Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:42, курсовая работа
Какой предмет в курсе начальной школы вы бы назвали главным ? Нам думается, что все в один голос объявят: “Они все главные!” И будут правы. Математика учит осмысливать окружающий мир количественно; задача русского языка – в том, чтобы научить ребенка пользоваться родным языком для передачи любой письменной информации грамотно с точки зрения орфографической и речевой культуры; на уроках естествознания дети должны осознать себя частью огромного и удивительно разнообразного в своих проявлениях мира природы, полюбить его и научиться уважать; ну, а тот, кто не научился бегло читать в начальной школе, вряд ли может рассчитывать на большие успехи в средней школе.
1. Актуальность выбранной темы, формулировка проблемы. 3 стр
2. Цель, гипотеза, план создания системы. 7 стр
3. Диагностический инструментарий. 9 стр
4. Выводы и результаты исследования. 19 стр
5. Список литературы. 20стр
Тренировка чтения с решёткой продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решётки в течение 2-3 минут. Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут.
Это способствует развитию подвижности зрения, расширению поля чтения и стимуляции периферического зрения. «Плёнка» представляет собой прямоугольник размером 7* 10 см, вырезанный из светло-жёлтого светофильтра. Она накладывается на читаемую страницу книги вертикально таким образом, чтобы её левая кромка отстояла от начала строк примерно на 4-5 букв. Ставится задача читать, сознательно воспринимая только ту часть строки, которая находится под плёнкой. А слова слева и справа от краёв плёнки воспринимать за счёт периферического зрения и антиципации
УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ГИБКОСТЬ И СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ И МОЛЧА.
Оно используется в целях чёткого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча.
К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение.
Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости, чтения про себя с чтением вслух..
Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается с 20 с (в начале) до 2-х минут.
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80 – 160 слов в мин). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Таким образом они приучались менять скорость и ритм чтения адекватно содержанию и структуре самого текста. Средняя скорость чтения вслух с учителем должна несколько превышать скорость чтения про себя слабых учеников, побуждая их не отставать от учителя. Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путём внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановиться на этом месте, показать нужное слово.
На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на поставленные вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы, а после прочтения текста ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, ещё быстрей!»
На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти определённое слово или выражение.
Ученик читает текст про себя, одновременно напевая знакомую песенку или декламируя наизусть стихотворение.
7. Чтение со звуковыми помехами
Во время самостоятельного чтения учащихся звучит музыка.
8. Чтение с простукиванием ритма.
Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, ученики должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.
9. Жужжащее чтение.
Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
10. Ежеурочные пятиминутки чтения.
У каждого ребёнка на парте постоянно лежит книга. И любой урок – будь то чтение, математика, труд или рисование – начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.
11. Зрительные диктанты.
Зрительные диктанты проводятся по
текстам И.Т.Федоренко при
12. Чтение за диктором.
Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзаписи произведения.
13. Хоровое чтение.
Во время хорового чтения все учащиеся работают на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ И БЕЗОШИБОЧНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА.
Памятка «УЧИСЬ ЧИТАТЬ
1. Упражнение «Мнимое слово».
Учитель в ходе чтения произносит неправильное слово, ученики прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением.
Один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова (как при пении канона). Все остальные учащиеся следят за чтением обоих учеников и оценивают их работу.
Ученики читают строчки наоборот по буквам, словам, слогам или целыми словами.
При чтении ученик вслух произносит только вторую половину каждого слова, где чаще всего и допускаются ошибки.
Чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, рыба, берёза, кричал, рисовал, думала, статуя, столяр, ремень, добыча, магазин, новая, красную, синий, белые, граница, битвы, открою, увидели, купить, ошибки, чернее, достанут.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАСШИРЕНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ПОЛЯ ЧТЕНИЯ.
На карточке, на картинке ставим зелёную точку и концентрируем на ней взгляд. В это время называем предметы справа, слева, вверху и внизу.
ПАМЯТКА.
1) Как можно быстрее назови все числа (буквы) по порядку, указывая их карандашом.
2) Старайся запомнить
3) Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.
8 4 7 22 9 14 18 7
2 1 5 3 12 6 23 20
6 3 9 1 4 1 25 6
3. Развитие поля
зрения по вертикали по
Комплект №1
13 33 9 4 26 26 31 23 5 21
3 22 19 2 30 17 3 35 11 29
28 31 12 24 6 14 22 8 24 6
7 10 21 27 14 20 33 27 16 13
35 18 1 16 8 12 30 18 2 34
23 5 29 32 11 1 7 25 28 9
15 34 17 25 20 32 10 15 4 19
4. Упражнения на восполнение пропусков букв в словах.
Ученикам предлагаются карточки с текстами, в которых есть слова с пропущенными буквами. Необходимо прочитать текст, вставляя пропущенные буквы.
5.«Чтение-разведка».
Ученики на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением.
Закладкой или непрозрачной линейкой ученик закрывает верхнюю или нижнюю половину строчки (можно чередовать) и по видимой части воспроизводит текст.
7.»Кто быстрее?»
На столе учителя рассыпаны статьи (больше, чем количество учеников в классе). Требуется каждому ученику найти в статье заданное предложение, «скользя» по тексту глазами.
8. Скачкообразное чтение «Кенгуру».
Под счёт 1,2,3 ученики фиксируют взгляд на начале, середине и конце строки читают таким образом абзац. Далее отвечают на вопросы учителя по содержанию текста. Затем этот абзац перечитывается вслух.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ.
Это упражнение можно использовать с периода обучения грамоте, постепенно усложняя его:
А) за короткое
время ученик должен
Б) за отведённое
время ученик должен «
В) показ фрагментов
диафильма с использованием
Ученики читают текст, а после прочтения получают задание его пересказать.
Ведущий начинает читать не
сначала, а где попало, называя
только страничку, остальные
В пирамидку включаются
Дружба, товарищество, коллектив;
Мужественный, смелый, ловкий;
Синица, снегирь, воробышек, ворона.
Комнатная теплота не спасла берёзу. (К.Паустовский)
Нелёгкая, но славная жизнь Кутузова. (С.Алексеев)
Среди буквенного текста вставлены слова. Ученик должен найти их и подчеркнуть.
бсолнцеитранстолрюджиметокногг
прстыюрозаевнциджарамылрквтсум
При выполнении данного упражнения необходимо не только чётко прочитать окончание, но и догадаться, каким оно должно быть. Вставленное окончание должно согласовываться с другими словами в предложении.
Солн… садит… в тучи. Быстрые ласточ… лета… низко над земл… . Голосят по двор… пету… . облака вытягива… по неб… длинными туманны… прядя… .
Информация о работе Совершенствование навыка чтения младших школьников