Совершенствование навыка чтения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Какой предмет в курсе начальной школы вы бы назвали главным ? Нам думается, что все в один голос объявят: “Они все главные!” И будут правы. Математика учит осмысливать окружающий мир количественно; задача русского языка – в том, чтобы научить ребенка пользоваться родным языком для передачи любой письменной информации грамотно с точки зрения орфографической и речевой культуры; на уроках естествознания дети должны осознать себя частью огромного и удивительно разнообразного в своих проявлениях мира природы, полюбить его и научиться уважать; ну, а тот, кто не научился бегло читать в начальной школе, вряд ли может рассчитывать на большие успехи в средней школе.

Оглавление

1. Актуальность выбранной темы, формулировка проблемы. 3 стр

2. Цель, гипотеза, план создания системы. 7 стр

3. Диагностический инструментарий. 9 стр

4. Выводы и результаты исследования. 19 стр

5. Список литературы. 20стр

Файлы: 1 файл

методика курсовая.docx

— 65.73 Кб (Скачать)

35. Нахождение и чтение предложения  с восклицательным знаком, запятой,  многоточием и т.д.

36. Конкурсное чтение стихотворений  (жюри выбирается из победителей  предыдущего конкурса).

37. Нахождение и чтение образных  слов, выражений и описаний.

38. Нахождение и чтение слов  с логическим ударением.

39. Нахождение  и чтение слов, предложений, которые  читаются громко, тихо, быстро, медленно.

40. Чтение стихотворения, расстановка  пауз.

41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

42. Выразительное  чтение отрывка рассказа (стихотворения)  по собственному

выбору.

43. Чтение  отрывка текста с распространением  предложений в нём. 44. Вычленение  из рассказа слова к предложенной  схеме:

_____чн____, _____жи_____ и т.д.

45. Кто  быстрее найдёт в тексте слово  на заданное учителем (учеником) правило.

46. Нахождение  в рассказе самого длинного  слова.

47. Нахождение  двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

48. Нахождение  в рассказе и чтение словосочетаний:

а) существительное + прилагательное;

б) существительное + глагол;

в) местоимение + глагол (можно наоборот).

49. Чтение, пометка непонятных слов.

50. Чтение слабочитающими учениками  слов с предварительной разбивкой  их на слоги (например: мор-ков-ка).

51. Нахождение и чтение слов  и выражений, с помощью которых  можно составить устный портрет.

52. Нахождение  и чтение в тексте слов, близких  по значению данным (данные слова  записаны на доске).

53. Чтение  слов, к которым даны сноски.

54. Нахождение  и чтение слов и выражений,  которые можно использовать при  написании сочинения. 

55. Чтение  с выписыванием слов для практического  словаря, например, к теме “Осень”,  “Зима” и т.д. 

56. Комбинированное  чтение (учитель и учащиеся хором).

УПРАЖНЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  НАВЫКА ЧТЕНИЯ

 

 

 

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА.

 

 

  1. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем  другой рукой, а в завершение –  двумя руками вместе. Каждое упражнение имеет своё название, проводится в  течение нескольких минут, 2-3 раза в  день, например:

                                  «Моя семья»

                                 Вот дедушка,

                                Вот бабушка, 

                                Вот папочка,

                                Вот мамочка,

                               Вот деточка моя,

                               А вот и вся моя семья.  -   Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

 

                                   «Человечек»

                            «Топ-топ-топ!»- топают ножки.

                            Мальчик ходит по дорожке.      -       Указательный и средний палец одной руки «ходят» по столу.

 

                               «Курочка пьёт воду»

                            Наша курочка гуляла,

                            Травку свежую щипала.

                           И пила водицу 

                           Прямо из корытца.     –Поставить руку локтём на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки.

 

Хорошо зарекомендовали себя разнообразные пальчиковые игры:

  • игры с пластилином;
  • изготовление поделок из природного материала;
  • перебирание круп, зёрен;
  • рисование, раскрашивание и штриховка;
  • шитьё, вязание и плетение;
  • игры со счётными палочками;
  • игры с мозаикой;
  • игры с конструктором.

Описание игры можно подать детям  в стихотворной форме и сопроводить  красочными рисунками.

 

2. Артикуляционная  гимнастика.

Артикуляционная гимнастика проводится в начале и в конце  урока в качестве физкультпауз в  течение 5-7 минут. При этом большое  внимание уделяется  над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. В  данную гимнастику необходимо включать работу над артикуляцией:

  • гласных звуков и их сочетаний ( а, о, у…, а-у, а-о, ы-и…)
  • согласных звуков и их сочетаний ( с, л, р, ш, к…,з-с-ш, ш-ж-с…)
  • сочетаний согласных звуков с гласными ( ба, бо, бу, бы…,тра, три…)
  • трудных для произношения слов ( электрификация, портфель…)

 

3. Игры на звукоподражание, например:

 

               «На птичьем дворе»

             Наша уточка с утра…   Кря,  кря, кря!

             Наши гуси у пруда…   Га, га, га!

            Наши курочки в окно…   Ко, ко, ко1

            А как Петя-петушок

            Ранним рано по утру

           Нам споёт… Ку-ка-ре-ку!

 

 

4. Скороговорки.

На первом этапе необходимо включать короткие  скороговорки, постепенно усложняя их:  

                    Мама мыла Милу с мылом.

                      

                   Белые бараны били в барабаны.

 

                  На дворе трава, на траве  дрова.                  

                  Не руби дрова на траве двора..

 

При работе над скороговоркой  необходимо выяснить её смысл, затем  преодолеть все трудные звукосочетания. Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя. Затем переходить на шепот и лишь потом – вслух, сначала в медленном  темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о чёткости произношения.

 

5. Чистоговорки.

Читать чистоговорки нужно сначала  медленно, затем быстрее и совсем быстро, без ошибок:

                        Добрый разум не наживёшь сразу.

 

                       Сыворотка из-под простокваши.

6. Таблица согласных.

Ученик делает глубокий вдох и на выдохе старается прочитать согласные  одного ряда. Далее можно добавлять  к согласным гласные, например: первый ряд читать с гласной а, второй – с гласной и, третий – с гласной о и т.д.

 

 

Б К З С Т Р М Н В  З Р Ш Л Н Х

Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р  П Т С Т К Л

М Н Д Г М К Т Ф Т  Р М Г Н Ж З

В Д Ф Х Ф Г М Н Б  С К Т Ф М Н 

П Т К З Р М В Б Г  Д Ф К З Р Ч

З С Ч К Т Ф Т Щ Д  М Л Х В Д М 

Д Г Р Ш К Т Б С Т  Ц Т Р С Ч Ш

Т Р Г Х Л Д К В Ч  Т Б Л М Н З

М Ф Т Ч С Б Н П Ж  Л Ч Ш Г Х Р

Б С Л Н Р Г Л Ц М  Б Д Ф Ж Ц Ж

Н Б С М Н П Р Л К  Ф Х Ц Ч Ш П

Ф Щ М Ж Д Ш Х Ч М  К Б П Р В С

К П Ш Л Ц З Ч К Л  Н В Д Щ Ф Т 

Р М Н П Ш ЛЖ Ц С Х Р  З Б Ч В

Ш Ч Ж Н Б В Д З Т  Г П Ч Х Б К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ  ТРУДНОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА.

 

 

  1. Восполнение слов в предложении.

 

             «Смысл жизни – дарить людям……  (радость).

             Подаренная радость прибавляет  …… (здоровья), делает человека

           …… (сильным). Жизнь только для  себя прожита …… (напрасно).»

                                                                                    Х.-К. Андерсен

 

  1. Двукратное произнесение каждого слова.

При чтении текста  дети каждое слово  произносят два раза.

 

  1. Отделение слов от псевдослов.

 

  1. Чтение текста и выделение трудных слов.

 

  1. «Познавательное чтение»

    Ученику предлагается прочитать  строчки и определить, чего на  свете не бывает.

 

                     Жучка будку не доела, неохота, надоело.

                     Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.

                    Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА  РАЗВИТИЕ АНТИЦИПАЦИЙ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ.

 

  1. Таблица комбинаций согласных букв.

Работая по таблице, ученик восстанавливает  возможные слова по заданным комбинациям  согласных букв, произвольно добавляя необходимые гласные.

А                                                Б                                                 В

 

С    Д    Б    Г    Р

Т    Р    С    Р    В   

К    З    Н    Д    Н

П    Ж    Р    В    Р

 

Г    Л    Г    М    Л 

Л    П    Р    З    Н   

З    Л    Т    М    Т

Г    Д    Р    Ж    Р

 

Б    Х    Р    К    Д

Р    Д    М    Р    К

Г    Л    Б    К    М

Ж    С    Ф    Л    М

 

Ж    Л    В    Л    Г

К    Б    Т    Н    С

Ш    К    С    Л    Ж

Т    М    Р    З    М

 

Л    К    С    Д    М

П    С    К    Р    Д

Л    Д    Н    Ш    Г

Т    М    Б    К    П

 

Т    З    Д    К    Ж

Б    Р    Б    Л    К

З    Т    Н    Ж    Р

В    Р    С    П    Т

 

П    Н    В    Н    Т

З    В    Д    Л    П

Ц    Р    Т    М    С

П    С    П    Л    Б

Б    Р    З    М    Ж

 

Л    М    К    Л    Г

Щ    К    В    Щ    Л

Г    Т    Н    К    Р

З    Р    Г    З    М

В    Т    Р    Т    М

 

Р    М    Т    Р    С

З    Р    Ж    Б    Р   

Л    Д    К    Р    Т

Н    Б    Л    С    Р

Н    С    П    Р    К


 

 

  1. Антиципация частей пословиц, поговорок, загадок.

А) Закончи пословицу:

                                       Делу время –………….

 

                                     Кончил дело -………… 

                                                  

 

Б) Соедини стрелками  части пословиц так, чтобы они  подходили друг другу по смыслу:

                         Готовь сани летом,                 пока не перепрыгнешь.

                            

                            Не торопись языком,              торопись делом.

 

                          За твоим языком                      телегу зимой.

 

                         Не говори «гоп»                        не поспеешь и босиком.

 

В) Подставь в загадки  недостающие слова:

                                     Посмотрите – дом стоит,

                                     До краёв водой…………..(налит)

                                     В этом домике жильцы –

                                     Все умелые ……………..(пловцы).

 

 

  1. Антиципация частей диалога.

Вставь недостающие реплики:

             - Ты уже читал эту книгу?

             ………………………………

            - Я тебе её дам почитать.

             ………………………………

            -Ты что, медленно читаешь?

             ………………………………

 

  1. Работа с дидактическим тренировочным средством «Решётка».

Она служит для развития предугадывания при частично перекрытом тексте. Решётка  накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решётки  на текст перпендикулярные перепонки  перекрывают некоторые участки  текста (буквы, буквосочетания, слова).

Ученик, воспринимая видимые в  окошках элементы текстов, должен мысленно восполнить перекрытые перепонками  участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания теряются, можно разрешить сдвигать решётку  на     2-3 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка  текста.

Информация о работе Совершенствование навыка чтения младших школьников