результаты свидетельствуют о целесообразности использования в практике системы  по работе над совершенствованием навыка чтения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

        1. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.- М.: Ось-89, 2001.
        2. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Метод. Пособие для учителя.-М.: АРКТИ, 1999.
        3. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей.- М.: Просвещение, 1990.
        4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.
        5. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Методические рекомендации.- М.: Просвещение, 1990.
        6. Романовская З.И., Полякова А.В. и др. Обучаем по системе Л.В.Занкова. книга для учителя.- М.: Просвещение, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

Что может  помочь учителю при подготовке к  выразительному чтению?

1. Постоянная    подготовка,    направленная    на  совершенствование  речи:

систематическая работа над техникой речи (над дыханием, дикцией, голосом), использование опыта  мастеров художественного слова, изучение вопроса использования грамзаписи на уроках, запись на магнитофонную  ленту собственного чтения с последующим  прослушиванием и анализом. Здесь  учитель может воспользоваться  следующей литературой: Методика выразительного чтения. /Под ред. Т.Ф.Завадской, Н-М.Соловьевой. -М., 1985; Дмитриева Е.Д. Практикум по выразительному чтению. - М., 1981;

Л.А.Горбушина  Обучение выразительному чтению младших  школьников. -М., 1981.

2. Непосредственная подготовка  к конкретному уроку: чтение текста про себя для выделения главной мысли произведения (чем хочу взволновать слушателей, что хочу передать?); деление произведения на части, уяснение главной мысли каждой части, обозначение логических ударений, пауз, проверка орфоэпии чтения по словарю. Можно воспользоваться вышеназванной литературой , а также : Черноморов А.И., Шустова А.Н. Практикум по выразительному чтению. - М., 1970.

3. Тренировочное чтение: перечитывание вслух всего текста или его трудной части до тех пор, пока не будет заминок, и голос не польется легко.

4. Постоянное внимание  к своим жестам, мимике (обращение к детям, побуждение их к переживанию вместе с чтецом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Памятка

Как подготовиться к  выразительному чтению.

1. Перечитай  текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и  переживания героев, автора.

 

2. Определи  своё отношение к событиям  (героям,  описаниям  картин  природы).

 

3. Мысленно  представь себе их.

 

4. Реши, что  будешь сообщать при чтении  слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).

 

5. Продумай  в соответствии с задачей чтения  и выбери интонационные средства - тон, темп чтения; пометь паузы,  логические ударения.

 

6. Прочитай  сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем  ли ты согласен. Не забудь, что  ты произносишь текст перед  слушателями и общаешься с  ними.

 

  1. Прочитай текст выразительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как отвечать на вопросы

- Прочитать  вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее, и  читать текст целенаправленно.

- Перечитать текст, подмечая  те его части, которые понадобятся  для ответа на вопросы.

- Еще раз  прочитать текст и найти ответы  на вопросы (пометив их в  тексте).

" Проконтролировать себя: закрыть книгу и ответить на все вопросы своими словами.

Как составить  план текста

- Прочитать  текст целиком, обращая внимание  на то, как он построен: о чем  говорится вначале, какие события  описаны дальше, чем заканчивается  текст.

- Разделить текст на смысловые  части ( одна часть отличается от другой новым содержанием).

- Определить  главное в каждой части, отметив  в тексте основные предложения.

- Перечитать их. Выразить своими  словами, что является главным  в данной части. Подобрать к  ней заголовок.

- Записать  свой заголовок к каждой части.

- Проверить себя по книге,  определить, отражает ли заголовок  главное, не повторяются ли  названия, не пропущено ли что-либо  важное.

 

Как кратко пересказать  прочитанное

- Перечитать  текст , выделяя в нем основное содержание и запоминая его последовательность.

- Выделить  основные смысловые части текста.

- Отметить  в каждой части главное.

- Составить  план (каждое предложение-заголовок  должно отражать основное содержание  части), записать его.

- Перечитать  весь текст, держа план перед  собой.

 

- Пересказать  текст с закрытой книгой по  плану своими словами так, чтобы  на каждый пункт плана ответить  одним-тремя предложениями.

 

 

 

План  анализа рассказа

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?

2. Подумай, какой из трех типов  текста здесь преобладает:

•    • повествование (рассказывает);

•    • описание (показывает);

•   • рассуждение (доказывает).

3. Вкратце  передай сюжет (основные события)  рассказа.

4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в  развитии действия) этого рассказа?

5. Каких героев ты считаешь  положительными, а каких отрицательными  и почему?

6. Что в этом рассказе тебя  рассмешило, а что показалось  грустным?

7. Какому герою ты больше всего  сопереживал? Опиши, какие чувства  ты испытывал вместе с героем.

8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько  наиболее точных, ярких глаголов  и прилагательных. Подбери к ним  синонимы (слова, близкие по смыслу).

10. Как ты думаешь, как сложится  судьба героев в будущем?

11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?

 

План анализа сказки

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в  этой сказке взято из реальной  жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке  больше увлекло: сюжет (основные  события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из  этой сказки стали частью нашей  реальной жизни? Чего на самом  деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно  считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных  героев этой сказки, перечисли  основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше  всего сопереживал? Опиши, какие  чувства ты испытывал вместе  с героем.

7. Какими пословицами ты бы  мог передать основную мысль  этой сказки? В какой фразе  сказки выражена ее главная  мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного  героя?

 

План  работы над лирическим стихотворением

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания  этого произведения?

3. Какие строчки  показались наиболее образными  (как бы ожили перед тобой,  стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы  показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй  подобрать несколько синонимов  к словам, которые тебе показались  новыми, редко встречающимися в  современном языке.

6. Перечисли  наиболее яркие сравнения в  стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова  употребляются в переносном выражении?

8. Как ты  думаешь, при каких обстоятельствах  ты мог бы вспомнить строки  этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию  ты хотел бы сделать к этому  стихотворению?

План анализа басни

1. Прочитай  произведение. Подумай, почему оно  считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную  мысль) басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как  написана басня - прозой или  стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся  у людей, высмеиваются в этой  басне?

5. Какие фразы, выражения показались  тебе наиболее яркими, образными,  запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера  главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе  всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой  басне смешным, а что - поучительным?

9. Подготовься к выразительному  чтению басни. Прочитай басню  по ролям.

10. Какие выражения из этой  басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План  рассказа о герое

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...

2. Опиши внешность героя (его  лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках,  мыслях, действиях лучше всего  раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера  понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях  с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с  этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем  тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз  могла бы лучше всего передать  характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил  бы своего любимого героя, какое  бы у него было выражение  лица, как бы ты его одел, что  было бы вокруг?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды работ над текстом на уроке чтения

1. Чтение  всего текста (по заданию учителя).

2. Чтение, деление  на части. Составление плана.

3. Чтение  по готовому плану.

4. Чтение, после  чтения пересказывание.

5. Чтение  учеником нового текста, заранее  подготовленного дома.

6. Чтение  с сокращением текста (дети убирают  предложения или слова, которые  можно опустить). Подготовка к  сжатому пересказу.

7. Чтение  цепочкой по предложению.

8. Чтение  цепочкой по абзацу.

9. Чтение вполголоса.

10. Чтение, нахождение отрывка к  рисунку.

11. Чтение, ответы на вопросы.

12. Нахождение в тексте отрывка,  который поможет ответить на  вопрос.

13. Чтение самого красивого места  в рассказе или стихотворении.

14. Нахождение  по данному началу или концу  предложения всего предложения

(позже предложение  можно заменять логически законченным  отрывком). 15. Чтение “выше нормы” (в основном это домашнее задание,  когда ученик,

хорошо  зная свою норму чтения незнакомого  текста, путём тренировок дома

набирает 10-15 слов, например: норма чтения незнакомого  текста оставляет

40 слов в  минуту, значит, домашний текст ребёнок  должен прочитать со

скоростью 50-55 слов в минуту).

16. Чтение отрывка, к которому  можно подобрать пословицу. 

17. Нахождение предложения, с  помощью которого можно исправить

допущенную  ошибку.

18. Нахождение предложения или  отрывка, отражающего главную  мысль

рассказа.

19. Чтение и установление, что  правдиво, а что вымышлено (для  сказки).

20. Чтение, нахождение  предложений, которые стали поговорками  (для басни). 21. Чтение, составление  сценария к диафильму (кратко, подробно).

22. Чтение, подборка  звукового оформления “фильма”.

23. Беседа с сопровождением выборочного  текста.

24. Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.

25. Высказывание своих непосредственных  суждений о прослушанном после  чтения учителем или учеником.

26. Чтение, рассказ о том, чем  понравилось произведение, что запомнилось. 27. Установление путём чтения  причинно-следственных связей.

28. Чтение названия рассказа, придумывание  других названий. 

29. Чтение по ролям.

30. Чтение по ролям диалога,  исключая слова автора.

31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью  жестов, мимики, позы.

32.“Живая  картинка” (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует  на услышанное).

33. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот  этот человечек:

34. Нахождение  отрывка, который нужно прочитать  презрительно, строго, с мольбой,  с досадой, с восхищением, с  насмешкой, радостно, весело, печально  и т.д.

Информация о работе Совершенствование навыка чтения младших школьников