Совершенствование навыка чтения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Какой предмет в курсе начальной школы вы бы назвали главным ? Нам думается, что все в один голос объявят: “Они все главные!” И будут правы. Математика учит осмысливать окружающий мир количественно; задача русского языка – в том, чтобы научить ребенка пользоваться родным языком для передачи любой письменной информации грамотно с точки зрения орфографической и речевой культуры; на уроках естествознания дети должны осознать себя частью огромного и удивительно разнообразного в своих проявлениях мира природы, полюбить его и научиться уважать; ну, а тот, кто не научился бегло читать в начальной школе, вряд ли может рассчитывать на большие успехи в средней школе.

Оглавление

1. Актуальность выбранной темы, формулировка проблемы. 3 стр

2. Цель, гипотеза, план создания системы. 7 стр

3. Диагностический инструментарий. 9 стр

4. Выводы и результаты исследования. 19 стр

5. Список литературы. 20стр

Файлы: 1 файл

методика курсовая.docx

— 65.73 Кб (Скачать)

Я стремились к тому, чтобы уроки чтения оставляли  заметный след в сознании каждого  ученика, были нацелены на то, чтобы  продвигать детей в  их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном,  эстетическом и речевом развитии, развивали  у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы  умения и навыки. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалась  группа слабо читающих детей (3-5 человек). У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило  к нежеланию читать и в конечном счёте к отставанию в учёбе.

 

В течение  долгих поисков был выведен алгоритм работы по совершенствованию   чтения:

А.  1. Прежде всего, учитель должен полюбить уроки чтения и овладеть  методикой их проведения.

 

     2.  Учитель должен  быть артистом, быть эмоциональным,  у него должна     быть  поставлена речь (тон, тембр, интонация,  выразительность и т.д.), а это  значит уроки чтения неразрывно  связаны с уроками риторики. Риторика  помогает овладеть родным языком. Об этом хорошо сказал древнегреческий  оратор Горшей: “Слово есть великий  властелин, который, обладая весьма  малым и совершенно незаметным  телом, совершает чудеснейшее  дело. Ибо оно может и страх  изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание  пробудить…” 

           А наш поэт В.Солоухин так  написал: “Слово о словах”

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено  теплом души.

Риторические знания и помогают выбрать самые нужные суровые  или тёплые душевные слова – в  зависимости от конкретной жизненной  ситуации.

 

3.  Учитель  должен уметь анализировать произведение.

 

  1. Учитель должен верить в то, что он говорит, т.е. быть искренним, не играть и не переигрывать, а быть, только тогда дети поверят тебе.

 

  1. Учитель должен довести до сознания детей, что “тот, кто много читает, тот много знает”, что “три дня не будешь читать книгу – твоя речь потеряет прелесть”. (китайская пословица)

 

Б. Необходимо вести активную разъяснительную работу с родителями, начиная с первого знакомства с ними и на протяжении всех 4 лет обучения их детей.

Необходимо  провести родительские собрания на следующие  темы:

1 класс  – “Развитие речи и общения  детей”,

                “Как научить ребёнка читать”;

     2 класс – “О роли книги  в жизни ребёнка”,

                     “Книга и телевизор”;

     3 класс – “Домашнее чтение”,

                     “Мой друг чтение”;

     4 класс – “Чтение без принуждения”,

                     “Папа, мама, я – читающая семья”.

 

В.  Каждый урок (математика, русский язык, труд и т.д.) нужно начинать с минутки чтения.

1 класс.  Это листы-чтения. Собраны 4 папки,  по мере трудности (на альбомных  листах наклеены стихи, сказки, рассказы из детских журналов  с иллюстрациями). Сначала учитель  даёт детям материал для чтения, а затем они выбирают сами, зная , что от папки к папке  тексты становятся сложнее.

2 класс.  Это книжки-комплекты, т.е. одинаковые  по числу учащихся.

3 класс.  Право выбора любой книги из  классной библиотеки, под руководством  учителя.

4 класс.  Каждый ученик может принести  свою любимую книгу из дома, библиотеки или выбрать в классной  библиотеке.

 

Г. Начиная с 1 класса, нужно проводить речевые разминки. Но так, чтобы каждая речевая разминка или этап речевой разминки преследовал определённую цель (учебную и развивающую).

Проведение  речевых разминок должно быть направлено на решение следующих задач:

- чётко  отработать произношение гласных  и согласных звуков и их  сочетаний у учащихся;

- отработать  у учащихся литературное произношение;

- развивать  поле чтения и безошибочное  восприятие слов, предложений при  чтении вслух и про себя;

- снизить  интервал между восприятием и  пониманием;

- отрабатывать  выразительность.

 

 

Упражнения  по совершенствованию навыка чтения мы разделил на 7 групп.

1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. К ним относятся:

- артикуляционная  гимнастика для губ, языка;

- упражнения  по произношению чистоговорок, скороговорок;

- упражнения  в чётком (орфографическом) произношении  предложений;

- пальчиковая  гимнастика. Деятельность наших  рук – жестовая речь. От того, как развита правая рука, её  мелкая моторика, будет развита  и речь.

 

2 группа.  Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия. В эту группу входят упражнения на :

- восполнение  слов в предложении;

- двукратное  произнесение каждого слова;

- отделение  слов от псевдослов.

 

3 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним относятся:

- упражнения  на догадку частей устойчивых  словосочетаний, предложений, частей  поговорок, диалога.

4 группа. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча:    - чтение за диктором;

- чтение  в парах;

- групповое  чтение;

- чтение  с отрывом взгляда от текста;

- чтение  с убыстрением темпа, с переходом  на незнакомый текст;

- жужжащее  чтение;

- зрительные  и слуховые диктанты;

- упражнение  “чтение-спринт”;

- на разграничение  детьми чтения молча и вслух  - упр. “Губы”;

- для  развития смысловой догадки –  упр. “Угадай”;

- для  развития скорости чтения –  упр. “Финиш”.

 

5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста. К ним относятся:

- чтение  строчек наоборот по буквам, слогам;

- поочерёдное  чтение слов нормально и наоборот;

- чтение  только второй половины слов.

 

6 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят:

- упражнения  на восполнение пропусков букв  в словах;

- чтение  строчек с прикрытой нижней  половиной;

- чтение  строчек с прикрытой верхней  половиной;

- чтение  текста через слово.

 

7 группа. Упражнения, направленные на развитие памяти и внимания в процессе восприятия. К ним относятся:

- чтение  перевёрнутого текста;

- поиск  в тексте заданных слов;

- дидактические  тренировочные игры.

 

Данные  упражнения можно включать в подготовку к чтению нового текста, помогая  освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных  слов и предложений. Упражнения предлагаются учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание.

Упражнения  выполняются индивидуально, коллективно, по группам. Занимают на уроке 5-6 минут. Оценку выполнения учащимися упражнений на уроках необходимо давать в словесной  форме. В конце каждой недели на уроке  чтения учащиеся делают самозамер скорости чтения и результат записывают в  тетради. Учитель технику чтения проверяет ежемесячно, результаты анализирует и комментирует учащимся, доводит до сведения родителей.

 

Также приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к  тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, что не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать  благоприятные условия для анализа  произведения, усвоение прочитанного на основе разнообразия форм, методов  и видов работы. Виды работы над  текстом можно систематизировать, отпечатав их на листке под соответствующим  номером.  

                                     (см. приложение ).

 

Огромную  роль в совершенствовании техники  чтения учащихся играет живое слово  учителя как средство активизации  мышления, эмоционального, эстетического  и нравственного переживания. Живое  слово должно быть насыщено образами, мыслями, эмоциями. Читать, используя  живое слово, не значит быть просто возбуждённым. Подлинная выразительность  заключается в умении передать то, о чём мыслил и что чувствовал автор, произведение которого мы читаем. За спокойным, негромким, неторопливым чтением должна быть скрыта глубина, и тогда такое чтение будет  вызывать у слушателей сильное переживание. Живое слово может заставить  радоваться, печалиться, пробуждать любовь и ненависть, высокие нравственные стремления. Но без постоянного показа выразительного чтения, выразительной  речи трудно обучать детей этому  искусству. Элемент подражания учителю  при обучении неизбежен, об этом учитель  должен помнить, но подражание может  быть только на первых порах. Важно, чтобы  ученик подражал принципу чтения, а  не результату. “Творческое подражание, - отмечал Б.С.Найдёнов, - путь  к  мастерству”.

Что помогает учителю при подготовке к такому чтению?

                                         (см. приложение )

 

Так что  же значит читать выразительно?

Выразительно  читать, говорить – это значит, по К.С.Станиславскому, “действовать словами”, т.е. воздействовать своей волей  на слушающего, заставить видеть текст  таким, как видит или относится  к нему говорящий.

Для того, чтобы речь была действенной, читающий должен знать цель своего чтения, определить тему произведения, понять основную мысль  автора, чтобы понять идею.

В речи различают  мысль и смысл, подтекст, который  вкладывает  в чтение чтец и автор, раскрывает содержание и смысл произведения. Схематично всю систему можно  представить в идеограмме.   

                               (см. приложение )

 

Деятельность  учителя в школе  в большей  мере посвящена тому, чтобы пробудить  в детских душах отклик на те мысли  и чувства, которые вложил в свою книгу писатель. Как сделать так, чтобы прочитанное принесло юному  читателю наибольшую пользу: обогатило  его воображение, развило память и речевую культуру? Как сделать  чтение процессом не только эмоциональным, но и обдумывающим.

Конечно огромную роль в совершенствовании  чтения играет анализ произведений; не работа по содержанию произведения, а  глубокий анализ каждого произведения, начиная с 1 класса. Для этого прежде всего учитель сам должен научиться  правильно анализировать каждый жанр произведения. Чтобы облегчить  подготовку к анализу произведения, учащимся можно предложить опоры-схемы  для анализа рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения. А также  опору-схему для создания устного  или письменного описания литературного  героя.

                               (см. приложение )

 

Все вышеописанное  помогло нам выявить показатели, которые в первую очередь влияют на технику чтения, позволило  систематизировать  упражнения, направленные на отработку  этих показателей.

Работая над данной проблемой,  были приведены  в систему:

- упражнения  на релаксию (мышечное расслабление);

- дидактические  тренировочные игры;

- тренировочные  упражнения;

- упражнения  для пальчиковой и артикуляционной  гимнастики.

 

                                (приложение)

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

Использование в практике этой системы упражнений способствует совершенствованию навыка чтения.

Данные  наблюдений свидетельствуют о том, что у учащихся:

- увеличился  объем зрительных и слуховых  восприятий, а также угла зрения;

- отрабатывается  навык антиципаций;

- улучшается  устойчивость внимания;

- почти  не имеют место регрессии;

- увеличился  словарный запас;

     - развивается артикуляционный аппарат.

 

Результаты  диагностики говорят следующее:

  • у учащихся идёт стабильный рост темпа чтения;

- совершенствуется  способ чтения и при переходе  в 5 класс все ученики читают  целыми словами;

  • уровень понимания текста – высокий;
  • чтение выразительное;
  • уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.

 

Сформированность  навыка  чтения в свою очередь  повлияла на:

- общее  развитие речи, учащиеся всё чаще  используют в своей речи распространенные  предложения, эпитеты, сравнения;

Информация о работе Совершенствование навыка чтения младших школьников